С кратким пребыванием в германском Кёльне всё было строго по расписанию – немецкий ordnung! Заранее оговорены два часа на экскурсию по центру города без праздного свободного времени и с самого раннего утра. Но никакого ропота в группе не было. Причина проста: сразу за Кёльном через 7 часов автопробега ждал Париж! И на весах наших туристических впечатлений каждый час в Великолепном Париже явно перевешивал аналогичное время в тоже чудесном Кёльне :)
DOOOOM!!!
«Обзорку» блестяще провела местный гид Марина, несколько лет назад сменившая один из провинциальных городов России на Германию. Именно от неё и узнали, что главную жемчужину города – Кёльнский Собор горожане называют по - приятельски фамильярно – Dom .
Как для парижан Башня Эйфеля – непререкаемый символ города, так и для кёльнцев – Собор святых Петра и Марии – просто Дом. Его размеры впечатляют и меня, человека уже XXI века, стоявшего рядом и с небоскрёбами, и Останкинской башней, и даже такой технической экзотикой, как огромный судостроительный сборочный корпус «Севмаша». Что же говорить, как подавлял он маленького человека несколько веков назад живших в малоэтажной застройке. Сказать, что Кёльнский Собор огромный – мало. Он – ОГРООООМНЫЙ! Для оценки житейской: пять современных девятиэтажек, поставленных друг на друга, да еще двухэтажный флигелёк в придачу сверху. И фигурки людей около хорошо масштабируют культовое сооружение.
Ещё один масштабный ориентир установили перед входом. Эта колонна – Крестоцвет, точная копия тех, что венчают башни собора: именно по этому объекту можно тоже оценить истинный размер Дома. Об этом сообщается на его постаменте на многих языках, в том числе и на русском.
Для фототуристов главный минус - в один кадр это сооружение никак не умещается, площадка перед ним невелика. Так что только частями, но он того стоит. За 600 лет(!) строительства каждый квадратный метр фасадов и крыш причудлив и неповторим. Реставрация продолжается до сих пор. Такой вот долгострой… Для справки, любителям точных цифр и фактов, приведу выжимку из ВИКИ:
(*) «Кёльнский собор (Kölner Dom) — римско-католический готический собор Кёльне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия.Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось в два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира... Главное богатство собора — золотая гробница с останками волхвов (Ларь трех волхвов), украшенная тысячами драгоценных камней и жемчужин…»
Изнутри храм поражает своим Высочеством еще более. Верующие с особым пиететом осознают соприкосновение с важнейшими ранне-христианскми ценностями. Именно здесь покоится одна из главных реликвий христианства – мощи трех королей-волхвов, вывезенные сюда в XII веке. Эта святыня магнитом притягивает сюда паломников-христиан всего мира.
Подлинные витражи в готических стрельчатых проемах за несколько веков ничуть не потускнели. Имел потом счастливую возможность сравнить их с похожими сюжетами в парижском Нотр-Дам. Чудесные стеклянные картины рассматривал с особым тщанием, потому что сам нешуточно занимаюсь витражной росписью.
На полу собора - мозаики, посвященные архиепископам и показывающие историю собора. Мозаики сделаны при достройке, в 19 веке.
(**) Во всех трех посещенных немецких городах тема «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет» актуальна. Они сполна поплатились за агрессивные нападки своего фюрера. Но сам собор в прошлой войне устоял. Пишут, что союзные русско-англо-американские ВВС его сохраняли, как ориентир для авиации. Может, это и правда, а может просто не бомбили прицельно. Известен ведь достоверный случай с финским лётчиком Сакселем, которого так поразила красота Преображенской церкви в Кижах, что он нарушил прямой приказ её разбомбить и бросил бомбы в Онегу. На аэрофотосъемке той поры на фоне развалин города и разрушенных мостов через Рейн возвышается непобедимый Дом. Мощи волхвов охраняли?
Очень ближние окрестности.
Краткий маршрут обзора струился от Собора к Рейну и обратно и таки чуть-чуть приоткрывал Старый центр города.
На улице Am Hof ,12 , чуть более чем в ста метрах от Дома, находится любопытный фонтан Хайнцельменнхен (Heinzelmännchenbrunnen) - многофигурная иллюстрация старинной городской легенды о трудолюбивых гномах Кёльна, обидевшихся на женское коварство. Забавная композиция фонтана посвящена столь частой женской Добродетели (или наоборот, Пороку?) – Любопытству!
Вероятно, чтобы реабилитировать женщин, подведших горожан в их прошлом безделье, Аннелиз Лангенбах создала Фонтан Женщин. Десять фигур представляют легендарных кёльнских женщин от XV до XXI веков. Спрятался он среди зелени во внутреннем дворе комплекса зданий Farina.
