Попасть на остров Пасхи очень просто: сначала надо долететь до Южной Америки и приземлиться в Сантьяго, а там уж рукой подать, всего-то пять часов на самолете. Еще в салоне огромного Б-767 я обратил внимание на странного мужика-туземца с насмешливо-демоническим взглядом, и почему-то подумал — это колдун.
Как всегда, у берега острова Пасхи бесновались огромные волны. Тяжелые валы невероятной синевы зарождались вдали, как напряденные мышцы атлета они упруго перекатывались под поверхностью. А потом превращались в высокую волну, и с невероятной силой разбивались о скалистые берега, покрытые черными вулканическими скалами. Огромные тучи хрустальных капель на мгновения вздымались в воздух, и тут же с грохотом рушились вниз. Я стоял у самой длинной платформы с огромными истуканами моаями — аху Тонгарики, и недоуменно рассматривал шеренгу из 15 древних идолов самого разного роста. Андрей пошутил — настоящее Политбюро собралось))), и пошел дальше, а я зачем-то пристально заглянул в глазницы самого грозного истукана. Сначала не происходило ничего, потом возникли странные ощущения, показалось, что я начал проваливаться в камень, как в тоннель, а яркий мир оставался за спиной. Шум острова тоже начал стихать, я очутился в каменном мешке, но, несмотря на мою клаустрофобию, неприятных ощущений не испытывал. В мозгу внезапно зазвучала вполне реальная речь, в другой бы раз подумал — глюки, лечится надо. Но на Пасхе на многое смотришь по-другому, поэтому чужая трансляция в собственной голове совершенно не удивила, хотя, речь была очень занятной.
Приятный молодой голос вещал следующее: Приветствую тебя, человек, живущий на поверхности Земли! Долгие десятилетия вы ищете загадочные цивилизации пришельцев, совершенно не замечая нас — древнейший народ, который живет прямо у вас под ногами. Не удивляйся, наш народ на порядок старше человечества и, соответственно, умнее — бесчисленное количество лет мы наблюдаем за вами и знаем историю человечества намного лучше вас самих. Давай знакомиться, называй меня Моай 1001, все равно мое настоящее имя для тебя непроизносимо. Не удивляйся, что мой голос звучит в твоей голове — я посылаю в твой мозг поток мнемообразов, а твое сознание трансформирует их в понятную тебе речь. Все вы знаете, что в самой отдаленной точке Тихого океана расположился загадочный чудо-остров с тремя названиями: Пасха, Истер Айленд, а также Рапа-нуи или «пуп Земли». Некоторым известно, что на острове стоит почти тысяча загадочных каменных статуй, которых аборигены называют моаи. Объяснить их назначение не может никто, но я постараюсь рассказать тебе удивительную историю нашего народа, а заодно и провести интересную экскурсию по острову, который много веков назад был райским. Почему я выбрал тебя?, все очень просто — ты давно готов к невероятным чудесам. Никто еще не додумался пристально глядеть в глазницы моая, а ты сделал это. Остальное было делом техники: моай оказался моим большим братом, через него мне легко удалось наладить телепатический контакт с твоим сознанием.
Итак, продолжим: любой образованный землянин знает, что глубоко под поверхностью земли невероятно жарко и там кипит расплавленная магма. Некоторые думают, что именно там расположена преисподняя, где черти жарят грешников. В принципе, это верно, но это лишь крошечный кусочек поземного царства. А полная правда такова — миллионы лет назад, задолго до появления человека на Земле, в этом расплавленном аду зародилась необычная жизнь: появились микробы — термофильные стеголиты, именно с них и началась наша необычная цивилизация кремнийорганических ксихепузов. Наши тела состоят из камня, в расплавленной магме он мягкий и гибкий. Еда нам не нужна — вокруг сплошная энергия, кроме того, в нашем теле достаточно радиоактивных элементов с длительным периодом полураспада. Цель нашей жизни — впечатления, удовольствия и накопление знаний. Мы живем бесконечно долго, плаваем в расплавленной магме, как дельфины в океане, ищем самые интересные события на планете — катастрофические землетрясения, извержения вулканов и вселенские катаклизмы. А еще наблюдаем за людьми, у каждого вулкана или горы всегда стоит небольшая одинокая скала — там наши веб-камеры. Многие человеки любят бултыхаться в морских волнах, а мы обожаем кувыркаться в потоках расплавленной лавы извергающихся вулканов. Это потрясающе интересно и приятно.
Тысячи лет назад некоторых из нас это увлечение привело к большой беде. На острове, который вы называете Пасха, фонтанировал огромный вулкан, который теперь называют Рану Рараку. Наш клан, как обычно, забрался в самое жерло, чтобы лава нас выбросила наверх, а затем с потоками лавы унесла в лавовые трубы, что неподалеку. Но в тот далекий день все пошло не так: океан взбунтовался и залил лавовые реки водой, после чего мы оказались закованы в камень на многие тысячелетия. Представь себе человека, которого заморозили на века?!? так с нами и получилось. Только, в отличие от замороженного человека, наш разум сохранился даже в каменной западне, представляешь, как скучно лежать скованным множество веков подряд в полной недвижимости? Взгляни на этот вулкан сегодня, до сих пор десятки моаев стоят на его склонах. Они больше, чем наполовину своего роста погрузились в землю, а множество целиком покоится в окаменевшей лаве. В жерле уснувшего кратера теперь плещется не лава, а худосочное озерко, а на его склонах пасутся дикие лошади. На острове есть еще один вулкан Рано Као, в его жерле тоже есть заболоченное озерко, но мы очень терпеливы и верим, что когда вулкан проснется, сможем вернуться к себе под землю.
Потом пришли туземцы, среди них были очень сильные шаманы, один из них сумел зарядиться колоссальной энергией в центре силы, там до сих пор каменный шар-транслятор лежит. Подойди, положи на него руки, быть может, и ты зарядишься, ведь это и есть «пуп земли», из которого до сих пор бьет мощный поток энергии. Именно этот шаман услышал наш зов, ведь нам очень хотелось вернуться в родной подземный мир, а шаману хотелось власти, золота и невероятных знаний. Так и ударили по рукам, точнее по мозгам, ведь руки у нас были скованы.
Мы посулили шаману раскрыть тайны мироздания и показать залежи золота, а тот пообещал вырубить каждого ксихепуза из лавы, аккуратно расставить по острову и развлекать, пока вулкан не пробудится, и мы вернемся в наш раскаленный мир, который вы называете царством Аида. Работа закипела быстро и споро — шаман научил соплеменников, как находить ксихепузов, а туземцы ловко вырубали наши тела из камня, хотя это было нелегко. Один ваш скульптор, кажется Роден, говорил, что сделать гениальную статую очень просто — надо отсечь от каменной глыбы все лишнее. Очень верно сказано, островитяне именно этим и занимались. Зрение у нас инфракрасное, поэтому видим на земле очень плохо, почти как кроты. Поэтому, мы попросили шамана вставить в глазницы белые кораллы, которые усиливали наши способности и позволяли наблюдать за людской жизнью. Туземцы считали, что вставив глаза, они оживляют статую, в реальности нам просто возвращали зрение.
Чтобы не было скучно, нас устанавливали группами в центре деревень на постаментах — аху, а затем устраивали ритуалы с песнями и плясками, жить в ожидании нового извержения стало интереснее и веселее. Туземцам было тяжело называть нас подлинным именем, и они назвали нас моаями. Группы моих собратьев до сих пор стоят у деревеньки Аху Акиви и у пляжа Анакена, они все живые, но только недвижимые. Кстати, если захочешь искупнуться и позагорать на песочке, прямиком езжай на Анакену, это единственный песочный пляж на острове.
