На свете много красоты. Особо восхищает рукотворная, что кажется первозданной, в сочетании с истинно природной. Человеку совершенно не все равно, в каком окружении жить и расти. В этом отношении жителям г.Белая Церковь повезло: в любой момент к их усладе один из красивейших парков – «Александрия». Зачастую название этого парка связывают с именем барыни, каприз которой и воплотился в этот парк. Графиня Браницкая была фавориткой, статс-дамой Екатерины II, получила от неё орден Святой Екатерины. При дворе в Санкт-Петербурге проводила большую часть года по приглашению императрицы. Потому благодарная придворная дама дабы угодить государыне, назвала парк в честь ее любимого внука Александра. Но со временем это забылось и теперь «Александрию» воспринимают только в связи с именем племянницы Великого князя Потемкина, Александрой Браницкой-Энгельгард.
Добраться в парк можно с помощью экскурсионных агенства, что организуют поездки по Украине. Можно самостоятельно приехать в Киев- г.Белая Церковь-парк. От Киева на выбор, электрички или маршрутки (40 грн. 2016 г.) от жд.вокзала, м.Лыбидска; от Одесской пл. В самой Белой Церкви прямо ко входу в парк подвозит троллейбус №1, остановка «Клиника». Вход в парк платный, взрослый билет 15 грн., льготный и студенческий 1 грн. (2016 г.).
Король Польши за заслуги в подавлении восстания «Колиивщина» щедро вознаградил коронного гетмана Речи Посполитой графа Браницкого, подарив ему в 1774 году эти места с 40 тысячами душ-крепостных. И до этого граф был богачом, но на этой земле стал просто крезом. Не мог дышать, пока не прибрал к рукам земли, что принадлежали местным мещанам. Пригласил чин по чину землевладельцев к себе с правоустанавливающимим документами на землю, под предлогом "установить законные отношения". Пришли доверчивые к графу, тот выхватил из их рук бумаги и кинул в камин. Так стал единовластным владельцем земель в округе. Помогли ему и богатства спрятанные в недрах земли, крепостные добывали ему в «Голденландии» золото (так прозвали прииски в окрестных лесах). Князь Потемкин, подыскивая мужа для своей любимой племянницы, не мог пропустить такого кандидата. В 1781 году граф женился на Александре (разница у супругов 24 года). Благодаря несметным доходам, Браницкий, как подарок, подарил Белоцерковское имение жене и разрешил воплотить затею с разбивкой парка с летней резиденцией. В ответный подарок Санечка родила мужу троих сыновей и троих дочерей. Сохранилось предание о роскошных балах и гуляньях в честь именин одной из дочерей, которая в подарок получила "садик" за изящной оградой из нескольких деревьев, украшенных драгоценными камнями (как видим, сад был самым дорогим подарком в прямом и переносном смысле). Парк получился настолько красивым, славился еще и охотничьими угодьями, что его неоднократно посещали члены Российской императорской семьи: будущий царь Николай-I в 1816 г., Александр-I, в честь которого и назван парк, дважды. В 1859 г. в Александрии был на организованной для него охоте император Александра II. Императоры всероссийские и члены царских семей высадили в парке около трех десятков деревьев, каждое из которых имело свое ограждение с закрепленной на ней позолоченной царской короной. Последнее дерево посадила царица Александра Федоровна, жена Николая II.
Проектирование и работы в парке осуществлялись под руководством архитекторов француза Мюффо и итальянца Доминик Ботани, садовника Август Станге, из Львова, а также Бартецкий Витт, Август Енс. Паркостроитель Мюффо был автором генерального плана парка. Парк разбивался, как модный в то время английский. Но в него внедряют ландшафтный стиль, более человечный, романтичный. Строгая "геометрия" планировочной структуры отступила. Потому "Александрия" и отличается свободной планировкой.
