Сердце и душа Казани.
В субботу, как раз после осмотра Никольского Кафедрального Собора мы отправились к Кремлю. Наше знакомство с Кремлем, думаю, как и у всех остальных, началось с дракона Зиланта, усевшегося на одном из входов станции метро Кремлевская.
Когда-то, давным-давно, Зилант жил на горе у реки Казанки. Но, видимо, добры-татарские молодцы не давали ему покоя, и теперь, говорят, он спит в озере Кабан, охраняя сокровища царицы Сююмбике. Дракон издревле присутствовал на геральдических знаках Казанского ханства, и сохранился там до сих пор. По царскому указу от 1781 года Зилант был помещен на герб Казанской губернии. По указу дракон должен быть таким: «черный коронованный дракон, крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые, язык червленый». Современный Зилант, как мы видим, другого колора… А может он так мутировал, времени-то сколько прошло!
Сделав первые кадры мечети Кул Шариф, частично скрытой белокаменной стеной,
мы пошли ко входу в Кремль. В отличие от Московского, Кремль Казанский, а) бесплатный и б) круглосуточный. Во всяком случае, когда мы оттуда выходили в одиннадцатом часу вечера (уже в другой день), никаких намеков на его закрытие обнаружено не было…
Вход в Кремль осуществляется через Спасскую башню, где, при наличии желания, можно взять экскурсии и купить билеты на посещение различных музеев, коих в Кремле довольно много. Нам гид был не нужен, музеи мы посещать тоже не собирались, так что гуляли мы по Кремлю налегке…)
Слева от входа была некая инсталляция, рассказывающая про реки Татарстана и их обитателей. Как видно, рек в республике немало, а живности в них — еще больше! Но для изучения речных обитателей сезон был неподходящий, а вот осмотру мечети нам (кроме погоды) ничего не мешало.
Нет, мешало. Двигаясь в сторону Кул Шариф,
мы обнаружили, что можно подняться на одну из кремлевских башен — Преображенскую. Билет стоит всего 50 рублей, единственно, придется немного подождать — лестница на башню узкая, и смотровая площадка маленькая — вчетвером-впятером там уже довольно тесно. Башня невысокая, но виды с нее открываются интересные.
Погода продолжала хмуриться, мы с Ксю не спеша обошли мечеть в поисках разных ракурсов, после чего пошли внутрь. Интересно, но тут при входе не надо снимать обувь, и даже одевать бахилы, как где-то писали. Вход ведет в мраморный зал,где в центре под стеклом стоит подсвечивающийся изнутри и снаружи макет мечети, изготовленный из разных полудрагоценных материалов.
Слева и справа расположены двери с надписью «Для туристов», или что-то похожее. За ними лестницы, ведущие на галерею второго этажа — в основной зал, как я понял, туристов не пускают. Зато сверху открывается интересный вид на внутреннее помещение мечети. Учтите только, что балкончики небольшие, и при наличии там групповой экскурсии (а их там хоть отбавляй), на балконе, мягко скажем, тесно. Пара слов о самой мечети. Предок этой мечети был разрушен в 1552 году при взятии Казани Иваном Грозным. И вот, через 444 года после ее уничтожения, в 1996 году было принято решение о постройке новой мечети. А открылась она летом 2005 года, к 1000-летнему юбилею Казани. Названа мечеть по имени ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Высота основных четырех минаретов — 55 метров. Мечеть построена из уральского гранита и мрамора, внутри на полу лежат иранские ковры, хрустальные люстры привезены из Чехии. Мечеть рассчитана на полторы тысячи человек.Пока мы с Ксю были внутри, серые тучи начали исчезать, на небе появились голубые просветы, которые с каждой минутой становились все больше, и, чудо, появилось солнце! Само собой, мы не преминули сфотографировать освещенную солнцем мечеть — тут она заиграла!
Наш дальнейший путь лежал через арку Пушечного двора к другим кремлевским достопримечательностям.Сначала в глаза бросается белоснежный, с голубыми куполами Благовещенский собор, и левее него — падающая башня Сююмбике.
