Более двух тысячелетий назад на этом месте был древний город — один из тех, что были основаны ещё при этрусках, а впоследствии стали основой и ядром Римской Империи. Завоёванная римлянами в 183 году до н.э., Парма носила в те далёкие времена звучное имя Августа Парменсис (Augusta Parmensis).
Старый парк тихо спит. У ранней весны слишком мало сил и тепла, чтобы пробудить к жизни зелёную листву деревьев. Голые ветви не скрывают фасада элегантного Герцогского Дворца — Палаццо Дукале.
Его построили в 1561 году, через 15 лет после того, как Парма сделалась столицей Герцогства Пармы и Пьяченци. Приобретение Пармой высокого статуса столицы повлекло за собой изменение её облика. В городе появились дворцы и театры, аристократы строили виллы и разбивали парки.
Изящная резиденция в стиле эпохи Возрождения тоже окружена большим парком, отделившим её от шума обычных городских улиц и рыночных площадей.
Вилла или Герцогский дворец предназначалась для отдыха и светских приемов. Впоследствии, именно здесь устроит свою резиденцию Мария Луиза, герцогиня Пармская. С этой особой судьба сыграла странную шутку — молодая женщина выходила замуж за Императора, а оказалась на всю жизнь обручена... с Пармой.
В 1810 году, когда стало понятно, что Жозефина не сможет родить наследника Наполеону Бонапарту, император женился во второй раз — на дочери австрийского императора Франца I. Мария Луиза оправдала надежды, и уже через год после свадьбы подарила Наполеону сына, маленького Франца. А ещё через год Фортуна отвернулась от Императора, один за другим последовали последовали поражения в баталиях. Бородино, Ватерлоо...и изгнание.
Мария Луиза по решению венского конгресса получила титул Герцогини и была отправлена в Парму, где и правила более 40 лет, вплоть до самой смерти (в 1856 г.). Сейчас в музее Глауко Ломбарди хранится собрание личных вещей, принадлежавших Марии Луизе и Наполеону.
Герцогский парк отделяет от центра города река Парма, достаточно полноводная на исходе зимы, хотя вода в ней мутная и глинистая, дождевая.
Если лето выдаётся жарким и засушливым, водный поток иссякает, и тогда мосты соединяют берега над почти пересохшим руслом. Наверно, это выглядит не так красиво, как сейчас, ранней весной.
На противоположном берегу реки высится дворец Пилотта. Несколько громоздкий и мрачный, в чем-то даже несуразный, он, тем не менее, представляет собой важнейший исторический и культурный памятник города.
Строительство Palazzo della Pilottа началось в 1580 году по приказу герцога Оттавио Фарнезе. Задумка была необычной и грандиозной: большой коридор должен был соединить Герцогский дворец с крепостью, стоявшей на берегу реки Пармы. Вокруг этого коридора планировалось разместить помещения дворцовых служб: конюшни, казармы и оружейные.
В результате получился единый комплекс с мощными стенами, арками и внутренними дворами. Кстати, своё название дворец Пилотта получил от слова «пелота» — названия баскской игры с мячом, в которую играли в одном из внутренних дворов.
Выглядит дворец Пилотта, скорее, как форт, хотя проект был вовсе не таков. Изначально задумывался роскошный фасад и бельэтаж, однако, строительные работы прекратились в 1611 году и больше не возобновлялись.
Зато Palazzo della Pilottа ещё в 17 веке сделался культурным центром. В комплексе разместились галерея произведений искусств, библиотека и театр. Причем, театр, благодаря своим огромным эллиптическим размерам и деревянной отделке, считается уникальным. Он был построен в 1618 году герцогом Рануччио I по случаю приезда Козимо Медичи из Флоренции.
Сейчас помещения дворца занимают Национальный археологический музей, театр Фарнезе, библиотека и Национальная галерея. Фасад Пилотта со стороны, противоположной реке, смотрит на площадь Мира (piazza della Рace), похожую на зелёный городской сквер. На площади два монумента — композитору Джузеппе Верди и памятник Партизанам.
памятник Джузеппе Верди — жителю Герцогства ПармаНапротив, на улице Гарибальди и нескольких примыкающих к ней улицах находится комплекс зданий, перестроенный из целого квартала жилых домов, объединённых вместе в Palazzo di Rezerva. Комплекс был создан во времена Марии Луизы с целью расширения площадей для герцогской резиденции. В одном из его зданий сейчас располагается уже упомянутый выше музей Глауко Ломбарди.
По соседству находится театр Рэджио, созданный по распоряжению герцогини, всегда мечтавшей иметь в Парме театр, похожий на миланский Ла Скала.
Красиво выглядит фасад палаццо, обращённый к ул. Карло Пизакане. В 19 веке в этой части дворца было устроено отделение телеграфа, самого продвинутого на тот момент средства связи.
В наши дни здесь по-прежнему работает почтовое отделение -Палаццо делла Посте. Обязательно зайдите вовнутрь в часы открытия! Внутренняя отделка помещения почты определённо заслуживает внимания.
Ещё несколько шагов по ул. Карло Пизакане, и мы окажемся на Соборной площади (piazza del Duomo), на которой находятся Кафедральный собор и Бабтистерий — самые значимые исторические памятники Пармы.
Бабтистерий представляет собой восьмиугольную башню из розового мрамора, и по праву считается символом города и его гордостью. Строение, действительно, великолепно — чередование сплошных и полых пространств в отделке фасада создаёт необычный эффект игры света и теней, а четыре яруса галерей с арками прямоугольной формы венчает аркада из более узких ложных арок.
