К тому моменту, когда мы, путешествуя по Ирландии, добрались до Лондондерри, философское отношение к погоде нас почти не спасало. Мы порядком подустали от дождей. И если красота окружающей природы все ещё привлекала внимание, то таскаться по мрачным и мокрым городским улицам не было уже никаких сил и интереса. Так что посещение Лондондерри, который и встретил, и проводил отвратительной погодой, заранее было обречено на провал.
К тому же у меня были собственные причины, нечто, что изначально отталкивало в истории города, а значит, и в его ауре. Ведь Лондондерри в каком-то смысле является эпицентром противостояния католиков-ирландцев и протестантов-англичан, настоящим сосудом, в котором из поколения в поколение варилась (а, думаю, и варится) их вековая ненависть.
Сорок лет с небольшим — это много или мало? Смотря для чего. Ещё живы очевидцы событий, растят своих детей и внуков, воспитывают в них определенные типы самосознания. И ненависть, ну, или неприятие другой стороны — это по-любому... Кровавое воскресенье, известное как Bloody Sunday, случилось в Лондондерри 30 января 1972 года. В тот день солдаты Великобритании расстреляли демонстрацию местных жителей, вышедших отстаивать свои права. Назначалось несколько расследований, на протяжении многих лет британская сторона продолжала обвинять в произошедшем самих же ирландцев. Лишь в 2010 году премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон официально извинился за Кровавое воскресенье от имени государства.
На самом деле в Северной Ирландии и сейчас полно поводов для конфликта, но в чем ребята молодцы, так это в том, что научились уживаться без терактов. Каких-то 20 лет назад ни один здравомыслящий гид не повёз бы группу в Лондондерри или Белфаст, а сегодня это популярные туристические направления, наряду с Дублином и Корком.
Кстати, любителям истории, из которой, к сожалению, фактов не выкинешь, этот город может быть очень интересен. Например, прогулкой в нижней части города, где огромное количество домов украшают знаменитые мюраллы – городские граффити на политические темы.
Ну, а тем кому подавай "лютики-цветочки" (так некоторые определяют область моих, например, предпочтений) в Лондондерри ехать необязательно. Я так считала, во всяком случае. И очень обрадовалась, когда здесь нашлось нечто, что понравилось мне, несмотря на все предубеждения и предвзятость.
Этим "чем-то" оказалась роскошная крепостная стена, прекрасно сохранившаяся в городе с 17 века. Таких мощных стен я ещё не видела! Ее длина полтора километра, а высота местами достигает 12 метров. Вдоль стены можно не только прогуляться, но и, кажется, проехать на автомобиле. По сути, весь "верхний город" заключён внутри и является крепостью.
Английские поселенцы, пришедшие сюда более 400 лет назад, предпочитали селиться отдельной колонией, подальше от бедных кварталов "неблагонадёжной ирландской черни". На высоком скальном плато был построен большой протестанский собор, а также все основные здания — ратуша, суд, городская биржа и тюрьма.
Со временем это плато приобрело вид крепости, отгородившись от местного католического населения высокой стеной и ощетинившись дулами пушек. В принципе, не напрасно, ибо католическому большинству превосходство верноподданных королевы было, как кость в горле.
Самую длительную, 105-дневную осаду стенам "верхнего города" пришлось выдержать в далёком 1688 году, да и впоследствии они не раз пригождались — у вражды двух религиозных конфессий Ирландии долгая история. Тем удивительнее видеть, насколько хорошо сохранились эти стены, аккуратные и гладкие, словно новёхонькие гигантские декорации.
Панорамные виды с крепостной стены, понятное дело, хороши в любую погоду. Собственно, они-то и примирили меня с городом, и дальше прогулка пошла веселее.
В Соборе застали свадьбу, точнее момент, когда полным ходом шла подготовка к венчанию, и ото всюду ко входу стекались гости. Подружки невесты, разодетые в открытые мини-платьица — в этакий холод! — стучали высоченными каблуками босоножек по лужам. Софа сочувственно отметила: "Ну, такой вот здесь август, а им ведь тоже хочется..."
Да, я помню, как живя в Москве, сама страдала, если выдавалось холодное лето. Ведь так хотелось рассекать в летнем нарядном платьишке. Так что теперь, когда у меня есть такая возможность 5 месяцев в году, Лондондери я бы для жизни не выбрала...