На фото выше его тыльная сторона. Площадь перед собором настолько мала, что там не то, что место для авто нет, от туда толком фасад собора не снять. И хотя для заметки вероятно правильнее было бы начать с, не побоюсь этого слова, выдающегося фасада, я все же построю свое повествование в хронологической последовательности своего посещения, и чуточку позже Вы поймете почему.
Так вышло, что место для авто мы нашли с тыльной стороны собора, и нам пришлось обойти его с северной стороны, перед тем, как найти вход внутрь...
Буржский собор не так на слуху, как его более раскрученные "коллеги" : Реймсский Собор Реймсской Богоматери, Амьенский Амьенский собор - крупнейший во Франции, объект ЮНЕСКО №162, или Шартрский, хотя он и не меньше достоин нашего внимания, что и косвенно подтвердило ЮНЕСКО, включив его в 1992 году в список Всемирного наследия под номером 635. Читаем на официальном сайте:
"Кафедральный собор Сент-Этьенн в Бурже, построенный между концом XII в. и концом XIII в., это один из величайших шедевров готического искусства, восхищающий своими пропорциями и единством дизайна. Особенно поражают его тимпан, скульптуры и витражи. Собор не только выделяется красивой архитектурой, он также свидетельствует о силе христианства в средневековой Франции." (whc.unesco.org/fr/list/635)
Тем временем мы подходим к боковому входу в собор.
То, как собор, по мнению специалистов ЮНЕСКО, "восхищает своим пропорциями и единством дизайна", скорее всего при банальном осмотре оценить будет сложно, придется поверить на слово. А вот тимпан скульптуры и витражи заценить хочется. Особенно "тимпан". Вынужден в который раз признаться в своем невежестве, но я не знал значения слова "тимпан". Пришлось погулить:
"ТИМПА́Н (Мужской род) — Древний музыкальный ударный инструмент вроде литавр." — нет, че то не то, кажется. Не в филармонию же мы пришли:)))
"Тимпан в архитектуре — внутреннее поле фронтона, щипца, закомары — плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом; углублённая часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой." — тут еще больше непонятных слов, но главное понятно, что это примерно такая вот штука над входными дверями.
Прямо скажем, над боковой дверью тимпан не выдающийся, но видно, что очень старый...
А вот то, что мы вошли через боковую дверь, и послужило выражению главной эмоции от Бурского собора. Зайдя внутрь, я обнаружил буквально перед собой просто высоченную стену. "Я перебываю в трепетном восхищении", — про себя подумал я, но моей любимой отчетливо услышалось, сказанное голосом, который она привыкла считать моим: "ну ни х...а себе..."
А дело в том, что неф собора непривычно заужен, его ширина чуточку меньше 15 метров, потому стены собора, которые поддерживают неф высотой чуть больше 37 метров, кажутся ну просто высоченными.
На мое эмоциональное выражение восхищения супруга отреагировала очень спокойно. "Нельзя сквернословить в храме, купи свечу и поставь..." — я не считал себя виноватым, это собор сам вызвал такую реакцию, но тут же выполнил "рекомендацию" жены (это было что-то новое в наших продолжительных отношениях:)))
Может это ЮНЕСКО и называет "выдающимися пропорциями"...
Ну а что витражи? У нас еще будет возможность их рассмотреть по-подробнее...
Громадина собора только на первое впечатление кажется пустой. На самом деле нужно просто выйти из нефа и пройтись по галереям вдоль многочисленных капелл.
И здесь уже начинаешь обращать внимание на настенную роспись, столь редко встречающуюся в готических храмах.
Буржский собор — шедевр готического искусства 12-13 веков. Его начали строить в 1190-х годах на месте романского храма, который банально перестал вмещать всех прихожан.
Основной этап строительства был завершен в 1230 году. Примерно таким мы и имеем возможность его сейчас видеть.
В 1868 году собор был включен в историческое наследие Франции (МН).
Ну а что же знаменитые витражи?
Да, витражи собора просто впечатляют. Здесь можно наблюдать эволюцию витражей от 13 до 16 века.
Причем имя мастера, завершающего "стеклить" собор в 16 веке известно — Жан Лекьюайер (1480 — 1556). Он родился и умер в Бурже. Именно его работа тот витраж, который я первым поместил в этот материал. есть еще несколько фото работ этого мастера.
Круто, не правда ли?
Рассматривая фото самому не вериться, что все это отснято в одном здании...
Орган. Как же без органа в действующем католическом соборе.
Орган в соборе датируется началом 15 века!
Более 500 лет он как мог выполнял свои функции. Только в 1977 году провели его ремонт, полностью сохранив внешний вид и по-максимуму сохранив оригинальные элементы, заменив лишь только полностью изношенные...
Еще одна заметная вещь — старинные астрономические часы разработанные известным французским астрономом Jean Fusoris (1365-1436) и построенные в 1424 году.
Ну что, перед выходом еще несколько кадров, дабы закрепить образ, сумевший вызвать у меня столь откровенную эмоцию...
А вышли мы через центральный вход на площадь Этьена Доле. Площадка маленькая, фасад собора едва поместился в кадр моей камеры.
А вот на фасаде главным образом выделяются те самые тимпаны (ну мы уже знаем, что это такое:))). Центральный — просто шедевр.
И еще по два штуки по бокам...
Да, еще момент. Северная башня несколько выделяется на фоне гармоничной конструкции древнего сооружения. Дело в том, что она разрушилась 31 декабря 1506 года (интересно, а в 16 веке в Европе уже любили запускать фейерверки на Новый год?:)), и была полностью отстроена между 1508 и 1542...
Ну вот так как то. Хоть один собор попался без безобразных конструкций реставраторов на фасаде)))
Адрес:
Place Etienne Dolet, 18000 Bourges, Франция
Телефон:33 2 48 65 49 44
Web-адрес: