Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим аль-Джуфи аль-Бухари. Родился в образованном семье, прадед (аль-Мугира) принял ислам «из рук» правителя Бухары Ямана аль-Джуфи Бухари. Его отец был соратником Малика ибн Анаса и очень образованным человеком. Он умер, когда Мухаммад был ещё ребёнком. Аль-Бухари был на попечении матери, которая воспитала его. Она была образованная женщина, которая контролировала обучение мальчика различным наукам. Мухаммад был проницателен, сообразителен, обладал необычайной памятью для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран, в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысяч хадисов.
Когда ему было 16, молодой человек с матерью и братом направился в паломничество в Мекку. Вскоре после посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару без Мухаммада, который оставался в Мекке в течение следующих 4 лет. Он учился у самых знаменитых мухаддисов, затем посетил все известные в то время центры исламских наук. В Багдаде юноша восемь раз встречался с Ахмадом ибн Ханбалем, величайшим знатоком хадисов, ходил пять раз в Басру, неоднократно побывал в городе Балхе (что находится на территории современного Афганистана), и в Египте. В Дамаске он получал знания от Абу Мусхира, в Хиджазе оставался 6 лет. Имам изучал хадисы у знаменитого хафиза Яхьи ибн Мунхари в Нишапуре. Сам он отмечал, что записал и принял хадисы от 1800 учителей. Во время шестнадцатилетнего пребывания в Мечети Пророка в Медине он читал хадисы. Это было собрание и учение хадисов — достоверных передач о поступках и словах пророка Мухаммада и его подвижников.
Имам аль-Бухари часто становился жертвой смуты и заговоров.
Однажды Эмир Бухары, Халид Зухри, попросил его обучать своих детей, но имам отказался, и Халид Зухри подговорил некоторых людей, и те стали дурно высказываться об убеждениях имама. Это вынудило его покинуть Бухару и отправиться к родственникам в село Хатанг (ныне Хаджа Исмаил). В этом месте имам и умер в 870 году в возрасте 60 лет.
Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является «Аль-джами‘ ас-сахих». К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как «Аль-асма’ ва-ль-куна», «Ат-тарих аль-кабир» (Великая история), «Ас-сунан фи-ль-фикх», «Хальк аф‘аль аль-‘ибад», «Аль-Адаб аль-Муфрад» и «Аль-кира’а хальфа-ль-имам».
При собрании хадисов аль-Бухари придавал особую важность установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц (иснад), передававших его дальше. К достоверным (сахих) он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка.
Имам Аль-Бухари посвятил всю свою жизнь сбору хадисов. Он слышал хадисы от более чем тысячи шейхов, сам он записал 600 тысяч хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана хадисов он собрал самые достоверные из них только 7275, включая и повторяющиеся. Они составляли его книгу «Ас—Сахих», которая стала наиболее популярной среди всех других собраний.
Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет. «Ас-сахих» Аль-Бухари примечателен ещё и тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам.
«Аль-джами ас-сахих» является одним из шести основных суннитских сборников хадисов (Кутуб ас-ситта). Богословы считают Сахих аль-Бухари самой достоверной исламской книгой после Корана.
В годы советской власти имя великого мыслителя и богослова на территории СССР было подвергнуто забвению.
Время для восстановления исторической справедливости по отношению к славному наследию имама Аль-Бухари наступило с обретением Узбекистаном независимости и справедливости. В 1993 г. в Бухаре состоялась конференция на тему «Имам Аль-Бухари и современность».
29 апреля 1997 г. было принято постановление правительства Республики Узбекистан «О праздновании 1225-летия со дня рождения имама Аль-Бухари по хиджре – лунному календарю». В ноябре этого же года Генеральная конференция ЮНЕСКО принимает постановление об участии в 1998 г. в праздновании памятной даты 1225-летия со дня рождения ученого Исмаила аль-Бухари. В рамках подготовки и празднования юбилея был издан сборник «Ас-Сахих» на узбекском, русском, английском, арабском языках. Жизни и деятельности имама Аль-Бухари было посвящено множество статей, очерков в газетах и журналах, тематических передач по радио и телевидению. В Хартанге был построен величественный мемориальный комплекс у гробницы имама Аль-Бухари, выполненный в традициях древнего зодчества Средней Азии. В его строительстве, завершившемся к октябрю 1998 года, приняли участие лучшие народные мастера Самарканда, Ташкента, Бухары, Хивы, Шахрисабза, Андижана, Коканда и Намангана. В результате новый комплекс впитал в себя лучшие традиции нескольких архитектурных школ Узбекистана и по праву стал одним из самых ярких образцов современного среднеазиатского искусства.
Мемориальный комплекс имама аль-Бухари занимает площадь около 6 гектаров и включает в себя входное здание, мечеть с ханакой, административный корпус, мавзолей имама аль-Бухари.
Вход на территорию комплекса осуществляется через одноэтажное здание из жжёного кирпича, включающее три портально-купольных объёма со сквозными арочными проходами, встроенные между секциями выходящих во двор сводчатых помещений. Боковые объёмы имеют меньший размер порталов и куполов по сравнению с центральным. Остальной периметр комплекса обведён айваном с плоской крышей, которую поддерживают колонны на каменных базах. Колонны украшены декоративной орнаментальной резьбой. Слева от входа в разрыв айвана встроена мечеть с ханакой. Это здание с пятью ребристыми куполами имеет площадь 786 квадратных метров и в нём одновременно могут молиться до 1000 человек. Справа от входа расположен административный корпус с библиотекой и музеем, где выставлены редкие рукописные и литографированные книги по исламскому богословию. В северо-западной части комплекса айван образует глубокую нишу, в которой на пятиступенчатой каменной платформе расположена главная архитектурная доминанта комплекса — мавзолей имама аль-Бухари. Мавзолей имеет размер 9х9 метров в основании и 17 метров в высоту. Наружный купол ребристый и украшен голубыми плитками. Пол мавзолея выстлан мраморными плитами, на которых установлена выполненная из светло-зелёного оникса сагана. Справа от мавзолея имеется отдельный вход, ведущий в небольшое сводчатое помещение усыпальницы, где находится дахма. В декоративном оформлении комплекса применены характерные для средневековой исламской архитектуры материалы — мозаика, майолика, ганч и резной мрамор. Во дворе комплекса имеется небольшой бассейн-хауз, а рядом с чинароми есть источник, вода которого считается лечебной.
Выступая на церемонии открытия памятного комплекса имама Аль-Бухари, президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов сказал: «Хазрат Аль-Бухари – это гордость не только узбекского народа, но и всего мусульманского мира. Жизнь этой святой личности в прямом смысле является примером научного и человеческого героизма, несгибаемой воли, символом негасимой убежденности».
Независимый Узбекистан, строя будущее, опирается на историческое и культурное наследие страны, нравственные и духовные источники – уникальный опыт наших великих предков. Имам Аль-Бухари – один из знаменитых наших земляков, который прославлял и прославляет нашу родину.