Совершенно не помню, когда и при каких обстоятельствах мне впервые попалась на глаза история фонтана Наяд, зато впечатление она оставила сильное. В основном из-за того, что некоторые обстоятельства показались мне либо непонятными, либо очень забавными.
Перед поездкой в Рим мне очень хотелось освежить в памяти ту историю, но сколько я ни мучила запросами интернет, ничего так и не нашла, кроме стандартного описания фонтана. Впрочем, поиски я прекращать не собиралась, и уже вернувшись, продолжала шерстить на сайтах и в путеводителях. Искомое обнаружилось, когда я совсем уж было решилась рассказать запомнившуюся историю на свой лад, рискуя, возможно, что-то переврать. Правда, вышел лишний повод убедиться, что наша эмоциональная память крепче энциклопедических знаний, ибо все основные детали совпали.
Итак, первый незамысловатый фонтан был установлен по заказу папы Пия IX в 1870 году. Пий IX даже выделил личные средства на строительство акведука, который вёл к фонтану. Но народ, как назло, не оценил бескорыстного жеста, и в том же 1870 году папская область со столицей в Риме была свергнута. Обиженный и лишенный светской власти Пий IX заперся в стенах Ватикана, а фонтанчик-то остался :-)
Через 15 лет фонтан перенесли на площадь Эседры, нынешнюю площадь Республики. Тогда как раз проводились работы по переустройству via Nazionale и piazza Esedra, и было непонятно, станет ли сей фонтан частью архитектурного облика площади. К концу 19 века вопрос решился положительно, и архитектору Марио Рутелли поручили произвести реконструкцию фонтана.
Первая попытка украсить фонтан оказалась неудачной, ибо созданная архитектором скульптура из трех тритонов, дельфина и осьминога немедленно получила прозвище Fritto Misto. Есть такое итальянское блюдо из слегка поджаренных кусочков морских гадов.
Тогда, в 1901 году, Рутелли полностью заменил композицию, причём новая его работа вызвала уже не насмешки, а целый скандал.
В центре фонтана был помещён Главк (Glaucus) — герой метаморфоз Овидия. Легенда, вкратце, такая: обычный юноша без спросу наелся некой травы и сделался бессмертным. Разгневанные боги в наказание снабдили его плавниками, рыбьим хвостом и жабрами, и превратили Главка в чудище морское.
И вот это чудище в центре фонтана мучает дельфина, что очевидно, должно символизировать победу человека над природной стихией. Но, разумеется, данная часть композиции не вызывала возмущения у ханжеской публики, скандал разгорелся из-за окружавших Главка бронзовых Наяд.
Наяды или нимфы, созданные Марио Рутелли, символизируют четыре водные стихии: озёра, реки, океаны и подземные источники. Каждая Наяда оседлала своего "конька". Хотя, нет, конёк только один — морской конёк размером с лошадь — это у Наяды-океана. Наяда подземных вод приручила дракона, Наяда-озеро — лебедя, а Наяда-река — некое речное чудище.
Сейчас о фонтане принято говорить, что украшающие его скульптуры чувственные или эротические, но сто лет назад видеть обнаженные женские тела, пусть и бронзовые, на открытой площади в пуританском Риме... Это казалось совершенно немыслимым делом.
Пока решался вопрос о сносе фонтана, его обнесли забором. Тогда-то и проявился истинный интерес публики к высокому искусству — забор вскоре напоминал решето, и смысла в нем уже не было. Как только ширма была снята, площадь Республики стала необычайно популярна. Мужчины на извозчиках или в собственных экипажах описывали по площади неторопливые круги. Занавески на окнах карет были плотно задернуты, узкая щёлка не в счёт. Извозчики, судя по всему, на что-то постоянно отвлекались. Экипажи сталкивались, из-за постоянных аварий пришлось закрыть подъезд конного, затем и автомобильного транспорта на площадь.
Бедные они бедные! Теперь, когда интернет переполнен эротикой и порно, у нас совсем другие интересы. Знаете какие изображения количественно лидируют в сети? Нет, не голые девицы, а фотографии котов, кошечек и котят )
У меня получилось мало фотографий фонтана Наяд, к нему теперь почти невозможно подойти из-за нескончаемого потока машин. Никто не останавливается и не смотрит, никому нет дела до прекрасных нимф. Вот и мы пришли на площадь Республики не ради фонтана, а чтобы посетить базилику Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири.
