Керамические фигурки Дилором Мухтаровой, наполненные остроумной и неожиданной фантазией, на первый взгляд, похожи на забавы шутника, но, всмотревшись повнимательней, в комических сценках замечаешь живую неиссякаемую силу народной мудрости.
Ее небольшая мастерская на территории комплекса Рухабад (Самарканд) кажется еще меньше от огромного количества расставленных на полке работ, изготовленных мастерицей и ее сыновьями - Мехрожем и Хушбахтом. Глиняным человечкам и дракончикам явно не хватает места на полках, поэтому они занимают часть пола, рабочего стола, нисколько не стесняя при этом движения хозяйки, которая легко передвигается среди весело толпящихся керамических фигурок.
- В народном искусстве Узбекистана значение глины, как пластического материала, чрезвычайно велико, это можно проследить на протяжении многовекового развития гончарного искусства, - говорит Д. Мухтарова. - В старину игрушки из глины использовались как амулеты. Сегодня они почти полностью перешли из мира ребёнка в мир взрослых. Чаще всего их можно увидеть на полках серванта, письменных столах, буфетах, нежели в руках детей. И это естественно: красота и художественная выразительность превратили игрушку в произведение искусства.
Надо отметить, что у каждого региона свое традиционное прошлое. Например, у мастеров Бухары и Самарканда совершенно различное мироощущение, отсюда и разные керамические школы со своими художественно-техническими приёмами, представлениями о прекрасном, которые передавались из века в век, от отца к сыну.
Удивительно то, что в нашем XXI веке, когда создаются игрушки с электронной начинкой, способные удовлетворить любой спрос, игрушки из обычной глины пользуются популярностью не только среди туристов.
- Сильное впечатление оказали на меня фигурки масхарабозов, кукловодов, жонглеров, канатоходцев, выполненные одним из самобытных художников-керамистов Узбекистана, моим свёкром А. Мухтаровым, - продолжает Дилором. - Именно он более 25 лет назад ввел меня в мир прекрасного, научил видеть и отражать на языке керамики все сказочное, что существует вокруг нас, настаивал на моих занятиях с глиной.
По её собственному признанию, первые самостоятельные работы полностью повторяли керамику учителя. Но стремление расширить границы малой пластики обогатили выразительные средства старательной ученицы. Мастерица начинает работать над сюжетами, композициями, выйдя за пределы одних только фольклорных элементов.
Дилором не простой создатель глиняной игрушки, она, прежде всего, скульптор, великолепно чувствующий материал и умеющий передавать в нем свои замысли. В настоящее время она со своей ярко выраженной творческой индивидуальностью является представительницей нового типа художников-керамистов.
Рим МУСТАКИМОВ.