В понедельник в музеях выходной, поэтому мы гуляли вокруг старого города - замку San Vigilio и в нижний город, я писал об этом в предыдущих постах. А после понедельника наступил вторник и мы пошли смотреть достопримечательности Старого города внутри. Поднялись на башню и посмотрели панораму, а потом - в музей, где надолго зависли над старинными географическими картами. Такая прелесть! На фотке венецианская карта мира 1565 Паоло Форлани и Ферандо Бертелли. Кроме карт в музее была деревянная скульптура местных мастеров. А потом вдруг наступил обед. После обеда мы продолжили прогулку в соборах Бергамо, но это будет в следующем посте.
Для начала я покажу апартаменты, где мы остановились. Они - в роскошном старинном доме, в первом посте я показывал лестницу с фресками. Внутри же получается очень странная планировка. Длинный и узкий коридор, в котором расположена кухня, а дальше - санузел. При этом перегородки делят пополам наружные окна.
А к коридору примыкает двухэтажная комната, с окнами в разные стороны и не менее узкой лестницей. Предполагается, что наверху - спальня, а внизу - гостинная, или дополнительное спальное место. Зафоткать хорошо не получается - некуда отойти.
А теперь - в город.
вот главная площадь.
И фонтан со львами.
Покупаем билеты и через какие-то закоулки поднимаемся на башню.
Вот мы наверху, площадь осталась внизу. Белое здание - это новая мэрия. Новой она была во время постройки в 17 веке :) А в старой мы находимся.
Соборов тоже два. Здесь - старый, 12 века, посвященный Деве Марии (Basilica Santa Maria Maggoire). К нему пристроена Капелла Коллеони (Colleoni Chapel). Постороил ее
Бартоломео Коллеони, кондотьер 15 века, служивший то
Венеции против
Милана, то наоборот, Милану против Венеции. Родился он рядом с Бергамо, и построил себе роскошную гробницу прямо у главного собора.
А левее на той же площади, левее - новый кафедральный собор
святого Александра, покровителя города. Построен в середине 17 века, практически одновременно с новой ратушей. Явно, что такое совпадение не случайно и должно соответствовать оживлению жизни города. Однако, беглый поиск в русской, английской и немного итальянской вики ничего не дает, везде это обозначено просто как середина почти пятивекового венецианского правления в Бергамо (1428-1797).
А это - святой Александр.
Смотрим вокруг на крыши старого города.
Это были фотки с промежуточной площадки. Но можно подняться еще выше по такой вот разрушающейся лестнице.
И увидеть тоже самое совсем сверху.
На башне установлены таблички с пояснениями - что вы видите.
С удивлением обнаруживаешь, что старый город - вовсе не исключительно каменный. Оказывается, в нем есть зеленые дворы, совершенно скрытые, когда идешь по улицам.
Над площадкой висят колокола башенных часов.
А теперь спускаемся вниз и идем в музей. По пути проходим вскрытые полы с остатками стен.
Внутренний дворик и лестница.
Старые балки и потолки - ровесники здания, которому больше пятисот лет. Современный проектор подвешен на скобе, охватывающей балку.
На стенах - фрески. Самое обидное, то такое ужасное состояние - не следствие времени, а результат работы реставраторов. Была разработана технология восстановления фресок, если штукатурка под ними вызывает опасения: они покрывались бумагой (или тканью?) со специальным составом, и по замыслу красочный слой должен был целиком отделиться от штукатурки стены, которую потом реставрировали. На практике штукатурка оказывалась преимущественно прочнее и вырывалась частично, и фреска оказывалась безнадежно испорченной. К сожалению, подобные результаты встречаются достаточно часто. Жаль.
А мы входим в зал со старыми картами.
Большой интерактивный экран. Еще на нескольких экранах демонстрируется фильм распространения цивилизации от древнейших времен до нашего времени. Только по-итальянски, но визуальный ряд понятный и завораживает.
Один из старых монументальных атласов - карта Америки и Тихого океана.
А это - еще одна инсталляция.
Взгляд в окно на внутренний дворик.
И на фрески под потолком, изображающие древних географов.
А это - основной зал.
Пол тоже украшен гигантской картой и она, доходя до стены, заворачивается как бумага.
Под потолком фрески продолжаются.
Еще фрески с гербами.
А это - южная
Италия, район
Неаполя и Бари. Неизвестный автор 1560.
А это -
Рим с другой карты.
Колизей, Пантеон, домики, соборы и церкви.
А это - Тоскана:
Флоренция, Лукка, Сиена. Антонио Саламанка 1550 год.
Венецианская карта Европы, частей Азии и Африки Giovanni Pietro Contarini, 1564. Листы расположены рядом друг с другом.
А это -
Россия на этой карте крупнее. Сплошные леса. Новгородия, Московия, Вологда. Интересно, что на восток от Новгородии, севернее Московии расположена Белая Русь - Rossia Bianca.
Еще один кусочек той же карты Поволжье с татарами (tartar), мордвой, пермяками, вятичами и другими народами.
После географических карт переходим в соседний большой зал, где расположилась выставка старой деревянной скульптуры, собранной из разных церквей. Сам зал - громадный и высокий, под потолком сохранились фрески.
А это - скульптуры. Автор - Pietro Bussolo, бергамский скульптор, работал между 1460 и 1526 годами.
Рядом со скульптурами - золотой крест с великолепной чеканкой.
В центре - Христос, а по краям креста - символы евангелистов.
Еще один крест, ана этот раз с фигурами людей - тоже прекрасен.
Выходим на улицу.
Оказывается, пока мы были в музее, соборы уже закрылись на сиесту, так что просто прогуливаемся. Венецианский лев на старой ратуше.
Переход от Santa Maria Maggiore к каким-то церковным зданиям, примыкающим к ней. Через него можно выйти на обратную сторону церкви, а внутри - много фресок.
Выходим. Позади церкви - древняя часовня.
Взгляд на площадь.
А это - задний фасад базилики Santa Maria с роскошным крыльцом.
Передние колонны подпирают львы. а задние - люди.
А это - боковой вход-закуток уже в новый собор, тоже закрытый на сиесту.
Раз все закрыто - самое время перекусить. На углу площади - уютная кафешка.
Садимся на открытый воздух и наслаждаемся.
Заодно разглядываем новую ратушу, и с удивлением замечаем, что львы на арках - оригинальные, а не типовые, у каждого - свое выражение.
На этом перерыве на обед я закончу пост. Продолжение следует.
Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.