Планы на Нюрнберг были почти «наполеоновские», примерно как в Дрездене по охвату и глубине погружения в ауру города, из расчёта пяти-шести часов на осмотр. Но, вмешались «янки» на неторопливых американских военных машинах различного тылового назначения и создали на автобане «медленную транспортную тянучку» из сотен фур, легковушек, автобусов. Включая и наш. И украли из нашей «туристической копилки времени» почти 2 часа, предназначенные Нюрнбергу : (
Теперь еще меньше позитива из и так близкого к абсолютному нулю (-273град.) отношения у меня вызывает блок НАТО :) !
Да, о планах… Примерно, так:
1.Обзорная экскурсия с гидом + храмы в центре изнутри.
2.Кайзербург - крепость осмотреть снаружи с разных сторон.
3.Обязательно внимательно изучить 5 намеченных знаменитых фонтанов.
4.Переходить реку Пегниц по разным мостам.
5.Осмотреть Музей Альбрехта Дюрера и (возможно) Музей игрушек.
6.Душевно употребить нюрнбергские сосиски с местным пивом в аутентичной пивной.
И вот реальная ситуация: время выгрузки из автобуса туристического десанта - 14-30 и всего-то два с половиной часа на немаленький старый город. Планы пришлось безжалостно сокращать. Секвестированы, скрепя сердцем, в первую очередь последние два пункта (музеи и пивная). И в оставшихся маршрутах темп придется существенно ускорить ….
(*) А надо учитывать, что Нюрберг повторил судьбу Дрездена к 1945 году. От него осталось менее десятой доли зданий среди развалин. Так что это, говоря современным языком, город – «новодел». Но немцы после войны воссоздали его так, что абсолютно веришь, что Старый город простоял в этом неизменном виде несколько столетий. Есть чему поучиться строителям-реставраторам других стран.
Пробежка с гидом.
«Обзорка» с нюрнбергским гидом более походила на пробег по брусчатке с мимолетными пояснениями. И не вина в этом гида. Как говаривал один покойный укр. политик недавнего времени: «нельзя впихнуть невпихуемое…». Цейтнот! Так что периодически приходилось отставать от группы для фотографирования и ориентироваться по карте.
Грозный императорский замок Кайзербург господствует над городом, заняв удобную для обороны высокую скалу. Дополнив естественные преграды рвами, земляными валами и толстенными стенами, град Нюрберг получил неприступную твердыню. Комплекс вызывает уважение к военным строителям прошлых веков и даже своей сохранившейся частью к нынешнему времени: Пятиугольной башней и Капеллой Святой Вальпургии. Впечатляюща отсюда вся панорама крыш и шпилей Старого города. Туристы «скатывались» налегке вниз по узкой улочке, направляясь к Святому Себальду. Представляю, каково было в прежние века штурмовать эту крепость, карабкаясь вверх под роем жалящих пуль…
Нюрнбергская Ратуша (Rathaus) привлекла внимание этими тремя «гербовыми» барельефами на длиннющем боковом фасаде. В геральдические тонкости не вдаваясь, понимаю, что один - герб самого Нюрнберга, второй изображает исторический символ города - птицу Норис с женской головой, третий, предположу, Германии или земельный - баварский.
Два зеленых шпиля старейшей церкви Нюрнберга - Св. Себальда видны из-за нескончаемой череды коричневых и красных крыш издалека. Этот храм выстроен в честь святого покровителя Нюрнберга, совмещая в облике романский и позднеготический стили. И святости такой Себальд уподобился вдали от мирских сует, прозябая отшельником невдалеке от города. Но чем- то таким значимым глянулся он горожанам, что именно ему, а ни какому ни будь мученику или епископу и т.п. особам отдано было несколько десятилетий строительства и немалые издержки.
А главным собором города является Фрауэнкирхе. И стоит она именно на площади Главного рынка (Hauptmarkt). Верхнюю часть её фасада украшают куранты XVI века, собирая публику ровно в 12-00 на Рыночной площади посмотреть музыкальное представление фигурок. Время было далеко за полдень, и это действо обошлось без нас. Утешился тем, что более яркие подобные перфомансы с башенными часами видел в Праге и Мюнхене (ИМХО).
(**)Церковь Фрауэнкирхе (Frauenkirche)— очень частое название немецких храмов, судя даже по нескольким посещенным мной городам. В Нюрнберге ее современное название по-русски звучит примерно так: городская приходская (католическая) Церковь Святой Девы Марии или Церковь Богородицы (Stadtpfarrkirche Unserer Lieben Frau).
Красотой готических форм с Собором Себальда соперничает похожий, также с двумя шпилями, храм Св. Лоренца, оседлавший противоположный берег реки Пегниц. Фасад с остроконечными башнями и привычный по французским церквям круглый витраж-роза с множественным декором. Изнутри его интерьер впечатляет: роскошная дарохранительница, витражи, росписи на стенах, деревянные резные скульптуры.