Внешний вид дельи-Анджели, наверно, самый обманчивый из всех, какие только мне приходилось встречать. Далеко не роскошен и прост её фасад кирпичного цвета, к тому же имеет необычную вогнутую форму, так как по сути является частью экседры.
Как и вся площадь Республики, базилика построена на античных руинах терм и стадиона Диоклетиана. Эти термы были не просто огромным, а циклопическим банным комплексом, где один только бассейн имел площадь в 3 000 м². Термы занимали всю территорию между нынешними улицами Вольтурно (Volturno), Венти-Сеттембре (XX Settembre), Торино (Torino), Виминале (Viminale) и площадью Чинквеченто (piazza dei Cinquecento).
После очередной варварской осады в 553 году термы Диоклетиана были заброшены, и просто чудо, что их не растащили за несколько веков на стройматериалы. Сохранились даже мраморные украшения.
По легенде, на строительство терм согнали сорок тысяч христиан. В 16 веке в память об этих мучениках было решено возвести церковь Св. Марии Santa Maria degli Angeli e dei Martiri. Строительство велось, предположительно, по проекту самого Микеланджело. Фасадом церкви стала часть кальдария — помещения для горячих ванн, а внутренняя часть заняла бывшее помещение для холодных ванн (фригидарий).
Экседрой же называлась полукруглая глубокая ниша с полукуполом. Её форма была сохранена при строительстве не только церкви, но и всей площади Республики, она же повторена в колоннаде, ограничивающей площадь с юго-запада. Поэтому палаццо, возведённые здесь в 1887-1898 годах имеют такие же полукруглые фасады. В наше время внутри этих зданий размещаются пятизвездочный отель, многозальный кинотеатр, "Макдоналдс" и аптека.
Микеланжело гениально вписал здание церкви в развалины терм, и хотя фасад её, как я уже сказала, не обещает чего-то грандиозного, внутри помещение поражает поистине эпическим размахом.
Центральная часть напоминает огромную крытую площадь, украшенную античными колоннами, классическими орнаментами, скульптурами и картинами. Некоторые работы выполнены французскими художниками 17-18 веков.
Длина трансепта составляет более 90 м, а ширина 27 м. По проекту Микеланджело, в каждом конце трансепта располагаются большие кубические пространства, в которых размещены капеллы.
Крестообразные своды поддерживаются необыкновенно массивными колоннами 14м в высоту и 5м в окружности. Восемь колонн — подлинные, античные — сохранились от терм Диоклетиана, ещё восемь являются из имитацией и добавлены в 18 веке.
Но более всего в базилике дельи-Анджели мне хотелось увидеть меридиан, который находится на полу и представляет собой диагональную цветную полосу из мрамора со встроенным бронзовым лучом, длиной 45 метров.
Положение этой полосы точно совпадает с линией меридиана, пересекающей Рим на широте 15 градусов. Поскольку базилика является частью античных терм и ориентирована строго на юг, в полдень солнечные лучи, проникающие в помещение, оказываются точно направленными вдоль линии меридиана. Благодаря этому, собственно, меридиан одновременно является солнечными часами, по которым сверял время весь Рим, пока в 1846 году не учредили полуденный выстрел из пушки с башни замка Святого Ангела.
Честно говоря, меридиан меня просто поразил. Это какой степени сложности и точности должны были быть произведены астрономические расчеты, чтобы создать такое чудо в 1702 году!
Меридиан заказал папа Климент XI, чтобы иметь точный инструмент для определения даты наступления Пасхи. А выполнил работу Франческо Бьянкини (Francesco Bianchini, 1662-1729) — итальянский философ, математик, историк, астроном и археолог.
Оформление меридиана тоже роскошно. Он вмонтирован в белую мраморную плиту, обрамлённую в свою очередь жёлтым веронским мрамором. По обеим сторонам выложены знаки Зодиака, а в центре находится герб папы Климента XI.
Кроме меридиана в базилике имеется ещё одна интересная конструкция — необычный маятник, выполненный в виде кисти руки, которая удерживает на указательном пальце земной шар.