Сначала осмотрим башню, возвышающуюся на 58 метров между Президентским дворцом и Дворцовой (Введенской) церковью.
Точная дата постройки башни неизвестна, предполагается, что она была возведена в середине 17 века, однако некоторые ученые утверждают, что она была построена еще в ханский период. Башня состоит из семи ярусов — трех квадратных и четырех восьмиугольных. В основании башни находится фундамент из дубовых свай. Из-за их проседания с одной стороны башня наклонилась (на целых два метра), в связи с чем удостоилась сомнительной чести быть занесенной в список сорока падающих башен, раскиданных по миру.
За башней стоит Введенская церковь. В свое время она сильно пострадала от пожара и стояла в руинах до посещения Казани Николаем I, который повелел церковь восстановить. В 1859 году она была освящена в честь Сошествия Святого Духа. Новый храм точно повторял сгоревшую церковь. Сейчас в ней расположен «Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан».
С другой стороны башни, за красивым кованым забором и въездными воротами стоит приятного салатового цвета Президентский дворец. Здание было построено для губернатора Казани на месте дворца казанских ханов в сороковые года 19 века по проекту известнейшего архитектора К. А. Тона в псевдовизантийском стиле. Полюбовавшись через забор на дворец, мы идем обратно к Благовещенскому собору. Он был построен в 16 веке псковскими зодчими. Изначально собор был меньше почти в два раза, увеличился он вследствие нескольких поздних реконструкций. В свое время, на месте сегодняшней площади, немного правее собора, стояла великолепная пятиярусная колокольня 17 века, в которой был самый большой казанский колокол весом почти 25 тонн. Увы, но колокольня была снесена в 1928 году.Если обойти собор, то можно выйти на смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на Дворец и Парк Земледельцев,
церковь Параскевы Пятницы,реку Казанку и районы, расположенные на противоположном берегу реки.
На смотровой всегда много народу, что и понятно — виды оттуда открываются красивейшие!Со смотровой площадки надо собор надо обойти слева
— там, перед бывшим Архиерейским домом (ныне Администрацией президента)
находится небольшой парк с памятником «Зодчим Казанского Кремля», открытым в 2003 году.
Из парка открывается красивый вид на Благовещенский собор.
Еще раз засняв освещенную солнцем мечеть,
а так же пару других кремлевских зданий, Консисторская башня Южный корпус Пушечного двора Юнкерское училище мы покинули территорию Кремля. Поснимав Кремлевскую стену на фоне мечети, Безымянная башнямы пошли по берегу Казанки в сторону Кировской дамбы — наш путь вел в Зилантов монастырь.
С совершенно неблагоустроенной Кремлевской набережной соединяющей Кремлевскую и Кировскую дамбы, отрывается вид на противоположную сторону Казанки
и на Кремль. Поход по самой дамбе мало чем примечательный, единственное, что с нее виден Кремль целиком,и можно поближе рассмотреть странную церковь Спаса Нерукотворного Образа, которая находится на небольшом островке слева от дамбы. Это храм-памятник воинам, погибшим при взятии Казани в 1552 году — один из старейших воинских мемориалов в России. Внутри памятника расположена церковь, а под ней находится захоронение павших воинов. В советские времена, да и до сегодняшних дней судьба храма весьма трагична, но об этом можно почитать в различных источниках.
Итак, мы перешли немалую дамбу, и оказались в районе Адмиралтейская слобода. Осталось добраться до монастыря, купола которого было прекрасно видно с противоположного берега. Однако тут они куда-то пропали, и найти монастырь оказалось не просто. Поплутав по грязным улочкам непарадной Казани, мы все-таки умудрились выйти ко входу в монастырь.