Приехать сюда в начале поры «золотой осени», это застать самые красивые виды парка. Портал входа парка уже делает заявку на что-то удивительное внутри. Похож на вход в дворцовые хоромы. И как добрые знакомые нас встречают Шевченко и Пушкин, бюсты которых установлена на пилонах. Поэты бывали в парке. Предполагают, что здесь Пушкин написал часть своей Полтавы. Пушкин был влюблен в одну из дочерей Браницких, графиню Воронцову, и посвятил ей стихотворения "Оберегай меня, мой талисман" и "Талисман". Тарас Шевченко, дважды приезжал в Белую Церковь погостить у своего друга, художника Ивана Сошенко, преподавателя белоцерковской гимназии.
Многочисленные дорожки манят, влекут. Но это сладкий плен, ему отдаешься добровольно. Хотя обойти за день парк, немыслимое задание- общая протяженность дорожно-аллейной сети парка больше 20 км. Вначале вдыхаешь полной грудью настоянный, «сытный» лесной воздух и как в зазеркалье, раздвигаешь собой зримые пласты солнечного света, играющего лучиками с еще по-летнему свежей листвой.
Уже это доставляет такое удовольствие и забываешь, что приехали красоты посмотреть, а не только дышать. Вспоминаешь про карту, начинаешь вертеть ее и головой- куда стопы направить. Карта из интернета бестолковая, а главное, устаревшая. Людей в будний день мало, спросить не у кого. А кто встречается, сам приезжий и не может подсказать.
Из-за очередного поворота, появляется Ротонда. В память о фельдмаршале Потемкине, который умер на руках у А.В. Браницкой во время последней поездки на Украину в 1791 году, графиней была возведена мраморная "Святыня" с бюстом Потемкина (недавно восстановлен).
Вот пеликан где-то в вышине на стеле. Традиционный символ беззаветной родительской любви. Птица разрывает себе клювом грудь, чтобы накормить птенцов. Колонна с пеликаном посвящена родителям, о чем говорила надпись: "Благодарные дети родителям".
Вот дивная чаша, как бы перенеслась через века и не расплескала содержимое.
Место, где раньше стоял основной дом усадьбы называется Дединец. От него остались только основания колонн со ступеньками.
Но даже они дают представления о размере дома. А представляете, какое дерево-великан заглядывало в окна, раз его комль больше всех суммарных ступенек с крыльцом?
На юге от барского дома находился одноэтажный Танцевальный павильон, в котором были лишь четыре комнаты, одна из которых - большой Бальный зал.
Здесь стояла самая дорогая мебель, размещались самые ценные произведения искусства. Кроме «Дома садовника» никакие исторические жилые постройки не уцелели. Но недавно восстановили, точнее построили заново Танцевальный павильон, что очень радует. Как и встарь парадный вход украшают статуи Аполлона и Артемиды.
Таким «домиком Тыквы» выглядит павильон под сенью деревьев-гигантов:)
Чуть в отдалении, откуда видна вся площадь с центром усадьбы, где были жилые здания, смотрит со светлой улыбкой хозяйка этого великолепия Александра Энгельгардт. Недавно был установлен этот памятник, кажется, по портрету художника И.Грасси . По крайней мере фигура руку держит, как на портрете.
Развилку перед Большой поляной открывает дуб и памятник "Скамья декабристов".
Вправо дорожка пойдет в павильону «Луна», прямо - к реке Рось. Не пройдите, сверните влево на незаметный в тени деревьев, спуск к источнику Льва.
Сама поляна, это действительно Бо-ольшая поляна! Она композиционный центр парка. На ней, как и задумывалось при проектировании парка, группками раскинулись деревья-великаны. Благодаря вольному росту, без соперничества с другими деревьями, они достигли огромного размера.
Здесь семейное дерево Браницких - четырехствольная сосна обыкновенная, которая начинается из одного ствола , и, подобно генеалогическому дереву, разветвляется на четыре ствола.
Всевозможные экзотические растения свозились в парк из Северной Америки и Западной Европы. Сейчас на территории парка произрастают более 600 видов зелёных «экзотов». Хотя большинство деревьев вполне «местные», аллеи так называются Грабовая, Берёзовая, Липовая, Еловая, Сосновая.
Группа елей с усыпанными ветками шишками
Из Северной Америки и Западной Европы в парк свозились различные экзотические растения. Сосна воин, сосна Веймутова, даже лишившись верхушки, стоит прямо и упрямо. Такой жизненный пример стойкости. И любимое дерево в парке графини Александры.
Колоннада "Эхо" (другое название -павильон Луна), автором предположительно считается известный архитектор Иван Старов, автор Таврического дворца Григория Потемкина в Петербурге.
Построена она наподобие древнегреческих амфитеатров, в виде полукруглого здания внешним диаметром 34,2 м, на концах которой небольшие прямоугольные помещения. Акустика этого здания из четырнадцати колонн, позволяет услышать шепот друг друга, стоящих в противоположных концах, людей. Во дворике - цветочные клумбы и скульптура бога торговли Меркурия.
Рядом с колоннадой находится изумительный по изяществу «Китайский мостик». В глубоких трех балках, сливающихся с долиной р.Рось, сооружен целый каскад прудов, с водопадами и фонтанами.
Между ними устроены плотины, шлюзы. Сверху строили малые архитектурные формы. На плотине Лебединого пруда и возник "Китайский мостик". Трехпролетная арка со сводчатыми пролетами и китайской беседкой в центре. Невозможно выбрать самый красивый вид из беседки: с одной стороны - «Лебединое озеро» в золотой раме осенних деревьев.
С другой - почти Швейцария, таинственный каньон…
Сам Китайский мостик с определенного ракурса создает впечатление древней культовой постройки в горах.
И самый красивый вид на Китайский мостик с двумя прудами сразу, сверху от него.
Перед мостиком находятся две скульптуры, изображающие сидящих под зонтиками китайца и китаянку. На удачу необходимо потереть бородку китайца. Она натерта уже до золотого отлива. Первоначально около мостика стояли фигуры китайцев в натуральную величину!
После болгаро-турецкой кампании 1828 году, в которой участвовал зять А.В. Браницкой М.С.Воронцов, появился в парке объект "Варна" и "Турецкий домик", в стены которого были вмурованы камни с арабскими письменами. Жалко, восстановили домик очень странно, современным облицовочным ядовито-розовым декоративным кирпичем.
Памятник Варна, на обломке скалы установили скульптуру девушки, плачущей над разбитым кувшином, сейчас отсутствует, одни камни на месте.
Тихий прудик пониже Китайского мостика так же с лебедями.
Для меня самым необыкновенным прудиком стал пруд около арочного мостика.
Почти весь берег оплел дикий виноград, осенью приобретающий яркие оттенки красного и бордового цветов.
Здесь можно снимать ремейк «Золотого ключика». Дуремар и Тортилла очень органично смотрелись бы на фоне сказочного водоема.
И для Буратино с Карабасом есть где побегать по камням. Кстати, нагромождение огромных валунов называется водопад «Черепаха».
Представляете, как в 18 веке везли эти каменюки подводами? Скалистых гор рядом не наблюдется, как и не наблюдались подъемные краны в те времена.
Существует легенда о том, что Браницкие приказали засадить берега прудов ядовитыми растениями, чтоб охранить пруды и их обитателей от ловли, которой промышляли крестьяне. Так рядом настоящая река- лови, не хочу, что рыбаки и делают прямо сейчас. И красота, красота неописуемая!..
С 1815 года молодой садовник из Берлина Август Енц начал создавать ландшафтные композиции "Александрии". И отдал этому делу 54 года своей жизни. Некоторые его композиции сохранились до наших дней. Семья Браницких высоко ценила заслуги Энса и за многолетнюю работу Енца и в честь 50- летия его службы, владельцы парка установили памятную металлическую колонну.
Рядом с колонной Энса побегала наперегонки с белочкой, пытаясь поймать ее в кадр.
Белок подзывают «условным сигналом». Надо иметь настоящие орехи и постучать ими друг о друга. Соблазнившаяся угощением белочка, сама спуститься с дерева и подойдет к вам. Ловко схватывает орех и теряется: сидеть и хрумкать на месте, так боже ж мой, люди кругом, стеснительно!
Значит, надо лезть назад в дупло, а с грузом неудобно как-то. Так, в зубы его, в рот!
Лапы свободны и ходу! Так это было забавно, что хотелось скакать за белочкой и дальше по веткам.
