Падуя (Бассано-дель-Граппа, Маростика, Тревизо, Виченца, Монселиче) - Венеция - Тренто - Рива-дель-Гарда - Мальчезине - Лацизе
<<<<<<<<<<<<<<< =========== ТРЕНТО =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Уже одна дорога из Вероны (мы делали там пересадку по пути из Венеции) в Тренто оказалась очень красивой: слева горы, справа горы, а между ними вьётся лента реки. Но фотографировать всё это великолепие я даже не пытался - по причине того, что основные красоты были как раз со стороны солнца, ещё высокого, но уже заметно склоняющегося к горизонту. Так что пара (буквально !) фото - это, к сожалению, максимум, которым я могу проиллюстрировать свои слова:
Настоящим подарком судьбы стал потрясающий вид на крепость Бесено (Castel Beseno) - я даже не предполагал, что она окажется настолько близко, да ещё как раз с правильной "подсветкой" уже пожелтевшими предзакатными солнечными лучами. И расхожее выражение "как на ладони" выглядело не банальным штампом, а прозаической констатацией действительности. А что рука слегка дрогнула, и крепость накренилась - так "реджинале" и бежал в это время на «сотке», а то и больше:
Даже с такого расстояния крепость впечатлила, а её размеры поразили - даже при том, что представление о ней у нас было. Изначально мы собирались посетить её, но после небольшой адаптации маршрута в пользу Венеции и ночёвки в Тренто (так выходило лучше логистически) отказались - сознательно, но с сожалением. Ничего, крепости будем "добирать" в Испании...
Тренто - столица почти одноимённого горного региона Трентино - город, прежде всего, ландшафтный. Что ни фотографируй, на заднем плане этаким "бэкграундом" обязательно появятся альпийские предгорья:
Самые же красивые пейзажные виды здесь - вдоль реки Адидже, протекающей вдоль широкой ледниковой долины:
Очень "к месту" расположена церковь св. Аполлинария с высокой покатой крышей, украшая и без того живописный пейзаж:
На одну из окружающих Тренто гор можно подняться на фуникулёре Funivia di Sardagna. Он функционирует весь день с получасовыми интервалами (утром, в "рабочий полдень" и вечером - каждые 15 минут, точный график можно посмотреть на http://www.ttesercizio.it/Funivia ). Конечно, эта аттракция не столь масштабна, как подъём на вершину Монте-Бальдо в Мальчезине, о котором речь пойдёт дальше, но чем-то оно и лучше: всё ж для панорамных видов Монте-Бальдо расположен слишком высоко, а вот Сарданья - в самый раз. Единственное - подниматься туда лучше - и намного ! - после обеда, учитывая расположение солнца (если оно есть, конечно). В нашем же распоряжении была только первая половина дня, так что все виды получились "против шерсти", а качество фото оставило желать много лучшего.
Кстати, рекомендую попасть в 15-минутный интервал работы фуникулёра, полчаса наверху делать просто нечего...
Тренто - город с явно ощутимым "северным" колоритом, сильно отличающим его от "раздолбайских" "югов" (это, кстати, справедливо и для многих других больших стран: Испании, Франции, Португалии, и только в Германии различия между югом и севером не столь бросаются в глаза). Словами трудно объяснить, в чём это проявляется, но вот проявляется - и всё тут.
****************************************
Другой (если первой считать Funivia di Sardagna) достопримечательностью Тренто является кафедральный собор, посвящённый св. Вигилию. И он же, к нашей величайшей досаде, стал главным обломом этого путешествия. По той же самой причине, что и в Маростике: посреди великолепной соборной площади (а её вместе с собором и крепостного вида Дворцом претора надо рассматривать как единое целое - слово "ансамбль" здесь не будет лишь красочной декорацией) мы увидели очередную стройку, полностью убившую монументальный и живописный вид, преимущественно ради которого мы и приехали сюда. Но если в Маростике всё же можно найти если не извиняющие, то смягчающие обстоятельства - там просто нет другой площади для мероприятия такого масштаба, то в Тренто подобных я не нахожу. В городе достаточно больших площадей, да и вообще обширных пространств, где можно устраивать развлекательные, коммерческие и любые другие мероприятия, не загаживая исторические супертоповые места (сказано ведь, "богу богово, а кесарю кесарево" - не надо это ни смешивать, ни взбалтывать). В этом контексте мне очень понравился комментарий одного из читателей этого рассказа: "эти маргинальные утехи все больше захватывают историческое наследие". Золотые слова, ни убавить, ни прибавить... Я, конечно, постарался "выудить" хоть какие-то виды и ракурсы, но выглядит это, право, как объедки с барского стола...
