Начало: Дрезден стандартный. Спирали Altstadt.(I)
http://www.ayda.ru/story20548-27129
(*) Повторюсь (см. ч.1) , что такой быстрый набег на Нойштадт вызван лишь тем обстоятельством, что Дрезден был отдан «на рассмотрение» нам лишь на шесть часов. Из них обстоятельная обзорная экскурсия по центру Старого Города и Галерея с двумя выставками заняли львиную долю времени, оставив лишь немногим более пары свободных часов. По прогнозам, при желании «убить сразу двух зайцев», т.е. и Пассаж пяти дворов, и молочный магазин Пфундов, двух часов энергичному пешему туристу достаточно. Опять же удобный сервис Google и тут помогает определить расстояния и время пешего хода по намеченным реперным точкам маршрута (План А). Как запасной «План Б», для экстренной доставки опаздывающего туриста в исходную точку сбора, к Опере, на выручку придут превосходные дрезденские трамваи. Всего за 10-12 минут и 2.3 евро, с Бауцнерштрассе до Цвингера можно добраться трамваем №11 . Забегая вперёд - я всё успел и без рельсовых помошников :)) Было бы пару дней, обязательно на этом берегу Эльбы полюбопытствовал, чем интересен армейский Музей Бундесвера. Да и недурственно было бы в биргартене местного пива с жареными саксонскими сосисками употребить без суеты. Ну, два последних пассажа, скорее для нас, мужиков, актуальны.
Точка старта броска в Нойштад – массивный каменный мост Августа. Около 10 минут, по ходу движения наблюдая берега Эльбы, трамваи и непривычные квадратные ливневые канализационные люки, и вот я уже около «Золотого рыцаря».
Действительно позолоченной статуи короля Августа Сильного, тем более приметной на фоне привычных глазу потемневших зданий и памятников Дрездена. Почти двухметрового силача, большого приятеля русского царя Петра I, тоже детинушки огромадного роста и не обиженного силушкой. По дошедшим до наших времен историческим байкам, любила эта парочка владык при встречах, изрядно вкусив огненной воды, мериться силушкой, медные и серебряные монеты скручивая, да подковы разгибая.
Стоит памятник в самом начале Гауптштрассе, более походящей на платановый бульвар. Но ухожу налево, по пути в сотне метров этакая вот водная абстрактная композиция для медитации.
Слева остается японский дворец, издали внешняя его восточность обозначена разве что чуть пагодообразной крышей.
Доворот направо и пойду «по-королевски» по Кёнигштрассе, красивой улице с трехэтажными типично немецкими домами, уличными кафе и Церкви трёх волхвов через три квартала. Многие дрезденцы считают её самой прекрасной и аутентичной улицей города.
Минут 10 -12, и вот парочка симметричных фонтанов на площади Альберта. Сюжет фонтана «Штормовые волны» более впечатлил, чем умиротворенный «Тихий омут», поэтому его фото и ставлю в рассказ.