История «Кёльнского Одеколона» началась с итальянца Иоганна Фарина, который открыл в германском городе свою парфюмерную лавку. И пошло, поехало… За несколько веков трудов и интриг команда парфюмеров раздвоилась. Более раскрученный для туристов Красный Дом «Фарина» неслучайно попал на наш маршрут. По случаю раннего утра музей еще пребывал в дрёме. А магазинчик принял нас как покупателей охотно. Так что несколько фото обители красной «Фарины». Вторая ветвь производства кельнской воды (Eau De Cologne) базируется на улице Глокенгассе, где находится другой музей-магазин – Дом одеколона №4711. И хотя туда группа не попадала, именно несколько зелёно-золотых пробников №4711 купил я на память в инфоцентре у Дома.
Обязательна к осмотру Ратуша - эклектическое смешение архитектурных стилей. Ратушная 61-метровая готическая башня густо усеяна со всех сторон фигурами известных и что-то доброе для города сделавших людей. Где то там и бородатый Карл Маркс… К сожалению, шла активная фаза строительных работ рядом с ней, и пыль, шум и гам строительной техники не располагали к созерцанию. Парадный вход с лоджией в стиле барокко появился на сто лет позже, в XVI веке.
Гораздо комфортней оказалось рассматривать мэрию с обратной стороны Ратушной площади, с площади Старого рынка, где стоит фонтан-памятник полководцу Яну фон Верту.
Две транспортные артерии.
Рейн - это конечно не только речка для катания туристов речными трамвайчиками. В кадр не попали серьёзные речные сухогрузы, баржи и буксиры, сменившие за века судоходства старинные барки. Рейн для водников Германии то же, что Волга для российских речников-судоходов. Мощь водной глади … Арочный мост Гогенцоллерн был уничтожен в последние дни войны, но позже возрожден и принимает выходящие из Köln Hauptbahnhof поезда, объединяя водных и железнодорожных транспортников.
Главный железнодорожный вокзал за полтораста лет оказался в центре города и ныне интересен только интенсивными пассажирскими перевозками. Хотя давненько замах был на серьёзный транспортный узел и для грузов. Однако, цепь разных обстоятельств, война, перенесли грузоперевозки на другие станции, и Köln Hauptbahnhof полностью сосредоточился на комфорте пассажиров.
Кёльнские байки.
1.Очень странно, в уголке неприметного двора невдалеке от площади старого Рынка расположилась эта фольклорная парочка. Единство противоположностей: один тощий и высокий, другой - добродушный толстячок, а зовут их Тюннес и Шёль(Tünnes und Schäl). Хитрованистый прожжённый плут и щёголь Шёль с косящим глазом и стыдливо выставленной для взятки рукой - аналог ильфовского Остапа Бендера. И добродушный деревенский простак Тюннес, округлый как немецкая пышная булочка. Впечатление, что вот-вот провернётся здесь какая- то мелкая афера. Так с юмором жители Кёльна видят себя: чуть-чуть Тюннеса и чуть-чуть Шёля в каждом. Как во всех подобных композициях приметы для «сбытия мечт»: потереть нос толстячка – к счастью, подержаться за руку долговязого пройдоху – к деньгам! Так что, кому чего недостаёт – выбирайте. И судя по блестящим носам – народ жаждет Счастья!
2. Вторая байка имеет несколько вариантов, и связана с городской Ратушей. Изложу именно тот безобидный вариант, что рассказала нам гид Марина. Обиженный на магистрат архитектор, живший в этой квартире напротив ратуши, свою злость излил непривычным способом. Установил на стене своего дома статую, показывающую голое седалище чиновникам, гнездящимся в расположенной напротив ратуше. Случись подобное у нас, и сейчас, «доморощенный мститель» в течение нескольких дней осознал, каково это плевать на Систему: череда комиссий сан-, пож-, эко-, арх - контроля и т.п. превратили бы в ад его жизнь. Не говоря про полицию, которой везде и до всего есть дело. А в толерантной Европе мэрия разместила на башне, рядом с ратушными часами, дразнящую языком голову в ответ на пикантную фигуру. Такой вот безмолвный поединок.
(***) Скорее всего, это выдумка гидов для доверчивых туристов (ИМХО). И этот бородатый персонаж с высунутым языком – известный «Платц-Яббек» показывает, что думает народ о державных персонах, заседающих здесь же, в здании ратуши.
Пробегая по городу, фотоаппарату отдыха не давал:) Несколько фото без геолокации:
Позитивное настроение от удачной блиц - набеговой операции в сказочный Кёльн завершило нынешний вояж в несколько интересных городов Германии. Впереди ждало почти три дня Парижа. Однако, французские впечатления должны, как хорошее бургундское вино, выстоятся.
Так что парижские заметки появятся ближе к октябрю.
P.S. Предыдущие заметки о германских городах тут:
Дрезден стандартный. Спирали Altstadt.(I) http://www.ayda.ru/story20548-27129
Дрезден НЕстандартный. Kunsthofpassage + Pfunds Molkerei.(II) http://www.ayda.ru/story20548-27168
Фонтаны, кирхи и … зайцы старого Нюрнберга. (III) http://www.ayda.ru/story20548-27219