Нет слов, как обидно... Потому как и собор великолепен, и фонтан с Нептуном имеется, и Дворец претора с зубчатыми стенами (очень знакомый "ласточкин хвост" !) и не менее зубчатой Гражданской башней (он как бы сливается с собором, но именно это только добавляет целостности всему ансамблю, делая его ещё более величественным и живописным), и прекрасная Соборная площадь (Piazza Duomo) с красивыми и оригинально раскрашенными домами вокруг неё... Любуйся, наслаждайся, вдохновляйся - но нет, пришёл мамона и сказал: "Моё. А вы уж как-нибудь перетрётесь...". И самыми крайними оказываются те, кого город всячески зазывает, позиционируя себя как крупное туристическое направление.
Повторюсь: не важно, что именно затеяли на этой площадке. На мой взгляд, главные исторические места должны оставаться неприкосновенными - просто по определению, просто потому, что они такие, и любые нарушения этой аксиомы, независимо от того, под каким соусом они подаются и от того, кто является их зачинщиком - просто-напросто надругательство над историей. Изнасилование, если хотите. И должно не допускаться и пресекаться самым решительным и жёстким образом. Да и ЮНЕСКО в этом не мешало бы занять более твёрдую позицию: или это достояние, или побочный реквизит и удачно подвернувшиеся декорации для сбора денег.
Ещё немного покрутимся на площади перед Дуомо, буквально вылавливая то, что осталось не затронутым стройкой:
Рядом с одним из расписанных домов не слишком приметно примостился Фонтан Орла (орёл - официальный символ Тренто, изображённый на городских гербе и флаге). Как обычно это бывает, фонтан, не такой уж и древний, оброс местными легендами и сказаниями. В основном они сводятся к тому, что несправедливо осуждённый человек перед своей казнью, увидел кружившего орла, сказал что-то вроде "если я невиновен, то орёл станет камнем". Ну и бедный орёл окаменел, а узника благополучно освободили. Правда, в некоторых версиях всё происходит наоборот: осуждённого сначала казнили, а орёл застывал уже пост-фактум, становясь, так сказать, живым (точнее, каменным) укором правосудию.
Собор, построенный ещё в 13 веке и в значительной степени донесший дух тех времён, хорош со всех сторон. Несмотря на более поздние переделки (к счастью, не слишком глобальные), он во многом сохранил облик, в котором объединились черты романики и готики. А как выглядят его белые стены и башни на фоне голубого неба !
А какие интересные детали декора!
Возле собора можно увидеть макет исторической части Тренто, а заодно и прочувствовать, как должна выглядеть Пьяцца Дуомо, когда над ней никто не изгаляется:
Не разочаровал собор и внутри. Знаете ж, как бывает: величественные готические или романские экстерьеры, а заходишь внутрь - и упс... сплошное барокко, а то и вовсе скучнейший неоклассицизм - внебрачное дитя палладианства... Но нет, это не про собор Тренто, здесь всё "по-взрослому", по-настоящему, "что наверху, то и внизу", интерьеры не уступают (по духу, прежде всего) внешним формам. А их тёмный, если не сказать чёрный, облик делает их ещё величественнее, ещё сакральнее. В общем, впечатляет и внушает - по полной программе.
Великолепен и Дворец претора, бывший епископской резиденцией до середины 13 века - всё-таки нет более почтенного и солидного материала, чем потемневший от времени белый камень (если он, конечно, не дай бог, не оштукатурен). По сравнению с ним кирпич, даже если он древнеримский, выглядит как плебейская одежда на фоне тоги патриция (это одна из причин, почему я без трепета отношусь к Риму - многие его уголки вызывают ассоциации с фабричными постройками времён первой русской революции). Главным украшением дворца служит Гражданская башня 11-12 веков (самая верхняя её часть была надстроена тремя столетиями позже), возведённая на месте древнеримских городских ворот.
****************************************
В Тренто сохранилось довольно много древних башен, которые служили не только укреплениями: многие богатые и знатные семьи возводили свои собственные башни. Правда, в отличие от Болоньи, где они служили, главным образом, символом статуса и богатства своих владельцев, в Тренто их назначение было более утилитарным (климат обязывал !): в холодное время года на верхних этажах было заметно теплее. А самой старой (после Гражданской) считается фортификационная (и побывавшая, как водится, тюрьмой) башня Ванга, названная по имени построившего её в 1210 году епископа.