Старый шаман для красоты и антуража всегда носил на голове тюрбан из собственных волос, крашенных хной, коренные аборигены до сих пор отращивают длинные космы. Так он заставил своих подданных и нам на головы водружать тюрбаны, вытесанные из красного туфа. Туземцы почему-то называли их пукао, в переводе «дырка между ног», ох и мучались они с этими «шапками», когда затаскивали их на наши головы, шаману было приятно, а нам смешно. Множество таких шапок-пукаю сейчас валяются у подножия живописного холма, там, где был вулкан Пуна-Пау.
Как-то раз ваш знаменитый путешественник Тур Хэйердал приезжал на остров и все удивлялся, как это такие тяжелые каменные махины таскали по всему острову на 10–15 км от вулкана. А все было очень просто — мы научили шамана дуть в морские раковины, когда их звук совпадал с вибрацией кристаллической решетки нашего тела, возникал резонанс, и камень терял вес, а мы легко плыли над поверхностью острова, переваливаясь с боку на бок. Аборигены дико ужасались этому, и сочинили легенду о каменной энергии, которая позволяет моаям «ходить», и называется Мана.
Кстати, Хейердал сильно удивился и огромным отвисшим ушам у каждого моая, так это вообще недоразумение получилось, ведь у ксихепузов нет ушных раковин в принципе, мы воспринимаем только инфразвуки. А уши появились опять же благодаря шаману — чем старше человек, тем его уши больше, а шаман был старым и заслуженным, вот и решили туземцы, что статуи должны иметь столь огромные уши.
Старый шаман умер, но наладить связь с другими туземцами не удалось. Островитяне утратили его знания, но, по привычке, продолжали вырубать тела из камня, под конец они так раздухарились, что даже статую своего бригадира из камня вырубили. А легенду они продолжили, поверив, что главный дух острова — Аку-аку отключил каменную энергию, после чего моаи перестали «ходить» по острову. Теперь, чтобы тащить статуи к деревням, они рубили пальмы и по ним, как по каткам, волокли тяжелые изваяния. Очень скоро пальм не осталось вовсе, вместе с деревьями исчезла плодородная почва, а потом и еда. Туземцы передрались друг с другом и заодно сбросили все статуи с пьедесталов. Многие мои братья оказались расколоты пополам — для ксихепуза это смерть, увы…
В общем, мил человек, я к тебе с деловым предложением: организуй экспедицию по вызволению всех оставшихся моих родственников из каменного плена, а мы в долгу не останемся — проси, что хочешь. Мы откроем тебе самые загадочные тайны — кто построил Пирамиды, как в Индии началась ядерная война тысячи лет назад, почему вымерли динозавры и еще много чего интересного. Если рассказ невидимого собеседника, звучащий прямо в голове, меня не очень удивил, то такое неожиданное предложение поставило в тупик. Я на секунду запнулся, и вдруг почувствовал, что неведомая сила рванула меня назад, и я вновь полетел по каменному тоннелю, но уже в обратном направлении.
Тропическое солнце неимоверно пекло голову, ощущения реальности возвращались очень быстро, я расслабленно полулежал на камнях около шеренги из 15 истуканов, Внезапно краем глаза уловил движение — показалось, что там мелькнула тень того странного колдуна-аборигена из самолета. Голова слегка болела, сильно саднила сгоревшая шея, но странный разговор-монолог помнился хорошо. Тьфу, ругнулся про себя, это ж надо было так на солнце перегреться! В ладони я ощутил какой-то теплый предмет, это был крошечный моай из оникса, откуда он взялся? — удивленно подумал я. На всякий случай сфотографировался, став 16 фигурой в ряду моаев. Оставшееся время на острове прошло, как обычно в экскурсионных турах. В день вылета стояла прекрасная погода, но самолет прямо со взлетной полосы вернулся на стоянку, четыре часа устраняли поломку — остров категорически не хотел отпускать меня. Обратный арлет проходил поздним вечером
С той поры уже три года минуло, а о. Пасхи тянет к себе постоянно, с чего бы это…? Забавная фигурка занимает почетное место в коллекции моих сувениров, если взять ее в руку, она кажется теплее любого предмета, но общаться со мной больше не желает. Теперь все ломаю голову — а если бы я быстро согласился на странное предложение, видение имело бы продолжение или нет?!?