Забавно получилось при поисках «Самого скандального Фонтана»: по описанию он совсем рядом с Белой башней (WeißerTurm). Подхожу ближе, а она пёстро-коричневая, при реставрации с башни давненько была удалена штукатурка, которую раньше покрывали белой краской. А историческое название сохранилось.
Проходя мимо: в эти два музея из своего плана дальше входа не попал :(
Альбрехт Дюрер и Нюрнберг, их союз нерушим...
(***) Вспомнился растиражированный в советские времена лозунг «Народ и партия – едины!». Продукт квази-рекламы, названной тогда «наглядной агитацией»
Горожане ценили своего гения: художника, графика, математика-геометра и обладателя ещё многих талантов и добродетелей. Поэтому памятник ему естественен в центре города. Невдалеке его Дом-музей.
Чуть поодаль вот эти примечательные штуковины: колодец почти полста метров глубины. И вот этакий хорошенький фахверковый дом Пилата (Pilatushaus) с примечательным Рыцарем - Св. Георгием, победившим Дракона. Так изящно местный оружейник Грюневальд рекламировал своё мастерство изготовления рыцарских доспехов.
И, кстати, о зайцах…
Прямо напротив дома-музея Дюрера в 1984 году «поселился» ушасто-глазастый Монстр, авторства скульптора Юргена Герца. Скульптура была создана как аллюзия в тему знаменитой акварели Дюрера «Заяц». И названием соответствующим – «Дань уважения Дюреру».
Но автор весьма своеобразно воплотил милого зайчишку в виде зверюшки явно недоброй, даже пугающей. Выделяются намеренно выпяченный тускло - жёлтый, злой глаз существа. И, если присмотреться, под ним раздавленные особи в стиле картин Иерохима Босха. Зло – с Большой буквы! Знатная пугалка для детишек и части впечатлительных взрослых.
А рядом – малюсенький зайчишка с яркими глазёнками.
Видимо – добро изображает… Притча в бронзе?! Но работа, талантливая, впечатляет накрепко и цепляет за воображаемую сцену.
Не поленился по приезду найти репродукцию акварельного рисунка «Зайца» Альбрехта Дюрера. Дабы понять источник вдохновения Юргена Герца. Взгляните и Вы на исходного безобидного дюреровского ушастика.
Метаморфоза, однако …
О Главном: Фонтаны
Ну а теперь о главном блюде: самых интересных фонтанах Нюрнберга.
1.Фонтан Добродетелей или «Тугенд», оба названия встречал, (на Lorenzer Platz). Многофигурное сооружение со своеобразными точками излива - вода бьет из грудей женских фигур. В мифологии не могу сказать, что дока. На вершине фигура явно - Справедливость. Далее фантазия и логика может подсказывать варианты. Поэтому, чтобы не гадать впустую, приведу ниже цитату из описания. Но, несомненно, я таки прикоснулся к Лучшим Сторонам человеческой души.
(****)Фонтан «Тугенд» построен Бенедиктом Вурцельбауэром, и бронзовые фигуры, в основном изображающие женщин, представляют шесть добродетелей идеального человека: Веру (распятие), Надежду (якорь), Любовь (мать с детьми), Мужество (лев), Воздержание (чаша с водой) и Терпение (ягненок). Идея фонтана состоит в том, что следует поощрять граждан в следовании этим добродетелям.
2.Фонтан-памятник «Корабль Дураков» (Между Hauptmarkt и Museumsbrucke) задумывался именно как фонтан. Наиболее вероятно, что муниципалитет банально поскупился, и композиция стала исключительно сухопутной. И то слово, с фонтанами властям одни хлопоты: и строить дорого с учетом водопроводных сложностей и эксплуатировать накладно. А памятник установили – и никаких хлопот. Автор - Юрген Вебер ваял композицию по мотивам одноименной книги Себастьяна Бранта. Описание человеческих типажей, ушибленных Глупостью, и дало идею композиции - глупцы грузятся на корабль, намереваясь уплыть в свою страну глупости Наррагонию. И типажи такие колоритные сгруппировались в шлюпке. Такой вот антипод благостному Фонтану Добродетелей!
3.Фонтан «Карусель супружеской жизни» (около WeißenTurm). Возник относительно недавно, как технологическая конструкция наземной вентиляционной шахты станции метро «Белая Башня». Этот главный возмутитель путитанских нравов города создан тем же Юргеном Вебером в 1984 г. Категория – «Детям после ( ... или уже и до 16 лет» :). Бурные споры и дискуссии вокруг этого сюжета и натуралистического его воплощения не утихают здесь и сегодня. Идею дал земляк - Ганс Сакс в поэме "Горькая Радость Семейной Жизни", которая живописно и гротескно освещает плюсы и минусы семейной жизни. Скульптор представил все жизненные стадии супружества в виде круговорота, от романтической страсти до адовых мук.
