Венеция казалась мне чем-то запредельным. Или нет, не так. В те времена, к которым я сейчас мысленно обращаюсь, запредельным было все — Лондон, Париж, Рим...список можно продолжать бесконечно. Но Венеция в этом списке шла отдельно. Как нечто таинственное и недостижимое, за гранью реальности и даже за гранью мечты. Казалось, чтобы попасть туда, придётся преодолеть не только расстояния, но и перенестись на целые века.
Почему именно Венеция? Боюсь, не сумею внятно этого объяснить. Я пыталась представить себе город, стоящий на 171! островах, соединённых между собой сеткой из четырёхсот мостов. Город, где вместо улиц каналы, а вместо трамваев и автобусов — лодки и катера. Я знала, что он существует, но где-то в глубине души всегда немного сомневалась, не придумано ли это.
Венеция...город существующий полторы тысячи лет, рождённый для свободы, блеска и силы. Шутка ли, чтобы победить Венецию объединялись короли Франции, Испании и Священной Римской империи. Немного сказкой кажется эта особая, необъяснимая таинственность, окружающая всю историю города — войны, захватывающие интриги, заговоры, клевета и ложные слухи...
Правда ли, что где-то здесь, в переулках с горбатыми мостиками совершали сделки богатые венецианские купцы, а на уходящих в морскую воду ступенях сидел когда-то, поглядывая на проплывающие мимо гондолы, шпион и сердцеед Джакомо Казанова?
Ни в один город я не ехала ещё с таким волнением, какое испытала при первой встрече с Венецией! Нетерпение было до того невыносимым, что едва ступив на палубу вапоретто, я совершенно слетела с катушек, пережив натуральный нервный тик — дыхание сбилось, а глаза заморгали до слез, с какой-то невероятной частотой.
Однако, вскоре все пошло обычным порядком, как в любом другом новом месте. Осмотр достопримечательностей, покупка сувениров, поедание пиццы в уличном кафе и споры возле щита с расписанием и маршрутами вапоретто. Что-то не срослось. У меня осталось много приятных и интересных воспоминаний, много красивых фотографий, но не осталось ни грамма чуда, ни капельки тайны.
А ещё дождь. Он начинался дважды, как раз, когда мы проплывали вдоль красивейших палаццо Гранд-канала. И хотя я усиленно работаю над собой, дождь пока что побеждает, он способен испортить мои впечатления от любого, даже очень значимого места.
Так и вышло, что с тех пор у меня в душе существовали две Венеции. Одна — волшебная, недосягаемая и мучительно притягательная. А другая — красивая, но более не интересная, со знаком галочки "посещено, увидено". Ехать в Венецию ещё раз я, точно, не собиралась.
Другое дело — карнавал! Посетить его мы задумали давно, но три года не получалось из-за разных обстоятельств, да я и не спешила. Очень уж напугали отзывы о том, насколько холодно и промозгло бывает в Венеции в этот период. В этом году ничто не мешало осуществить задуманное, и некоторое время посомневавшись, я все же решилась на вылазку из дома в зимний период. В конце-концов, надо ведь когда-то попробовать!
Итак, мы поехали за карнавалом и шумом праздника. Венеции я не искала. Мне думалось, что раз не удалось найти её прежде, когда я так настраивалась и ждала, где уж надеяться на это теперь — в многотысячной толпе, собравшейся на карнавал со всего света. Ни Гранд-канал, ни площадь Сан Марко не вызывали в этот раз особого интереса. Важно было лишь увидеть маски, яркие костюмы и одну из самых знаменитых тусовок в мире...
Все это мы, конечно, увидели. Однако, совершенно неожиданно произошло кое-что ещё — я необъяснимо, с первых минут пребывания, увидела и почувствовала саму Венецию. Между нами установилась та особенная связь, без которой невозможно полюбить город, сколь бы ни были прекрасны и значимы его улицы, храмы и дворцы. Включая фантазию, я могла бы, кажется, услышать голос Прекрасной Сеньоры: "Тебе нужно солнце? Без него стрела Амура не попадает в твоё сердце? Ну, так получи! Яркое, слепящее, пронзающее тысячами стрел-лучей."
Это сработало. На каждом шагу, при любом повороте головы мне виделись картинки, то размытые от слишком сильного света, то избыточно контрастные — такие неудобные для фотосъемки, но притягательные, понятные и прекрасные.
Даже в сумасшедшие дни карнавала в Венеции нашлись тихие, совершенно безлюдные улицы, скверики и площади, затерянные в хитросплетении каналов. Я перестала торопиться к маскам, знала, что их ещё будет много. Немного даже боялась, что они затмят ту Венецию, которую я только что обрела.
Но и эти опасения были напрасны. Прекрасная Сеньора никуда не делась, теперь я чувствовала её душу всюду, и на Сан Марко тоже, несмотря на то, что по площади временами невозможно было пройти из-за тесноты, почти что давки. А маски удивительным образом сыграли для меня роль "машины времени" — я ведь упоминала в начале, что мне в "мою" Венецию необходимо перенестись не только географически, но и "на века" назад.
Какое же это счастье, ощутить себя своей в волшебном городе, забыть о заботах будничной жизни, о часах и минутах, о планах, обо всем! Я поняла смысл фразы "на одном дыхании", мне казалось, что за целый день я успела вдохнуть и выдохнуть единственный раз.
Все теперь предстало более выпуклым, объёмным, чем в моих воспоминаниях. Это было немного странно, ведь обычно мне свойственно именно в памяти приукрашать действительность. Как же я в прошлый раз не разглядела всего изящества и роскоши отделки собора Св.Марка?
Теперь я видела перед собой настоящий шедевр, чудо переплетения архитектурных стилей — византийского, романского, готического и восточного — от которого просто невозможно было отвести восхищенных глаз.
Великолепие архитектурных памятников города открылось мне в этот приезд, действительно, заново, но речь в этой заметке не о них. И не об удивительной, немного мистической атмосфере венецианского карнавала, о которой, конечно, я уже успела немало рассказать. Эта заметка — моя попытка реабилитироваться перед не понятой мною много лет назад и незаслуженно забытой Венецией. Попытка извиниться и с благодарностью сказать, что в этот раз я покидала её, увозя с собой самое лучшее из того, что только может подарить путешествие — желание вновь сюда вернуться.