Чуть вперёд и правее начинается Алаунштрассе. Цель – Пассаж Пяти дворов, всё ближе…
Чудеса «Пяти Дворов»
Внимательно приглядываюсь к вывескам правой стороны улицы, вход в Пассаж не очень приметный. Кроме заранее известного адреса: Alaunstrasse, 70 разве что вот эта летающая корова :)
(**)Kunsthofpassage. Немного полу-официоза. Kunsthofpassage - это сквозные закрытые пять двориков с домами необычно авангардных фасадов, с магазинами, террасами-кафе, оригинальными малыми формам. Зажатое между двух улиц Алаунштрассе и Герлицерштрассе узкое дворовое пространство всего - то метров 150, тесно было заставлено 4-5 этажными жилыми домами с узкими щелями куцых двориков. И в конце 90-х, когда дошёл черёд до их реконструкции, нашлись нетривиально мыслящие творческие люди, конечно же, это были «свободные мыслью» художники и архитекторы, и сотворили это Чудо. В первую очередь автор - архитектор H. Böttcher. Официальный сайт (на немецком языке, понятно) Пассажа в Дрездене: www.kunsthof-dresden.de. Имена творцов отдельных композиций двориков взяты из этого первоисточника. Чтобы не обидеть автором авангард - шедевров неправильным написанием, имена приведены в оригинале языка:)
1.Со входа со стороны Алаунштрассе сразу открывается Двор №1: Двор Сказочных существ (Hof der Fabelwesen). Автор - Viola Schöpe. В нём переплелись «чудесатые» существа, «Человеки» с явными признаки обоих полов, астральные тела, звёзды, кометы… Космос – как вместилище бесконечно множества цивилизаций (Включая и нашу, обязательно!) На бледно-лимонной и бледно-оранжевой фасадных стенах разбросаны композиции из красно-синих плиток. Иногда, очень скупо, отдельные элементы дополнены белыми элементами.
2.Двор №2. В сравнении с предыдущим, Двор Света (Hof des Lichtes) отличается разве что размытыми ультрамариновыми тонами и отсутствием «художественного разгуляя» предыдущего пространства. Его хитрая арт-механика скрыта от взгляда и проявляется только во время мультимедийных перфомансов и инсталляций. Возможно, из-за нудного дождя и отсутствия наплыва туристов, запомнился мне разве что наличием нескольких необитаемых сувенирных магазинчиков. А его хитрые ночные сеансы и подсветки можно наблюдать лишь по вечерам, не наш случай.
3. Переход к третьему Двору авторства Аренда Цвикера (Arend Zwicker)). Двор метаморфоз (Hof der Metamorphosen ). На белёсой и аскетичной стене выделяются два ребристых длинных элемента, чем-то похожих на днища байдарок, ориентированных вертикально. В них то и скрыт секрет: в сумерках скрытые в них световодные волокна и прожектора создадут феерию праздника. Но это – вечером! Можно вероятно по-белому позавидовать очевидцам этих вечерних метаморфоз? Пытался безуспешно найти в закоулках инета вечернее фото этого подсвеченного фрагмента Пассажа – Увы и ах. Нету! А пока можно без помех рассмотреть нетривиальные вместилища цветов, философские скамейки на тему гармонии существ в природе, и витрины, закрытых в воскресение (Увы!) магазинчиков.
4. Предпоследний под условным нумером «четыре» значится - Двор животных (Hof der Tiere). На неярких зеленоватых фасадах – барельефы африканской живности: жираф, неугомонные обезьяны и журавли. Обратите внимание, жираф и обезьяна словно бы стягивают зелёную ткань с фасада : ). Очень стильно и по фактуре, и по коричневому цвету общую гармонию фасада дополняют округлые плетёные ивовые балконы.
Буйвол прилёг отдохнуть у водопоя. Если присмотреться, у этого колодца обнаружатся и прочие мелкие животные.
И вот такой «перевёрнутый» с ног на голову мир со светильниками в виде колод деревьев в арке.
5. Пятый, самый известный в «узких кругах»: Двор Элементов (Hof der Elemente). Идею с водосточными наружными трубами триумвират авторов (Annette Paul, Christoph Roßner, Andrе Tempel) почерпнули не в дождливом Лондоне, а в пасмурном Петербурге. Всё это переплетение труб, воронок и желобов – один чудесный музыкальный ксилофон Дождя. И посему начавшийся дождик оказался кстати, и хоть усложнял съемку, зато позволил услышать Мелодию Падающей Воды в лабиринте водосточных труб и гигантских конусов-воронок полосатого бирюзового дома. Повезло, что Матушка Природа решила так компенсировать отсутствие бурлящей вечерней жизни Пассажа…
Солнечный желтый фасад с разбросанными по его пространству причудливо вывернутыми листами металла – ещё одна удачная авангардная находка авторов.
