Одним из первых самаркандцев, кто увлекся археологией и изучением родного края, был скромный горожанин по имени Абу Саид Махзум. Его удивительная жизнь и бескорыстная деятельность заслуживают внимания и дают безусловное право на память.
Археологическое изучение Средней Азии началось сразу же после присоединения этого региона к Российской империи. Для исследования древностей одного из центров мировой цивилизации из Петербурга и Москвы сюда были посланы такие крупные ученые-востоковеды, как Н. Веселовский, В. Бартольд и А. Самойлович. Именно их труды стали основой для дальнейшего проникновения в глубины истории и культуры народов, населявших Туркестанский край. Эти люди оказывали посильное содействие профессиональным историкам, археологам и востоковедам, нуждавшимся в их помощи. В свою очередь знакомство и общение с русскими учеными оказывало благотворное влияние на деятельность самих местных любителей и знатоков старины, расширение их кругозора, прививало навыки краеведческой работы. Более того сотрудничество способствовало зарождению и формированию интеллигенции в среде коренного населения Туркестана. Одним из таких самородков был Абу Саид Махзум
Родился он в семье муддариса медресе Шейбани-хана. Хотя сведений о его биографии почти не сохранилось, можно предположить, что сын пошел по стопам отца и получил религиозное образование. Абу Саид с юных лет отличался пытливым умом и трудолюбием. Он слыл в Самарканде не просто знатоком тонкостей арабского языка и письменности, но и заслуженно считался лучшим в городе каллиграфом. Именно это и способствовало его знакомству с известным российским востоковедом Н. И. Веселовским, прибывшем в середине 1890-х годов в Самарканд для проведения археологических раскопок на городище Афрасиаб.
Кроме этого, Николай Иванович занимался фиксацией историко-культурных памятников города, приобретал восточные рукописи и предметы старины. Абу Саид Махзум снимал для него копии надписей, сохранившихся на историко-архитектурных памятниках - на намогильных плитах мавзолеев Амира Темура, Шахи-Зинда.
С именем Махзума связан и выход в свет уникального текста, автором которого был Абу Тахир ибн Кази Абу Саид Самарканди. Этот рукописный текст, содержавший ценные сведения по историко-топографическому описанию Самарканда и его округи, а также местных памятников культового характера, был переведен на русский язык с таджикского под названием «Самарийа». Труд этот, написанный в первой половине XIX века, был издан Н. Веселовским в 1899-м году. Спустя несколько лет – в 1904-м году – Веселовский издал и таджикский оригинал «Самарийи» по рукописи, полученной им от Махзума, который снабдил свой подарок витиеватой восточной надписью: «Эта книга, сладостью превосходящая сахар, в подарок Вам из Самарканда пришла. В ней собраны все следы и признаки времен, и в действительности, как посмотришь, весь Самарканд к Вам прибыл». Это был экземпляр, переписанный самим Махзумом в декабре 1895 - январе 1896 года. Он был выполнен на бумаге тушью с выделением заглавий красными чернилами. Использовался традиционный почерк насталик.
В начале XX века Абу Саид познакомился и с выдающимся востоковедом В. Бартольдом, посетившим Самарканд. Маститый академик побывал в его жилище – келье в медресе Тилля-Кари, осмотрел коллекцию восточных рукописей и приобрел у него для Азиатского музея собрание древних ярлыков и других документов, относящихся ко времени от султана Шахруха до последних правителей Шейбанидов. Самаркандские раскопки, начатые Бартольдом в 1904-м году, проводились при участии Абу Саида Махзума. Затем, по рекомендации В. Бартольда, они были продолжены В. Вяткиным. И хотя в это время Махзум был уже тяжело болен и испытывал серьезные материальные трудности, но, несмотря на удары судьбы, он принимал деятельное участие в научных изысканиях.
Абу Саид помогал Вяткину отыскивать и приобретать восточные рукописи, разъяснял спорные или неясные места в текстах вакфных документов, сводил его с местными знатоками народных преданий и сказаний, собирателями древностей. В одном из своих писем В. Бартольду Вяткин сообщал, что «Абу Саид стал моим неизменным ученым советником и оказывает немалую помощь с редким усердием и бескорыстием». Имя самаркандца часто фигурировало и в других посланиях Василия Лаврентьевича академику: «наш Абу Саид», «известный Вам Абу Саид».
Деятельность Махзума связана и с весьма важным археологическим открытием минувшего века – установлением места нахождения остатков знаменитой обсерватории Улугбека. Выбору этой местности для раскопок помогли не только вакфные документы, но и указания местных жителей, в опросе которых самое деятельное участие принимал Абу Саид. По словам Вяткина, он был его «второй тенью», а бескорыстная заинтересованность самаркандца была «достойна похвалы».
Учитывая заслуги Абу Саида в деле обнаружения обсерватории в феврале 1909 года Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии единогласно постановил выдать ему, «как активному помощнику Вяткина по археологическим работам в Самарканде вознаграждение в сумме 100 рублей». Это было сделано по представлению в комитет рапорта академика В. Бартольда, писавшего в своем ходатайстве, что помощь Абу Саида была весьма ценной не только при установлении места обсерватории, но и самом производстве раскопок.
К сожалению, самаркандский каллиграф и собиратель старины ненадолго пережил открытие остатков знаменитой обсерватории Улугбека. Хотя здоровье его катастрофически ухудшалось, он, едва передвигая ноги, находил в себе силы посещать эти раскопки. Василий Вяткин писал Бартольду, что Абу Саид «два-три раза приезжал, но был уже крайне плох». А в своем письме от 10 декабря 1910 года он уведомил академика о смерти Махзума. Уже после смерти Николай Веселовский признал, что в лице «Мирзы Абу Саида Махзума мы имели одного из самых начитанных в мусульманской литературе местных жителей».
Рубен НАЗАРЬЯН.