Зилантов Свято-Успенский монастырь был заложен Иваном Грозным после взятия Казани на берегу Казанки, ровно в том месте, где стояла походная палатка царя, и где позже были похоронены павшие при штурме города русские воины. Именно на этом месте сегодня стоит церковь Спаса Нерукотворного Образа, приписанная к Зилантову монастырю. Семью годами позже разлившаяся река разрушила деревянные стены монастыря, после чего он был перенесен на вершину Зилантовой горы, где, как мы помним, в стародавние времена и жил знакомый нам дракон Зилант.
Ансамбль монастыря окончательно сложился в 17 веке — в 1625 году был построен Успенский собор, в 1681 году — Собор Успения Пресвятой Богородицы, (Всехсвятская церковь),и прочие жилые и хозяйственные постройки. В тридцатые годы прошлого века монастырь был практически полностью уничтожен, сохранилась только Всехсвятская церковь и настоятельский корпус. В 1998 году монастырь был возрожден как женский, и началось его восстановление. Таким образом, практически все что мы видим на территории, было построено за последние лет 15. Троицкий собор, расположенный в центре монастыря, является копией одноименного собора Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад).
С посещением монастыря нам явно повезло. Мы пришли туда уже часа в четыре вечера, когда осеннее солнце опустилось почти к самому горизонту, и освещало чудным золотым светом белые храмы монастыря. У фотографов это называется «режимное время», но по факту крайне редко удается совместить его и что-то интересное. Тут это удалось сделать по полной программе.
На сегодняшней день ансамбль монастыря состоит из недавно построенного Троицкого собора, сохранившегося собора Успения Пресвятой Богородицы,
надвратной колокольни с церковью Михаила Архангела, церкви святого равноапостольного князя Владимира,
малой колокольнии сестринского корпуса с церковью святых мучеников Адриана и Наталии.
Так же на территории монастыря расположены воскресная школа, библиотека, игуменский корпус и ряд других хозяйственных построек.
Кроме нас на территории монастыря практически никого не было. Изредка появлялась местная женщина с платочке, да ближе ко входу гуляла молодая семья с двумя детьми. Так что желтые и красные деревья, темно-зеленые, почти черные елки, драматичное небо, золотой закатный свет и золотые купола — все было нашим.
Нагулявшись по небольшой, в общем-то, территории монастыря, мы с Ксю отправились в обратный путь. Дорога уже была знакома, так что и путь, как казалось, занял меньше времени. Мы шли все по той же Кировской дамбе. В одном месте, через разрыв в дамбе, проложен железнодорожный мост.Мы перешли через железную дорогу, и вышли на берег широченной Казанки — солнце уже практически село, и грех было упускать такой красивый закат. Увы, но живописный песчаный берег был просто завален пустыми бутылками от вино-водочных изделий. Интересно, когда же люди научатся убирать за собой мусор?
Стараясь, чтобы бутылки не особо лезли в кадр, мы поснимали закат, и в достаточно бодром настроении и с хорошим аппетитом вернулись на Баумана, где засели в очередной кафешке.Дабы закончить цикл о городе, добавлю еще несколько ночных фотографий, снятых следующим вечером. Они были сделаны с Кремлевской дамбы, откуда открывается лучший вид на оба берега Казанки — на огромный, переливающийся разными цветами Центр Семьи «Казан» и район новостроек на левом берегу,
и Кремль и Дворец Земледельцев на правой. С дамбы мы прошли к Дворцу Земледельцев, который до сих пор видели только со смотровой площадки. Конечно, на такое грандиозное строение стоило перевести еще пару кадров. Оттуда мы дошли до церкви Параскевы Пятницы, которую тоже видели только со смотровой площадки.После нее мы вернулись в Кремль, где сделали несколько «протокольных» фотографий подсвеченных кремлевских достопримечательностей.
На этом наше знакомство с городом было практически закончено. Как видно, вторая половина субботы немного реабилитировала Казнь в наших глазах, но, возвращаясь к моему первому отчету — это уже был не город, как таковой. А еще у нас впереди было целое воскресенье, но на него у нас были совсем другие планы…Окончание следует…