Нижний ярус и порталы богато декорированы рельефами на библейские сюжеты и изображениями животных.
Работы по возведению баптистерия начались около 1150 года под руководством зодчего Бенедетто Антелами и растянулись почти на сто лет. Не так давно были найдены документы, пролившие свет на причину долгостроя. Для отделки сооружения использовался розовый веронский мрамор, поставки которого в какой-то момент прекратились из-за политических разногласий с синьором Вероны, Эццелино III да Романо, и возобновились лишь в 1249 году. Строительство было завершено к 1270 году, тогда же баптистерий был освящён.
Бабтистерий. Роспись куполаКафедральный собор Пармы, посвящёный Успению Девы Марии, считается одним из важнейших памятников падуанского романского стиля северной Италии. Подобные храмы сохранились также в Кремоне и Пьяченце.
В нижнем ярусе простого по форме фасада открываются три портала, перед центральным входом установлены две фигуры сидящих львов. Верхняя часть фасада украшена тремя ярусами галерей.
Крыша колокольни, построенной в готическом стиле (конец 13 века) увенчана позолоченной статуей ангела. Сейчас на колокольной башне находится копия скульптуры, а оригинал хранится внутри собора.
Интерьер собора не такой древний, как само здание, его неоднократно переделывали и украшали в последующие эпохи, хотя некоторые из боковых капелл сохранили свой первоначальный готический вид и фрески.
Основная часть росписей главного нефа и купола созавлась в 16 веке, и является примером вкуса эпохи Возрождения.
Купол собора украшает фреска "Вознесение Девы Марии", написанная художником Корреджо в 1526 — 1530 годах. Четыреста лет спустя русский писатель и искусствовед П.П. Муратов напишет о Корреджо в своей книге "Образы Италии":
Пармский мастер создал здесь своё небо язычника и живописца...
Легендарное небо Корреджо покоряет нас силой своей трансцендентальной вещественности
Ещё один храм, достойный внимания, расположен на площади Стекката. Это построенная в 1521 году церковь Санта Мария делла Стекката (Santa Maria della Steccata), в которой находится усыпальница герцогов дома Фарнезе.
Из-за того, что итальянские храмы обычно закрываются на перерыв с 12-00 до 15-00, нам, к сожалению, не удалось зайти вовнутрь и увидеть знаменитые фрески с изображениями Святой Девы. Согласно "Жизнеописаниям..." Джорджо Вазари, эти росписи принадлежат кисти Браманте, но сейчас выдвигаются теории, что, возможно, над проектом работал Леонардо да Винчи.
А вот небольшой исторический курьёз. Почему-то именно рядом с церковью делла Стекката жители Пармы установили памятник Пармиджанино. Прозвище, которое буквально означает "малыш из Пармы" носил Джироламо Франческо Мария Маццола — итальянский художник и гравёр эпохи Возрождения, написавший свою первую картину "Крещение Иисуса" в возрасте 16 лет.
В Парме художник работал над росписями церкви Св. Иоанна Евангелиста (в 1522 году), одновременно со знаменитым Корреджо, от которого многому сумел научиться. Впоследствии Пармиджанино приглашали работать в Рим и в Болонью.
церковь Сан-Джованни-ЭванджелистаВ 1531 году художник возвратился в родной город. Достойных конкурентов у него на тот момент не было, поскольку Корреджо уже уехал из Пармы. Поэтому именно Пармиджанино получил заказ на роспись свода церкви Санта Мария делла Стекката. Взявшись за работу с большим энтузиазмом, художник сделал множество эскизов и рисунков, а также набрал целую группу помощников. Однако с течением времени Пармиджанино увлёкся алхимией и совершенно охладел к основной работе.
Настал день, когда терпению заказчиков пришёл конец, и художника заключили под стражу. Освобождения Пармиджанино смог добиться, лишь пообещав в короткий срок закончить работу, и... сбежал из Пармы в Казальмаджоре. Ну, и не шутка ли истории, что памятник художника теперь стоит именно возле этой церкви?
Джироламо Франческо прожил 37 лет, но так и остался Пармиджанино, "мальчиком из Пармы".
Но продолжим нашу прогулку по городу. Безусловно, самой красивой площадью Пармы является элегантная пьяцца Гарибальди (Piazza Garibaldi), построенная в 19 веке. Это место всегда было сердцем города — уже в 183 году до н.э., когда Парма стала римской колонией, здесь располагался форум.
фото из интернетаСейчас площадь Гарибальди окружают многочисленные магазины и исторических кафе, для горожан это излюбленное место встреч.
памятник ГарибальдиНа площади Гарибальди находятся Дворец губернатора и ратуша со знаменитыми солнечными часами, которые разработал Бенедетти, Джованни Баттиста — итальянский математик и физик (1530-1590).
По этим часам, если только разобраться и внимательно посмотреть, можно узнать время в самых разных городах мира.
Ещё одним украшением площади является неоклассический фасад, достроенный к средневековой церкви Сан Пьетро Апостоло (San Pietro Apostolo).
Наконец, на площади Гарибальди находится туристический офис города, где можно получить карту и поинтересоваться экскурсиями по окрестностям. А в этом районе есть, что посмотреть. Когда забег по достопримечательностям будет окончен, можно просто пройтись по тихим и чистым улочкам Пармы, ведь её центр — одно из самых приятных мест для прогулок!