На тщательно отполированную самаркандскую бумагу четкими красными и черными контурами наносится будущий рисунок, затем спокойным и плавным движением, словно под музыку, миниатюра прописывается красками, превращая линии и цветовые пятна в единое целое. Часа три работы, и вот перед зрителем миниатюра с четверостишьем Омара Хайама. Возможно, она будет приобретена нашим земляком, а может, украсит гостиную на другом конце земли, в любом случае рисунок напомнит о руках мастера.
Художник-миниатюрист Мансур Нуриллаев - ученик основателя современной самаркандской школы миниатюры Ахмада Умарова, продолжает традиции именитого художника.
- Мансур Ахтамович, ваша мастерская расположена в одном из самых посещаемых туристами достопримечательностей нашего города - в комплексе Рухабад. Помогает ли это вам в работе?
- Вы знаете, я никогда об этом не задумывался, но, наверное, помогает. Здесь легко работается, иногда кажется, что не рука ведет кисть по бумаге, а наоборот. Это ощущают и другие народные умельцы, чьи мастерские расположены рядом.
Я люблю наш древний город, люблю бродить по вечерам вблизи памятников старины. Подсвеченные иллюминацией, они выглядят сказочно красиво, немного фантазии и ты переносишься в эпоху средневековья. Кажется, вот сейчас из темноты, навстречу тебе, с грозным окриком шагнет стражник с оголенной саблей в правой руке и щитом в другой, а может, ты встретишь седобородого мудреца-звездочета, который предскажет твою судьбу, или красавицу с сорока косичками, ведь в сказке все возможно. В такие минуты я будто заряжаюсь их энергией, помогающей мне в работе.
- Вы постигали азы профессии у известного художника Ахмада Умарова…
- Да, Ахмад-ака обучил меня навыкам работы с акварелью, акрилом, маслом, темперой. Он мой дядя, так что я являюсь продолжателем династии художников. Благодаря его профессиональным советам, я каждый раз открываю для себя что-то новое в технике росписи миниатюр.
Хочу сказать, что все члены нашей семьи - люди творческие. Хоть моя супруга Мартаба Шеркулова специализируется на шитье национальных нарядов, каждую свободную минуту она отдает изготовлению национальных кукол. Мартаба считает, что дети должны жить в мире кукол, делиться с ними радостью и секретами. Она уверена, что это позволит вырасти им добрыми и благородными людьми. Дочь Дилнура помогает матери в изготовлении кукол и пробует себя в миниатюрах. Сыновья Мехроч и Бунёд помогают мне в работе.
- Каждый художник хочет быть индивидуальным. Есть ли у Вас свой почерк в написании миниатюр и изготовлении сувениров?
- Думаю, что есть. Рисуя миниатюры, я все время задумывался, как привлечь внимание зрителя к одному или двум главным персонажам, к шатру правителя, восточной красавице более ярко передать праздничную атмосферу, царящую у шатра, полные радости жизни лица бродячих музыкантов. И вот однажды мне пришла мысль, а почему бы не попробовать вырезать моих главных героев из гипса, а все остальное дорисовать. От задумки до внедрения прошло около года. На керамическом блюде я изобразил главный портал мавзолея Амира Темура, здание с минаретами было объемным, а все вокруг, в том числе и люди, нарисованы. Первый опыт оказался удачным он превзошел все мои ожидания. И тогда я понял, что это неиссякаемый родник фантазий, где можно совершенствовать свое мастерство в полной мере. В так называемом формате 3 D можно раскрыть всю красоту миниатюры, выделив необходимые аспекты, оставив на втором плане менее значимое.
- Расписанные Вами изделия из керамики, кожи, тыквы, а также миниатюры на самаркандской шёлковой бумаге украшают дома жителей многих континентов. Выставляете ли Вы свои произведения на различных художественных выставках и традиционных конкурсах?
- Да, конечно. В частности, я выставлял свои работы на международной выставке ремесленников стран Центральной Азии, проходившей в Казахстане, неоднократно был победителем традиционного конкурса «Ташаббус». Участвуя в различных конкурсах и выставках, ты узнаешь ценность своих работ, ведь их оценивают профессионалы, а это дорогого стоит.
Газета "Самаркандский вестник"