Мадрид (Мансанарес-эль-Реаль, Чинчон, Буитраго-дель-Лосойя) - Талавера-де-ла-Рейна - монастырь Юсте - Сьюдад Родриго - Сьерра-де-Франсия (Ла-Альберка, Могаррас, Миранда-дель-Кастаньяр) - Монтемайор-дель-Рио - Альба-де-Тормес - Аревало - крепость Кока - Турегано - Педраса - Мадрид
<<<<<<<<<<<<< ========== МАДРИД (фрагменты) ========== >>>>>>>>>>>>>С Мадридом у нас опять не срослось. Впрочем, никаких иллюзий на этот счёт у меня не было, да и, как говорится, не больно-то и хотелось. Мне слабо верится в то, что с городом, с которым не случилось "любви с первого взгляда", могут со временем сложиться тёплые отношения. Если город "твой", ты чувствуешь это с первых шагов по нему, с первых же улиц. Я помню, как я приехал в Нюрнберг, город в, в общем-то, тоже не слишком "моей" Германии, но ещё по пути от вокзала до отеля оказался в полном восторге. Подобное могу сказать о французском Меце, итальянской Перудже (специально подбираю примеры стран, с которыми я дружу, но в которые далеко не влюблён), а бельгийский Брюгге и вовсе считаю самым красивым городом Европы... А ломиться в закрытую, причём, с обеих сторон, дверь считаю непозволительной роскошью, да и просто нерентабельным использованием драгоценного "заграничного" времени.
Мадрид, конечно, красивый город - для тех, кто предпочитает именно такую красоту. Я тоже признаю это, но в своих путешествиях ищу совсем другое. У всех нас (или, по крайней мере, у многих) есть любимые исторические эпохи, персонажи и события, которые нам особенно интересны. А история Мадрида, по сути, начинается тогда, когда интересные мне периоды в истории Испании уже заканчиваются. По этой же причине меня совершенно не влечёт в "испанскую" Латинскую Америку, которая во многом переняла дух Испании... но уже другой, которая меня не слишком привлекает.
Так что наши прогулки по Мадриду прошли абсолютно без фанатизма и ожиданий и почти без целей, хотя несколько мест, которые так или иначе показались мне интересными, мы, естественно, посетили. К сожалению, с тем же результатом: замереть нигде не захотелось, сердце ни разу не ёкнуло, глаза широко не раскрылись. По-настоящему мне понравился лишь Толедский мост, Пуэнте-де-Толедо, который оказался действительно потрясающим, как то и обещали многочисленные виденные ранее фотографии. К нему мы и направились сразу по прилёту в Мадрид (разместившись, естественно, в отеле, который я облюбовал в прошлый раз - не бог весть что, но по соотношению "услуги-комфорт-цена-расположение" он представляется мне просто идеальным для Мадрида, если, конечно, не сорить деньгами направо и налево).
Пуэнте-де-Толедо через реку Мансанарес, ныне являющийся чисто пешеходным, был построен в первой половине 18 века, но выглядит очень средневековым: каменный, массивный, с невысокими полукруглыми пролётами и мощными барабанами опор, на которые опираются округлые смотровые "балкончики" на самом мосту. В общем, как раз то, что я люблю, век бы любовался!
Скульптурные колонны, установленные попарно перед каждым въездом (точнее, входом) на мост:
С большим удивлением я узнал, что среди рисунков моего любимого художника Дэвида Робертса, специализирующегося в основном на восточной тематике, есть и Толедский мост, да ещё вместе с колесом когда-то находившейся здесь мельницы:
Сегодня мельниц нет, зато есть просто очаровательные детские площадки:
И совсем рядом - домашний стадион клуба мадридского "Атлетико" - "Висенте Кальдерон":
С Пуэнте-де-Толедо хорошо виден другой пешеходный мост, расположенный неподалёку - Аргансуэла, немного напоминающий штопор:
***************************************
После посещения Толедского моста мы поехали в очень понравившийся нам в мае парк Ретиро. Вообще говоря, изначально мы планировали оказаться здесь в сумерках, чтобы посмотреть, как парк освещается в темноте. Но до сумерек ещё оставалось слишком много времени, так что наш визит в парк получился предзакатным.