Берег Купального озера привлекает к себе внимание старинными на вид развалинами. Это «Руины» - декоративная композиция, характерная для многих пейзажных парков XVIII столетия и одна из визитных карточек парка «Александрия».
Очень нуждаются в ремонте сооружения на плотине. Иначе они превратятся в настоящие и окончательные руины. Внутри одной части этой постройки-имитации даже выросло гигантское дерево.
Между колоннадами есть чудесная смотровая площадка, с которой открываются очаровательные пейзажи на юг от «Руин» и все стараются фотографироваться тут.
Так выглядит Лазневый (Купальный) пруд на севере от «Руин».
А из-под «Руин» течёт водопад.
С обзорной террасы от «Руин» хорошо видна площадка с островом Марии. На ней стоит статуя Божьей Матери из белого мрамора и неработающий фонтан.
Вблизи этот островок уютнее и приветливее.
Его окружают исполинские деревья, в самом прямом смысле этого слова.
И в свою очередь отсюда живописный вид на «Руины».
Самое толстое дерево на территории всего парка - тополь, имеющий в диаметре более чем два метра. Ему 130 лет, обыкновенно тополя доживают только до 80 лет.
Осень придала особенное очарование парку.
Пруд «Серебряный серпантин».
По парку можно прокатиться в карете. Гуляя тропинками, заслышав цокот копыт, в душе подымается что-то древнее, переносящее в стародавние часы.
По Еловой аллее, переходящей в аллею из туй, доходим до "экономии", единственной уцелевшей исторической постройки "Дом садовника", где всегда людно (рядом ресторанчики).
В этом здании сейчас административный корпус и музей парка. На окружающей территории разбит розарий и сад хвойных культур.
Весь парк за одно посещение не обойти. Значит, в следующий приезд ждут новые впечатления. Сад "Мур", Дубрава, музей, «Палиева гора» и прочее дождутся нас. Они века пережили…
После кончины Браницкой (1838 году) и, особенно, Энса (1869 году), парк стал приходить в запустение. И лишь в 1880-е годы при садовнике чехе Ренгере - человеке умелом, энергичном и влюбленным в свое дело, парк возрождается. Потом огромный урон парку нанесли войны. Из «Александрии» вывезли множество ценных мраморных и бронзовых скульптур, значительный ущерб был причинён и парковым насаждениям. Но в наши дни парк хорошеет и планов громадьё по его дальнейшему украшению.
Некоторые потомки Браницких и по сей день живут во Франции в замке «Монтрезор».
Единственный оставшийся живым из сыновей, сын гетмана Браницкого -Владислав Грегор, генерал и сенатор Российский, завещал имение своему сыну Владиславу. После его смерти опекуншей имений, приносивших, 1 млн.рублей ежегодного дохода, была его вдова, а затем до 1917 г - дочь Мария, княгиня Радзивилл. Самой яркой личностью среди потомков Браницких был внук магнатов Ксаверий. Он получил образование в Варшаве и Петербурге, служил в Ахтырском полку, был адъютантом генерала Витте, воевал против Шамиля и турок, был близок с Лермонтовым... Ксаверия собирались назначить адъютантом царя, но он ненавидел Николая I и тайком выехал за границу. Царь «заочно» приговорил Ксаверия к каторге и конфисковал его имения; однако Браницкий заложил перед отъездом большую часть своего имущества и вывез во Францию крупные средства, где занялся предпринимательством и сколотил немалый капитал. Браницкие купили вблизи Парижа замок «Монтрезор», где и поселились навсегда. Сейчас представители рода живут в США, Канаде, ЮАР, Японии, Франции, Польше, Англии... Они носят другие фамилии, поскольку древо Браницких, словно в наказание, продолжилось только по женской линии. Sic transit gloria mundi.
Парк поражает и завораживает. Это не «парк культуры и отдыха», где зеленые насаждения лишь тень создают, да клумбочки глаз увеселяют. Здесь царствует Природа, все усилия человека направлены для подчеркивания первоначальности природы на земле. И великолепный результат ошеломляет. Это надо, надо видеть!