Сам веселящийся поэт Ганс Сакс возвышается над бренностью бытия в центре композиции на кукурузном початке из мрамора.
Начало- идиллия медового месяца.
Другая сценка фонтана показывает материнскую любовь: мать кормит яблоком своих детей при явном безразличии отца.
Уже случаются и измены семейных устоев.
Перераспределение материальных благ в семье явно сказалось на худобе мужа и дородности жены.
Налицо желание употребить «семейные узы» не по назначению
И в аду страсти не угасают.
Для хороших знатоков языка на сердце из розового мрамора выбиты строки стихотворения Сакса.
К таковым себя отнести не могу, увы, немецкий мой очень поверхностно - бытовой.
(*****)Вот перевод этого стихотворения, подсказанный знатоками, и полезный в понимании этой фонтанной композиции:
Слава Всесильному и Всемогущему,
Господу нашему славу пою.
Слава Тому, кто дает всему сущему,
Мне же послал Он супругу мою.
Брачная жизнь - воплощение сладости,
Вкус кисловатый добавит "букет".
Сколь вы прекрасны, семейные радости,
Столь же и тяжки, сомнения нет.
Ангел мой, спутница жизни примерная,
Так хороша, и мила, и добра.
В доме хозяйка, и женушка верная,
В дом мой приносит немало добра.
Правда, нередко гроза собирается,
громы и молнии, слезы и крик.
Очень уж громко супруга ругается,
Часто бранится, да я уж привык.
К дому спешить не хочу я порою,
Злющая баба там сводит с ума.
Но коль несчастье случится со мною,
Станет жена мне опорой сама.
В жизни надежный мой щит и подмога,
Столько в ней жизни, столько огня,
В зиму согреет, но - ради Бога! -
Пусть она меньше "пилит" меня.
Вкусно готовит, чисто стирает,
Шьет, вышивает, поет соловьем.
Спорит, кричит, ничего не прощает.
Радость моя, наказанье мое.
Мой исповедник и искуситель,
Там, где она - и дворец и тюрьма.
Благословен всемогущий Спаситель,
двадцать два года со мною она.
Остроумная и сатирическая эта композиция «вживую» полностью оправдала мои ожидания. Ещё до поездки множественные фото «Брачной карусели» заинтриговали, и даже в ущерб другим красивостям города намеревался её увидеть непременно. Рекомендую!
(******) Из пяти намеченных к осмотру фонтанов обнаружилось, что вблизи Ратушной площади оба фонтана: «Прекрасный» и «Мужичок с гусями» недоступны, потому что подверглись реставрации. И хотя теперь по нынешней строительной моде, фонтан закрыт не однотонным брезентом, а панорамным фото оригинала – Увы! Оба – вычеркиваю.
4 и 5. Слабым утешением послужили эти два неопознанных фонтанчика (один питьевой) случайно встреченные на невдалеке от берегов Пегница.
Прочие прелести старого Нюрнберга
Мосты через небольшую речушку Пегниц и сами по себе хороши, да и видовые площадки знатные. С Музейного моста (Museumsbrucke) открывается растиражированный на открытках с видами Нюрнберга вид на Госпиталь Святого Духа (HeiligeGeistSpital). У горожан именуется за счёт отражения весьма остроумно – «Очки».
Мост Maxbrucke – отличная обзорная площадка. Отсюда можно рассмотреть изумительный Вейнштадль. Это один из наиболее красивых фахверковых домов Нюрнберга, построен XV веке как убежище для прокаженных (!) Вот это забота об изгоях.
Быстрые перемещения по Старому городу выхватывали отдельные мгновения жизни Нюрнберга. Они то и сложились в череду случайных изображений. Что-то вроде калейдоскопа впечатлений.
Резюме: Форс мажор по-нюрбергски: в первую очередь, «скукожившееся» время вылазки, во вторую – недоступный из-за реставрации «Прекрасный» фонтан, огорчили несомненно. Вряд ли вторично попаду в этот город. Однако, и такая туристическая пробежка оставила приятные воспоминания о Нюрнберге.
Крайний (отчасти суеверен, и термин «последний» стараюсь не употреблятьJ) в поездке германский город Кёльн еще манит своим невообразимо громадным и прекрасным Собором.
Так что банально-привычное: продолжение ожидается, и последует …
P.S. Предыдущие части моего общего германского опуса:
Дрезден стандартный. Спирали Altstadt.(I)http://www.ayda.ru/story20548-27129
Дрезден НЕстандартный. Kunsthofpassage + Pfunds Molkerei.(II) http://www.ayda.ru/story20548-27168