Резюме: место это заинтересуют не только авангардную активную молодежь, но и широко воспринимающих непривычное уличное искусство романтиков любого возраста!
Выход на параллельную улицу – Герлицерштрассе удачно завершает визит в логово андеграунда - «Пассаж Искусств (Пяти Дворов)».
Экстремальные полёт художественной идеи и воплощения Пассажа вдохновляет и их последователей. Буквально в 50 метрах от выхода из него изукрасили фасады обычного дома тоже весьма креативно.
Молочное великолепие Пфунда.
Еще четверть часа и будет достигнута вторая цель экскурс-набега. Чтобы вернее попасть на Бауцнерштрассе, место обитания Магазина Молочной Красоты, надо, пройдя по Герлицерштрассе и далее по Ротенбургерштрассе, ориентироваться на шпиль Мартен-Лютер-Кирхе. А там – рукой подать до оживленной трамваями улицы Bautzner Straße. В доме под №79 на первом этаже витрина искомого объекта.
Ситуацию с молочным магазином Пфунда я рассматриваю как пример очень удачного маркетингового хода. Пиар вокруг «Самого красивого молочного магазина» устроен знатный. В действительности это, несомненно, неординарного интерьера магазин, с потолка до пола сплошь испещренный расписной керамикой.
НО! Он напомнил мне толчеёй массы людей времена советского дефицита в гастрономах. (ИМХО) Разве что молочное изобилие по музейным ценам. Менее четверти часа осмотра мне хватило. Наверное, мне очень не повезло с адским наплывом посетителей, и тропа к нему уже превратилась в торную дорогу турфирм. А так хотелось увидеть его внутренние красоты расписной керамики и полупустым, как на сайте и некоторых фото, что перед поездкой смотрел. Еще один существенный минус – фотографировать внутри запрещено! Т.е. держите всё в своей памяти и никому не показывайте:) Так что пришлось, как шпиону в старых фильмах, исподтишка сделать несколько быстрых нелегальных снимков «объекта». С соответствующим неважным качеством: ( Будем считать, что я попал туда в неудачное время. Бывает. Может, Вам повезет больше!
Невольно вспомнил другой Музей продуктов – Елисеевский Гастроном на Невском, в Петербурге. Там строго: право на фотосъемку внутри дает или чек на купленный там же товар, или платное разрешение. Я тогда, в позапрошлом году, вывернулся из этой ситуации достойно: и вкуснющей копченой корюшкой полакомился и пофотографировал.
На пути встретилась ещё одна диковина, которую я назвал «Дом Азбуки Морзе»: ) Точки и тире на фасаде его напоминали какую-то важную фразу, адресованную морякам и связистам. Пора и мне освежить когда то освоенную «морзянку» и узнать сию тайну.
Времени на обратную дорогу пешим скороходом оставалось «в обрез», но хватало, так что дрезденский трамвай оценил только снаружи. Дизайн вагонов на высоте. Обратно, чтобы не плутать, прошел до Лёвенштрассе, и по ней держал направление к Эльбе и параллельно реке по Карузфер. Финишировал в точке старта, на том же мосту Августа через полчаса, можно сказать, впритык к условленному времени сбора:). Старый город с другого берега Эльбы так же хорош. Так что КПД полезного туристического времени в Дрездене - 99%!
Если у вас нет этих 2-2.5 свободных часов, то полтора часа вполне хватит для быстро осмотра одной из этих двух диковинок. Выбирайте. Я голосую - ЗА Kunsthofpassage !
(***)Пересекал на обратном пути и небольшую площадь Розы Люксембург. Вот берегут немцы свою историческую память и чтят личности любого политического оттенка, в отличие от манкуртов бывших национальных республик Союза.
Хотя еще раз повздыхал, что целый день (а то и пару!) в Дрездене было бы оптимально! Но в Германии есть и другие интересные самобытные города, надо и их проведать.
До встречи…