Вообще "камбэки" - не мой конёк. Даже спустя много лет, не говоря уже о много более коротких сроках, редко случается так, чтобы я оказался в месте, где когда-то уже побывал, и получил при этом сопоставимые впечатления. Так произошло и сейчас: даже намёка на те феерические эмоции, которые подарил нам парк Ретиро в прошлый раз, не оказалось и в помине. Разница получилась примерно такой же, как в облике молодого, пышущего здоровьем человека и старика на закате жизни. Тогда, в мае, парк был полон сил и энергии. Сейчас же, на пороге осени, он уже не жил, а доживал, пыльный и поблекший, в нём совсем не чувствовалось весёлой и радостной золотой осени, буйство которой мы наблюдали позже в кастильских горах. Так что задерживаться здесь нам, признаюсь, совсем не захотелось...
А вот предзакатное небо над Мадридом было очень красивым:
-----------
Утром следующего дня мы отправились в прогулку по исторической части Мадрида, маршрут которой я разрабатывал долго и старательно, изучая блоги местных жителей и буклеты туристического сайта и исследуя потенциальные пути-дорожки с помощью жёлтого человечка. Мне казалось, что получилось неплохо, и я даже был готов к тому, что моё сложившееся мнение о Мадриде изменится к лучшему, но... чуда не случилось. Если в Чинчоне, как я уже писал, действительность оказалась намного привлекательнее, чем представлялась сначала на гугловских камерах, то в Мадриде всё вышло с точностью до наоборот: практически каждое место, которое казалось мне симпатичным или интересным (или и то, и другое сразу), "на натуре" раз за разом проигрывало и выглядело так, что я порой задумывался: а туда ли мы пришли ? Но нет, места были те же, а вот впечатления от них – совсем другие…
Так что много места и времени мой рассказ о мадридской прогулке не займёт, я покажу лишь те уголки (да и то больше для себя самого, когда я буду перечитывать этот рассказ спустя много лет), которые всё-таки показались мне интересными настолько, что возникло желание их сфотографировать:
Согласно табличке, перед нами - старейшее из сохранившихся в Мадриде зданий гражданской архитектуры (15 века):
Спуск (или же подъём) со странным названием Cuesta de los Ciegos - Тропа слепых (о его происхождении, естественно, существуют разные легенды) иногда называют самой романтической аллеей Мадрида. Он действительно очень красиво выглядел на многих фотографиях, но в действительности как-то не впечатлил...
Небольшой Сад принца Англона, основанный в 18 веке неподалёку от одноимённого дворца:
Площадь Пласа-де-ла-Пaхa (дословно - Соломенная) существовала ещё в 13-14 веках, когда на ней проводились главные городские рынки:
Площадь Повозок (Plaza de los Carros) и Музей Сан-Исидро перед церковью Сан-Андрес:
И очень необычный фонтан в центре уличной развязки:
А вот что мне в Мадриде очень нравится - это таблички с названиями улиц, они поразили меня ещё во время первого экскурсионного посещения Мадрида в далёком 98-м году, тогда что-то подобное было совсем в новинку. Но и сейчас, уже повидав красивые указатели в других городах (больше всего в этом плане почему-то запомнились Бадахос и недавний Чинчон), я продолжаю восхищаться ими. Честно говоря, смотреть на них мне было во много раз интереснее, чем ходить по самим улицам. В них сохранилась вся история Мадрида, того Мадрида, который никто и никогда уже не увидит. И даже не только и не столько история, сколько реальная атмосфера прошлого. Именно в них чувствуется душа города. Они просты, но говорят об очень многом. Глядя на них, так и кажется, что сейчас по этой улице проедет рыцарь, а из тех ворот выйдет человек в чалме. Но оглядываешься по сторонам - и видишь совершенно обычные дома и мало чем примечательные улицы. Иногда мне кажется, что в эти таблички мадридцы вложили всю свою тоску по тому городу, который они потеряли, по тому колориту, который в Мадрид уже никогда не вернуть...
