Вдоволь оттоптавши ноги по центру Рима, и насмотревшись его грандиозных архитектурных шедевров, неплохо вырулить на правый берег Тибра и окунуться совсем в иную реальность. В районе Трастевере нет суеты и плотного потока автомобилей, меньше шума и толчеи, намного меньше туристов.
В мощёных брусчаткой извилистых улицах Трастевере, где небольшие ресторанчики и увитые плющом терракотовые стены невысоких домов, больше шансов увидеть коренных римлян — простых людей, погруженных в собственные дела. Trastevere — "затиберье", "заречье" — все ещё хранит неспешную и не помпезную атмосферу прошлого.
И до чего же трудно удержаться в обеденный час, и не засесть в одной из уютных тратторий, напрочь забыв, для чего мы отправились в этот самобытный уголок Рима! На самом деле, незачем было удерживаться, но это я знаю теперь, а тогда мы спешили попасть на виллу Фарнезина, которая притаилась в районе Транстевере за высокой каменной оградой, окружённая цитрусовым садом.
В этом году главной причиной моего приезда в Рим было желание показать Вечный город моим дочке и папе, которые ещё ни разу здесь не бывали. А вот основной приманкой лично для меня стала как раз Фарнезина — загадочная вилла, куда не ломятся толпы туристов, а часы работы весьма и весьма ограничены. Об этом месте знают не многие, да и сама я умудрилась долгое время ничего о нем не знать. Думаете, это какое-то необязательное к посещению место? Ой, нет. Просто, не всем, кто отстаивает часовые очереди в папский дворец ради станцев Рафаэля известно, что потрясающими фресками, созданными рукой мастера, может гордиться не только Ватикан.
На свете постоянно рождаются талантливые люди, которые делают наш мир прекраснее и ярче. Но бывает так, что причудливым образом сходятся звезды, и тогда, раз в столетие, а то и реже, в жизнь приходит настоящий гений, способный осветить своим творчеством целую эпоху. Если же таких гениев рождается сразу несколько, человечеству обеспечен переворот в мировосприятии.
Вот так, в 15-16 веках в истории Европы произошёл культурный прорыв — на смену темной аскетичной религиозности и жестокости Средневековья пришёл расцвет гуманизма, и одно из имён, без которых мы не мыслим сегодня эпоху Возрождения — имя Рафаэля Санти. О нем говорят: Природа принесла Рафаэля в дар миру тогда, когда пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием
Шёл 1508 год, Рафаэлю было 25 лет, и юноша был уже богат, а также знаменит. Его пригласили в Рим, к папскому двору — для работы над фресками ватиканского дворца. Кроме того, у художника был ещё один крупный заказ — в районе Транстевере строился дворец для сиенского банкира Агостино Киджи. Богач был большим ценителем искусства и пригласил для строительства и отделки своего особняка лучших архитекторов и художников того времени.
Рафаэль стал часто бывать в Транстевере, и однажды именно здесь встретил единственную любовь всей своей жизни. По преданию, молодой художник шёл по улице Санта Доротея (via di Santa Dorotea) и в окне дома №20 увидел, как расчесывает длинные кудри необычайно красивая девушка.
Маргерите было 17, и она была дочерью булочника, недавно переехавшего из Сиены в Рим, на западный берег Тибра. Скорее всего, память о девушке канула бы в Лету, как это случалось с сотнями тысяч других живших на земле красавиц, но Форнарине ("булочнице") было суждено иное. Она стала музой гениального художника, бессчетное число раз запечатлевшего любимые черты в женских образах на своих бессмертных полотнах.
Считается, что именно Форнарина послужила прототипом для "Сикстинской Мадонны", "Мадонны делла Седия" и "Фригийской сивиллы". На вилле Фарнезина черты девушки угадываются в образе Психеи на фреске "Торжество Психеи на Олимпе".
Правда, живопись этой фрески выполнялась учениками Рафаэля, но по его эскизам и рисункам, как и большая часть росписей на вилле. Сам же художник создал здесь одну из знаменательнейших своих работ "Триумф Галатеи".
На написание картины Рафаэля вдохновила одноименная поэма греческого поэта и философа Феокрита. Художник вообще был известен глубокой приверженностью к античной эпохе. Свою Галатею он изобразил плывущей на раковине, в окружении амуров и наяд. Кстати, раковина — та деталь, в которой некоторые искусствоведы усматривают схожесть фрески со знаменитой картиной Сандро Боттичелли "Рождение Венеры", а на общей технике моделирования работы явно сказывается влияние Микеланджело.
Надо сказать, что на виллу Фарнезина мы попали лишь со второй попытки, поскольку в первый раз не достаточно хорошо изучили часы открытия. В пол-второго дня туда уже перестают пускать посетителей. Возможно, это и к лучшему, так как вместо пасмурного дня, мы оказались на вилле солнечным утром и с удовольствием прошлись по саду. Приглашаю и вас на эту прогулку.
Вилла строилась в 1506-1510 году под руководством итальянского архитектора Бальдассаре Перуцци, и ныне представляет собой один из наиболее значимых образцов наследия итальянского Ренессанса. Первоначально здание называлось дворцом Кинджи, по имени заказчика, и строилось по типу сельской загородной виллы — без внутреннего двора, парадного входа и зала для аудиенций.
