Есть много древних городов на земном шаре: Рим, Тбилиси, Мерв, Ниса, Тегеран, Бухара, Дели, Багдад… Слава этих городов распространилась по всему свету. Разумеется, слава и почести не приходят сами собой. Они неразрывно связаны с ролью этих городов в процессе развития стран и в жизни народов.
Одним из таких городов, заслуживших мировую известность и высокий почёт, является жемчужина Востока – Самарканд. Он сыграл важнейшую роль в общественно-политической, культурно-экономической, научно-просветительской жизни Мавераннахра и Хорасана. В последние годы нередко Самарканд по древности сравнивается с Римом. Однако, найденные в раскопках древнейших местностей Самарканда драгоценные находки, культурные слои и другие атрибуты античности свидетельствуют о том, что Самарканд является не ровесником Рима, а значительно превосходит его по древности.
Самарканд и сегодня считается одним из священных и неповторимых городов мира. Здесь можно увидеть изобилие исторических достопримечательностей, мест паломничества и святынь. Мы предприняли попытку написать об одном из таких исторических памятников – Соборной мечети Ходжа Ахрори Вали. Ежегодно в эту святую обитель стекаются тысячи паломников из разных концов земного шара, они наслаждаются грандиозной архитектурой храма, ручной работой мастеров и зодчих, уезжают в свои города массой впечатлений о гостеприимстве, миролюбивости, толерантности и искренности местного населения.
Итак, кем был Ходжа Ахрори Вали? Давайте, бросим взгляд на историю. Ходжа Ахрор… Это священное имя не сходит с уст вот уже пять веков. Число паломников, желающих лицезреть его мавзолей и отдать дань его светлой памяти, не уменьшается. Написано много книг, статей про этого легендарного священнослужителя, его образ вошел в художественную литературу. Великие мыслители своего времени, как Абдурахман Джами, Алишер Навои, Захириддин Мухаммад Бабур считали и почитали Ходжу Ахрора Вали как своего духовного наставника-муршида. Также, во многих произведениях учёных Запада и Востока его имя упоминается с особым уважением и трепетом.
Ходжа Убайдуллох – Ходжа Ахрор родился в священном месяце Рамадан 806 года по хиджре, в марте 1404 года н.э. в городе Шаш (совр. Ташкент). Мать Ходжи Ахрора была дочерью Ходжи Давуда из поселения Багистана в Бустанлике, который, в свою очередь, доводился сыном известному Шейху Хованди Тохуру – Шейхантахуру. Детство и юношество Ходжи Убайдуллоха Ахрора прошли в Ташкенте. Он воспитывался в семье просвещённых людей того времени. В 1427 году дядя Ходжа Иброхим привозит Убайдуллоха Ахрора из Шаша в город Самарканд.
В этот период Самарканд был знаменит как центр науки и литературы всего Мавераннахра, этим городом в те годы правил Мирзо Улугбек. 23-24 летний Ходжа Убайдуллох поселился в медресе «Мавляна Кутбиддин Садр», где приступил к изучению наук. Ходжа Убайдуллох Ахрор был в постоянном поиске духовного наставника, и эта мечта привела его в 1428 году в город Герат. В этом городе он провёл учёбу 4-5 лет, а в 1432-1433 годах приехал к обучению известному наставнику, ученику ходжи Багауддина Накшбанди – мавляна Яъкубу Чархи, который жил в обители «Чагониён» одноимённого поселения (совр. Сурхандарья). Под руководством этого учителя, в образе которого он нашёл своего долгожданного духовного наставника-муршида, Ходжа Убайдуллох постиг основы суфийского ордена Накшбандия.
После переезда в Самарканд в 1451-1452 годах, слава Ходжи Убайдуллоха Ахрора стала резко возрастать. Рассматривая его общественную деятельность, можно сказать, что Ходжа Ахрор стремился решать все спорные вопросы мирным путём договоров и мировых соглашений во имя процветания и развития торговли, ремесленничества, мира и спокойствия народа.
Ходжа Ахрор, имевший огромный авторитет в общественно-политической и духовной жизни Самарканда и Мавераннахра второй половины XV века, стал одной из них святых и легендарных личностей своего столетия.
Как отмечается в источниках, в частности, в «Тарихи касира», Ходжа Ахрор ушёл из жизни в меяце Раджаб 895 года по хиджре, 21 февраля 1490 года н.э. в местности Камонгарон города Самарканд. Его святое тело было похоронено на кладбище махалли Ходжа Кафший (Кафшер), сейчас это кладбище носит названия Ходжи Ахрора. Главный визирь Бухарского хана Имамкулихана – Нодир Девонбеги соорудил рядом с его гробницей медресе и мечеть. В своём сочинении «Насойимуль-мухаббат» Алишер Навои назвал Ходжа Ахрори Вали «Муршиди комил», что в переводе означает «Духовный наставник, достигший совершенства». Ходжа Убайдуллох Ахрор, несомненно, является одним из великих образов накшбандийского ордена.
Вместо заключения можно сказать, что Ходжа Убайдуллох – Ходжа Ахрори Вали был знаменитым наставником-муршидом суфийского ордена «Накшбандия» в Мавераннахре и Хорасана второй половины XV века, который оставил глубокий след в общественно-философской и духовной сферах того времени. Именно поэтому Ходжа Ахрори Вали заслуженно считается одним из великих святых Туркестана.