Мадрид - настоящий столичный город. Но он существует как бы сам по себе, в сегодняшнем дне, вне контекста истории государства, где он находится. Возьмите Париж, Рим, Стамбул, Прагу, Валлетту - все они не просто являются столицами, они олицетворяют и выражают (и материально, и атмосферно) многовековую историю своих стран. Они выросли из неё и являются зримым порождением этой самой истории и её нераздельной частью. Сказать это про Мадрид я не могу... Сегодняшние улицы Мадрида и таблички, рассказывающие о них - это две совершенно разные вселенные...
Очень символично нам встретилась табличка с названием улицы Сьюдад Родриго: ведь дальше наш путь лежал именно в этот город, и изображённый на ней собор мы ещё увидим в самых разных и живописных ракурсах.
Мне захотелось получше ознакомиться с мадридскими уличными табличками, и я нашёл интересный сайт http://pedroreina.net/pm/ , на котором собрано около полутысячи вывесок. А там же, на страничке http://pedroreina.net/pm/mapa.php , можно зайти "с другой стороны", выбирая улицу не только по названию, но и по расположению.
***************************************
Вечерняя прогулка по Мадриду радости тоже не добавила. Я вообще человек совсем не ночной жизни, но я очень люблю "огни ночного города", приятно подсвеченные улицы действуют на меня умиротворительно и освежающе, как бы я ни устал днём, на них я отдыхаю и телом, и душой. В Мадриде этой душевной теплоты я не почувствовал вовсе, и мы быстро вернулись в отель, вовремя поняв, что гуляем не для удовольствия, а потому что "вроде бы как надо". А надо ли, если так ?
Больше всего разочаровала Пласа Майор - пожалуй, единственное место в Мадриде, которое мне всегда нравилось без всяких оговорок, и сейчас мы специально направились сюда, сделав небольшой крюк. Но обычно мы попадали на неё утром и видели её строгой и торжественной - поистине королевской и даже имперской. Не скажу, что я большой любитель подобного стиля, но - впечатляло. Вечером же, при очень тусклом освещении, наполовину заставленная едальными столиками, Пласа Майор растеряла все свои достоинства, а никаких новых не приобрела... В общем, зрелище оказалось не тем, на которое мы рассчитывали...
Единственное, что меня искренне порадовало - моя самая любимая в Мадриде церковь Санта-Крус :
<----------------------------------------- Парк Эль-Каприччио ----------------------------------------->
Наш обратный рейс вылетал из Мадрида во второй половине дня, подарив (не знаю уж, ставить в кавычки это слово или как...) нам ещё почти полдня в столице. Из немногочисленных вариантов, что ещё можно посмотреть в это время, в финал вышли оригинальный и обаятельный Мост Кулебра (Puente de la Culebra) в Каса-де-Кампо недалеко от зоопарка и парк Эль-Каприччио (El Capricho). Выбор получился непростым, но в конце концов парк перетянул. Во-первых, потому, что парк есть парк, там, если не понравится одно, обязательно будет что-то другое, а мост - штука тонкая, он может красиво выглядеть на студийной фотографии, а в реальности - кто его знает, как оно окажется... Ну а во-вторых, мост, если меня угораздит ещё оказаться в Мадриде, я при желании смогу посмотреть когда угодно, а парк Эль-Каприччио открыт только в выходные и праздники. Поскольку же день отъезда как раз падал на субботу, то, казалось, сама судьба подталкивала нас к правильному решению.
Эль-Каприччио находится довольно далеко от центра, на восточной окраине Мадрида, но туда можно легко и относительно быстро доехать на метро "зелёной" ветки до одноимённой станции (для нас, москвичей, это вообще не расстояние, учитывая, что 15 остановок в мадридской подземке - это максимум полчаса, а не 40-45 минут, как у нас). От метро же до парка - всего 7-8 минут пешком по очень симпатичным сосновым посадкам.
