Акдарья расположена в Самаркандской области между двумя реками Акдарья и Карадарья. Издавна эта территория называлась Миянкал. Центром данной местности является городок Лаиш. Акдарья была основана 25 декабря 1968 года. Общая площадь 0,32тыс.км 2. В районе расположены 10 посёлков ,36 махаллей, 92 населенных пункта. и 7 колледжей.Количество постоянных жителей на 1 января 2016 года составляет 146.812 человек. Расстояние до города Самарканда состовляет 36 км. Граничит местность с Иштыханом, Самаркандом, Пайарыком, Джамбаем и Пастаргомом.
Акдарья берет своё начало от реки Зерафшан начиная с горы Маччо 5960 м до 2775 м который идет спуском вниз.Река довольна широкая и течет медленно по территориям Булунгура,Джамбая,Акдарьи,Челека,Иштыхана и Каттакургана.
На территории Акдарьи расположены несколько десятков святых мест для поломничества. А именно - на территории городка Дагбит находится исторический памятник Махдуми Аъзаму (15-19вв).
Великий государственный деятель и поэт З.М.Бабур, чтобы привлечь внимание Махдума Азама, переводит на тюрский язык произведение Ходжа Ахрора
«Рисолайи волидия» и свои произведения написанные в Индии «Девони Бобур» посылает ему. Видимо в «Бабурнамэ» это действие до нас не дошло (действия происходит в 1509-1520 гг). Но в «Бабурнамэ» это также встречаются рубаи посвященные Махдуму Азаму
В свою очередь Махдуми Азам пишет посвящение «Бобурия» и отправляет его Бобуру в Индию. Примерно 1524-25 гг М.Азам. по приглашению Хакима Карманы и Миянкаля Жалилбека переезжает в Карману. В скором времени султан шейбаниов Убайдуллахан (1504-1539) Искандархон (умер 1583 г). Хаким Балха Кистин Каро и другие считают М.Азама своим духовным покровителем. Научное наследие М.Азама очень богато, в частности он оказал влияние на развитие учения Накшбандия.Его перу пренадлежат более 30-ти произведений «Асрор ун-никох» («Никох сирлари»), «Ганжнома», «рисолат ун-самиййатун» (Само Рисоласи), «Баёни зикр» («Зикр Баёни»), «Рисола-и силсила-и Хужагон» («Хужагон силсираси») Шархи Базали Убайдий» («Убайдий газалига шарх») «Меърож ул-ошикин» («Ошиклар меърожи») «Рисола-и Накшбандиййа», «Рисолат ун-вужудиййатун» В большой части своих произведений он уделял внимание учёным,суфиям,государственным деятелям и политической деятельности.
В 1998г. Этот мемориальный памятник был реконструирован.
1991г. Место паломничества «Махдуми Азам» было капитально отремонтировано и заново открыто.
В 2014г. Были проведены широкие восстановительные работы по обновлению памятника.
Также а Акдарьинском районе расположено место паломничества «Тахир и Зухра» которое находится у самого берега Акдарьи.
В настоящее время это место паломничества восстанавливается и обновляется.
Красивая история двух влюблённых - Тохира и Зухры является народным достоянием,и, передаваясь из уст в уста, стала народной легендой.
3 тыс. лет тому назад воды Зарафшана впадали в Амударью. Так как на этих территориях развивалось земледелие, то воды Зарафшана не доходили до Амударьи. В истории такой процесс наблюдался дважды. В 4 и 15 ввеках. Зарафшан вливался в Амударью. При изучении памятника было обнаружено что он были широк и поставлен выше чем остальные. По данным местных жителей здесь находились много других захоронений. Но с течением времени все они затерялись. Археологи доказали, что рядом с могилами находились высоты, вокруг которых были обнаружены останки крепости и керамических изделий относяшиеся к 5 веку. На основании данных фактов и исторических сведений пришли к следующим выводам. В конце 4 и в начале 5 века Маверанахр был поделён на несколько мелких государств.
Недалеко от Самарканда были 2 маленьких государства Иштихон и Кушония. В низовьях Бухары находилось третье бекство Вардона. Из-за внутренних межгосударственных войн обрабатываемые земли пришли в негодность. В результате Зерефшан за короткое время восстановил своё старое русло и вновь начал вливаться в Амударью. А значит примерно в тот период на территории Иштихана происходила легенда о «Тахире и Зухре».