Тогда как другие городские палаццо эпохи Ренессанса представляли собой прямоугольные блоки и строились с выходом на улицу, дворец банкира стал первым в Риме особняком павильонного типа, с углубленным фасадом, имевшим выступающие вперёд крылья и вход через застекленную лоджию.
В 1577 году виллу приобрёл кардинал Алессандро Фарнезе, известный коллекционер и меценат. С тех пор вилла стала называться его именем, и вошла в историю как Фарнезина.
Над внутренним убранством виллы Фарнезина работали самые известные мастера той эпохи и их ученики. Кроме Рафаэля и Петруцци, виллу оформляли Джулио Романо, Себастьяно дель Пьомбо, Иль Содома и другие.
Не соблюдая последовательности, заглянем вначале в небольшой зал, отделка которого самая "незатейливая". На первый взгляд, это семейная гостиная с задрапированными стенами. Впрочем, и на второй тоже...Лишь как следует приглядевшись и, для уверенности, коснувшись стен рукой, понимаешь, что парчовая ткань — это рисунок.
Остальные помещения виллы значительно просторнее, а росписи в них настолько богаты и разнообразны, что о каждом фризе можно рассказывать отдельную историю, античный миф или легенду.
В лоджии Амура и Психеи знатоки античности могли бы провести не один час, рассматривая сюжеты из знаменитых "Метаморфоз" древнеримского поэта Апулея. Среди гирлянд из фруктов и цветов на плафоне зала выделяются две большие фрески, одна из которых изображает свадебный пир Амура и Психеи, а вторая — Совет богов, принимающих Психею на Олимпе.
Рафаэль хотел, чтобы росписи Лоджии Психеи стали гимном любви и красоте. В процессе работы над сюжетом он создал множество набросков и рисунков, но реализацией проекта по эскизам мастера занимались его ученики во главе с Джованни да Удине.
Немалый вклад в оформление виллы внёс её главный архитектор Бальдассаре Перуцци. Ему, например, принадлежит оформление комнаты Фризов богатыми фресками с изображением подвигов Геракла.
В зале Галатеи в 1511 году архитектор создал невероятный потолок-гороскоп, на сводах которого расположение созвездий соответствует дате рождения хозяина дворца Агостино Киджи — 1 декабря 1466 года.
Кроме того, благодаря Бальдассаре Перуцци, у нас сегодня есть возможность одним глазком взглянуть на такой Рим, каким его видели художники 500 лет назад. Для этого стóит задержаться в Салоне Перспективы, где мастер создал "обманные" росписи. Нарисованная им на задней стене мраморная колоннада с определенной точки обзора выглядит совершенно объёмно, стена как будто отсутствует, и создается полная иллюзия открытости помещения. За колоннами виден Рим и его окрестности: Колизей, Тибр, римские церкви и даже сама Фарнезина.
500 лет назад...Бродя по комнатам виллы, я вдруг почувствовала, до какой степени изменилась совокупность знаний в наших головах. Вот будь сейчас на фресках сюжеты диснеевских мульфильмов (ой, не бейте меня за крамольную мысль!), мы и наши дети узнавали бы абсолютно всех героев, и без труда угадывали, о чем рассказывает та или иная изображённая сцена. А ведь, если вдуматься, 500 лет назад люди так же хорошо знали сказки и мифы своего времени, и легко разбирались, где изображены подвиги Геракла, а где — сюжеты из жизни Александра Македонского. Нынче без путеводителя не поймёшь ;-)
Среди мифологических сюжетов, которыми оформлена Лоджия Галатеи, выделяется, совершенно выпадая из общего ряда, один интереснейший рисунок, расположенный под потолком на задней стене зала. Это гигантская голова юноши, с появлением которой связана занятная легенда.
Теперь, спустя пол-тысячелетия, никто не знает, как все происходило на самом деле, но по одной из версий, на виллу однажды заглянул Микеланджело. Он разыскивал Рафаэля, но не застав художника на месте, решил подшутить, и начертал этот рисунок вместо записки. Рафаэль же, вернувшись, сразу узнал руку великого мастера и оставил его творение в неприкосновенности.
И хотя есть другая версия, согласно которой рисунок принадлежит Себастьяно дель Пьомбо, создавшему фрески со сценами из "Метаморфоз" в верхней части лоджии, выходящей в сад, по-моему, гораздо интереснее верить в легенду о "шутке Микеланджело".
Удивительное дело, на вилле Фарнезина изобилие оформления не давит и не кажется избыточным. В её просторных, пронизанных светом лоджиях царит умиротворение и радость. Видимо, не зря посетители из самых разных стран называют Фарнезину самым приятным, полным непередаваемого очарования музеем Рима. К тому же, по-сравнению со многими другими галереями и дворцами, вилла обладает одним важным преимуществом — здесь официально разрешена фотосъемка без вспышки. А это значит, что кроме воспоминаний о знакомстве с шедеврами эпохи Возрождения, можно увезти с собой запечатленную на фото частичку вечного искусства и истории.