А вот крепостная башня Мадруццано, прозванная за свою форму Ротондой, охранявшая южный вход в город, совершенно утеряла боевой вид: ещё в 19 веке она была приспособлена под коммерческие цели - в ней размещались кафе и магазины:
А это просто одна из "безымянных" (для меня) башен, которая, возможно, как раз служила зимним жилищем владевшему ею семейству:
Смотрите - это тоже башня, только она очень хорошо замаскировалась, вписавшись в жилой квартал:
И ещё крепостные фрагменты, правда, не понятно, каких именно времён:
Расписанные фасады домов можно увидеть не только на Соборной площади. К примеру, на центральной улице Родольфо Белензани расположено сразу несколько дворцов, украшенных фресками в пастельных тонах:
Венчает же самую когда-то аристократическую улицу города барочная церковь св. Франциска Ксавьера. Интересно, что в качестве колокольни строители использовали одну из старинных крепостных башен, удачно оказавшуюся "под рукой".
Третьей (не по рейтингу, а по очерёдности представления) топовой достопримечательностью является внушительная и монументальная крепость-замок Буонконсильо(Buonconsiglio), расположенная в самой высокой части города, где раньше, как предполагается, находился центр древнеримского города - кастро. Первоначально она была возведена в 13 веке, потом неоднократно достраивалась, надстраивалась, перестраивалась - на протяжении добрых пяти столетий. Так что сегодня мы видим этакое фортификационное "попурри", состоящее из различных сооружений самых разных времён.
Вот очень наглядный пример временнОй «пересортицы» - смешные и даже умильные "скворечники" на стене замка:
Самая старая часть крепости представлена большой круглой башней, названной Башней Августа - не по имени летнего месяца, а по титулу правителей Римской империи. Почему именно - это уже другой вопрос, на который у меня ответа нет.
Посетить замок Буонконсильо нам не удалось: выяснилось, что сделать это можно только в режиме групповых посещений с гидом и по "сеансам". Мы же, как я уже писал, такой формат не любим - слишком низкий у него получается "кпд" по соотношению "времязатратность - число интересностей". К тому же в этой поездке на одной из подобных экскурсий мы уже были - в Монселиче, так что ещё одну просто не потянули бы. Ну и ладно - по сравнению с обломом на Соборной площади это уже показалось сущей мелочью. Так что мы просто продолжили прогулку по солнечному (и, как ни странно это может показаться, самому жаркому месту на всём маршруте этого путешествия) Тренто.
Церковь Санта-Мария-Маджоре начала 16-го века - здесь проходило одно из заседаний Тридентского собора, считающегося началом Контрреформации, направленной на возвращение увлёкшихся учениями Лютера и Кальвина "детей божьих" в лоно "истинной" "единственно правильной" веры:
Красивый готический фасад церкви Петра и Павла является чистым "нео" (середина 19 столетия), хотя сама церковь очень старая:
Её колокольня 15 века с остроконечными шпилем, покрытым изумрудной плиткой, красиво возвышается над близлежащими зданиями:
На последней фотографии виден небольшой, но очень уютный сквер, на месте которого раньше находился монастырский сад августинского аббатства св. Марка. В нём, к слову, проживала "делегация" августинцев, участвовавших в печальной памяти (поскольку он в зародыше задушил ростки благоразумия на загнивающем дереве ортодоксального христианства) уже упомянутого Тридентского собора. Само аббатство было упразднено и до наших дней не сохранилось, но мы может увидеть и посетить его уцелевший клуатр - простенький, но довольно симпатичный:
А вот расположенная рядом с автостанцией небольшая церковь св. Лаврентия, построенная в конце 12 века, благополучно сохранила свой старинный романский облик. Когда-то она принадлежала монастырю капуцинов, но он был разрушен во время Второй мировой войны, а вот церковь чудесным образом уцелела. К сожалению, сфотографировать её "в полный рост" не получилось - никак не хотела она входить в объектив: то деревья заслоняют, то ракурс не тот... В итоге я смирился и снял только колоритную колокольню, правда, намного более позднюю (17 век):
Очень интересной и приятной глазу церковь св. Лаврентия оказалась изнутри:
****************************************
Вечерний Тренто особых откровений не преподнёс. Хорошо освещался собор, несколько центральных улиц - ну и, пожалуй, добавить к этому уже нечего.
Свой рассказ о Тренто я заканчиваю фотографиями ещё нескольких живописных уголков города. Нет, красив всё-таки Тренто, красив - и однозначно заслуживает посещения. Признаюсь, что сейчас, разбирая фото, я влюбился в него с новой силой. Вот только с картиной, увиденной на соборной площади, смириться я до сих пор не могу, и воспоминания о ней вызывают новый прилив негодования...
Конечно же, мы не могли остаться равнодушными при виде таких чудесных гномиков: