Регистан, Биби-ханым, Шахи-зинда, Гур-эмир… О каждом из этих архитектурных памятников сказано немало, сложены стихи, оставлены восторженные отклики. В последние годы у нас проделана огромная работа по реставрации этих жемчужин древнего зодчества. В дело их сохранения, восстановления первоначального облика вносят большой вклад и самаркандские усто – реставраторы.
Народный ремесленник, керамист Икром Халимов является одним из продолжателей традиций древних кошинкоров – мастеров по изготовлению архитектурного декора и резной майолики. Впервые я увидел его работы на выставке «Ташаббус-2016» на приз Президента Республики Узбекистан. Тогда же он был удостоен первого места на областном этапе конкурса и получил путевку в «республику».
Биография его, на удивление оказалась простой: после общеобразовательной школы стал учеником своего дяди по отцовской линии, известного реставратора, народного мастера Равшана Халимова. Освоив технические секреты, вскоре стал работать над узорами, придуманными самостоятельно.
В работах Икрома поражают воображение сложность и изящество, удивительное сочетание различных оттенков цветов, а преобладание в узорах холодных – синих, зеленых, бирюзовых тонов, как бы «охлаждающие» палящие лучи солнца, сразу выдают, что он представитель именно самаркандской школы.
Особого рассказа заслуживает и технология изготовления этих узоров. Многие из нас восхищались архитектурным декором памятников древнего зодчества. Но мало кому известно, что эти узоры не нарисованы на глине, как кажется на первый взгляд, а собраны по крупицам, подобно мозаике.
Работу над ними мастер начинает с изготовления керамических плиток разного размера в зависимости от замысла. После окраски эти плитки обжигают. Единственным инструментов мастера после это является теша – маленький остроконечный «молот». Им мастер откалывает нужные элементы в плитках. Что интересно, рука мастера никогда не ошибается, случайно не разбивает плитки, а точно отбивает нужный кусок нужной формы. После того, когда все элементы готовы, начинается сборка. Причем, лицевые стороны плиток бывают обращены вниз, и узор собирается зеркально. Наконец, все это заливается скрепляющим раствором. Когда мастер поднимает большую плиту и обращает ее к вам лицевой стороной, трудно сдержать восторг. Трудно поверить, что эти ювелирно изящные изгибы отбиты молотком. Иногда в таком вот узоре размером в один квадратный метр может содержаться до двух тысяч элементов и более!
- Мозаичные керамические узоры очень древнего происхождения, - рассказывает усто Равшан-ака Халимов. – Вторая технология – резная майолика – появилась уже потом. Здесь мастера работали на еще мягкой глине и вырезали узоры. Образцы таких декоров сейчас можно увидеть в мавзолейном комплексе Шахи-Зинда. Сейчас Икром умеет работать и в той, и в другой технологиях. Я обучаю его всему, что сам знаю, с тем, чтобы и он передал эти секреты кому-нибудь завтра …
Молодой мастер Икром Халимов много работает над собой, учится секретам искусства. И конечно же, полон творческих планов.
Газета "Самаркандский вестник"