Честно говоря, парк слегка разочаровал. Или даже не очень слегка. Я, конечно, видел его фотографиях, но почему-то всё равно ожидал большего. Уже одно название "каприччио" порождало надежды увидеть... ну, по крайней мере, что-то действительно необычное. Я помню творение А. Гауди в кантабрийском Комильясе - оно может нравиться или не нравиться, но то, что оно соответствует своему названию, сомнений не вызывает: это действительно творческий каприз архитектора, причём каприз явно вдохновенный. А парк Эль-Каприччио - конечно, с фантазией (некоторой), но без её полёта, то, что есть здесь, так или иначе можно увидеть и во многих других местах...
Вторая причина разочарования в том, что сейчас парк представляет собой некий "полуфабрикат" по причине того, что доступ во многие его места перекрыт "por obras", то есть, на регламентно-реставрационные работы. И пройти во многие выглядевшие издали симпатичными уголки, что, конечно, добавило бы "очков" общему впечатлению, просто не представлялось возможным.
Справедливости ради отмечу, что посещение парка бесплатно, обратное, честно говоря, вызвало бы сильное недоумение. Чем и пользуются жители окрестных домов: бегунов на дорожках парка в это утро было великое множество.
А теперь, чтоб не быть голословным, я вкратце проиллюстрирую нашу прогулку по парку Эль-Каприччио, а вы решайте, соглашаться с моим мнением или нет. Кстати, всю информацию о парке (главное - режим работы и схема с основным маршрутом) можно посмотреть на сайте http://www.madrid.es/portales/munimadrid/es/Inicio/El-Ayuntamiento/Medio-ambiente/Parques-y-jardines/Patrimonio-Verde/Parques-en-Madrid/Jardin-Historico-El-Capricho-de-la-Alameda-Osuna?vgnextfmt=default&vgnextoid=9db6fb010e99e210VgnVCM1000000b205a0aRCRD&vgnextchannel=38bb1914e7d4e210VgnVCM1000000b205a0aRCRD .
Почти сразу же наталкиваемся на первый "облом": большой сад с зелёным лабиринтом закрыт для посещения, и мы можем только видеть его со стороны...
Нельзя подойти и к красивому фонтану, столь призывно журчащему в глубине сада. Интересно, если вход в этот уголок закрыт, зачем расходовать воду на фонтан?
-------------- Площадь Императоров. Жаль только, что на бюстах не указано, кто есть кто...
Нет-нет, это, конечно, ещё были не императоры. Императоры - они вот:
Ротонда в древнегреческом стиле:
А это на схеме парка называется просто "руиной". Ну да, руина, а уж имитация это или реальные развалины перенесли сюда по примеру парка Ретиро, сказать не могу...
Местами тут встречаются уголки настоящей дикой природы:
Небольшая крепость в стиле вобановских фортов начала 18 века. Всё по-настоящему: бастионы, люнеты, ров с водой... Жаль только, что подойти поближе нельзя. То есть можно, конечно, но запрещено, как говорят англичане, "you can, but you may not", а мы люди законопослушные...
Большой водоём, подходы к которому, к сожалению, тоже в основном перекрыты (и вход на мост, естественно):
Объект под названием "часовня":
А это - "Домик для танцев":
Почему-то здесь решили установить скульптуру кабана из мюнхенского музея охоты и рыболовства:
Больше всего в парке мне понравился очень атмосферный и "почти как всамделишный" сельский домик:
Нет, конечно, я бы не отказался иметь у себя под окнами или в пешей доступности парк наподобие Эль-Каприччио. Но всё же он – лишь один из многих себе подобных, и относить его к заметным достопримечательностям крупной европейской столицы я бы не стал… По крайней мере, прийти сюда второй раз, как это было с парком Ретиро, у меня желания точно не возникнет.