Мадрид (Мансанарес-эль-Реаль, Чинчон, Буитраго-дель-Лосойя) - Талавера-де-ла-Рейна - монастырь Юсте - Сьюдад Родриго - Сьерра-де-Франсия (Ла-Альберка, Могаррас, Миранда-дель-Кастаньяр) - Монтемайор-дель-Рио - Альба-де-Тормес - Аревало - крепость Кока - Турегано - Педраса - Мадрид
<<<<<<<<<<<<<< ==========
ТАЛАВЕРА-ДЕ-ЛА-РЕЙНА ========== >>>>>>>>>>>>>>
Что ж, пришло время покинуть Мадрид и отправиться в реальное путешествие, которое начинается с городка Талавера-де-ла-Рейна (Talavera de la Reina). Он попал в фокус моего внимания сравнительно недавно, так что, в отличие от Сьюдад Родриго или, тем паче, Педрасы, своего часа дожидался сравнительно недолго.
Сразу скажу, что Талавера (с вашего позволения я буду называть её коротким именем) превзошла все возможные ожидания и оказалась потрясающим городом, настоящей жемчужиной нашего маршрута! Она восхитила, обворожила, и принесла столько удовольствия и позитивных эмоций, что слов, чтобы описать их я, мне просто не хватит... Так что я постараюсь восполнить этот пробел фотографиями, которые, как мне кажется, получились очень неплохими, и я надеюсь, что они станут достойными иллюстрациями, которые смогут передать красоту и обаяние (чего так не хватало в Мадриде !) этого чудесного городка.
Добраться до Талаверы из Мадида очень просто: автобусы компании SAMAR отправляются от автовокзала (ещё одного интеркамбьядора) Principe Pio каждый час. Единственное - надо различать прямые маршруты (Directo) длиной всего лишь в час двадцать от тех, которые идут по "городам и весям" и занимают около двух часов. Цена билета при этом одна и та же (9.07 по состоянию на октябрь 2016 года), так что трястись лишние 40 минут нет никакой необходимости.
Вообще говоря, доехать в Талаверу можно и поездом, но смысла в этом нет никакого: это дороже, дольше, поезда ходят намного реже, чем автобусы, да и железнодорожный вокзал Талаверы расположен на окраине, тогда как автостанция - в самом центре. Она интегрирована в единый торгово-транспортно-деловой центр, небольшой местный "сити", куда также входят многоэтажный "Эль Корте Инглес", отель, ресторан и что-то ещё:
В этом отеле мы и остановились, получив вот такой огромный номер:
Естественно, за номером как таковым мы не гнались - просто расположение отеля было идеальным во всех смыслах, а цена лишь немногим превышала стоимость мадридской комнатушки.
***************************************
Среди прочих интересных, симпатичных и просто приятных уголков и достопримечательностей города я хочу отметить пять "самых-самых", которые так и назову: "5 чудес Талаверы". И ради каждого их них сюда стоит приезжать ! Ранжировать их между собой я не стану, а расскажу о них в том порядке, в каком мы их и посетили. Итак,
----------->
ЧУДО 1-е: Парк ПрадоПарк Прадо (дословно - сады, Jardines del Prado) был создан в 19 веке и явил собой торжество главного ремесленного промысла Талаверы - керамики, которой город славится уже 5 столетий. Керамики светлой, яркой, многоцветной, сияющей на солнце... Я уже видел подобное в других городах
Испании и других стран, но впервые был впечатлён так сильно.
Дорогу в парк (что характерно, он не имеет часов работы и вход в него, естественно, свободный) открывают трёхарочные декоративные ворота:
В царстве керамики вы оказываетесь сразу же, она окружает вас повсюду. Комментировать это бесполезно, это нужно просто видеть...
Главную аллею сада открывает Фонтан лягушек - разумеется, тоже "керамический", да ещё щедро украшенный цветами:
Около самого входа - маленький павильончик в арабском стиле, прозванный "Ла-Мескитой". Когда я приблизился к нему и вдруг увидел внутри ... самого себя, то есть, естественно, своё отражение в зеркале, то понял: это общественный туалет !
Очень красиво оформлен так называемый Утиный пруд:
Это не рука дрогнула, это фонтанчик такой
:
На спинке длинной скамейки изображены птицы, самые разные:
Я попробовал снять небольшую панораму, чтобы лучше передать, "как это устроено":
Парк заканчивается небольшим садиком с фонтаном и одноимённой базиликой - Богоматери Прадо (собственно, именно от неё и пошло название парка), построенной в 16-17 веках. Снаружи она тоже украшена большим керамическим панно на религиозные темы, за что получила прозвище "Сикстинской капеллы из керамики", а король Филипп II назвал её "королевой часовен" (базиликой капелла Богоматери Прадо стала только в конце 20 столетия).
Давайте поподробнее рассмотрим рисунок на стене базилики (те, кого он не заинтересует, может просто пролистать страничку немного вперёд). Вот изображение Адама и Евы, причём грудь Адама - вглядитесь - почему-то заметна больше, чем у его подруги:
А вот этот сюжет не совсем понятен, он явно не евангельский, но туристический сайт Талаверы объясняет его как поклонение Христу воинов и мучеников, а справа изображён не кто иной, как император Карл V:
Очень интересная трактовка искушения Иисуса ("И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени"). Обратите внимание, каким старцем показан сатана, то ли пилигримом, то ли монахом, с палочкой, в накидке с капюшоном - только рожки его и выдают:
Тут всё абсолютно по канонам: Крещение Иисуса, оплакивание у гроба и Воскресение:
В следующем изображении я сначала увидел Доброго Пастыря, но оказалось, что на нём показана сцена по мотивам жития Св. Антония:
Ну и так далее, всё не покажешь и не сфотографируешь. Но очень интересно!
Рядом с базиликой Богоматери Прадо расположилась арена для корриды. На первый взгляд соседство тореодрома с почтенной церковью вызывает недоумение, но всё проясняет тот факт, что "стадион" построен на месте старой больницы для бедных и странников, которую финансировала капелла Прадо.
Через дорогу к садам Прадо примыкает другой парк - Аламеда. Он менее декоративный, в нём больше открытых пространств, а главное его украшение - длинное озеро вытянутой формы с двумя мостиками, украшенными ... конечно же, знаменитой талаверской керамикой и окружёнными густыми зарослями плакучих ив. Пейзаж получился очень живописный!
Вид отсюда на базилику Прадо:
Уже только от парков Талаверы мы получили просто океан удовольствия, а ведь это было всего одно, первое чудо города ! А посему я перехожу к чуду второму.
----------->
ЧУДО 2-е: Древние стены Талавера-де-ла-Рейна является, возможно, единственным городом Испании, в котором хорошо сохранились "родные" арабские крепостные стены 10 века:
Но не из-за этого факта я назвал древние стены города чудом. Конечно, с исторической точки зрения он заслуживает всяческого внимания и почтения, но оценят его, главным образом, специалисты: археологи, историки, исследователи. А что в первую очередь нужно нам, самым обычным туристам ? Разумеется, впечатления. И за ними далеко идти не надо: достаточно пройти небольшой (всего-то полторы-две сотни метров) отрезок вдоль "Мясной" улицы (calle Carnicerias).
К сожалению, признаю, что фотографии не передают ТЕХ впечатлений, которые я испытал, глядя снизу вверх на эти огромные ворота - ТАКОГО масштаба я ещё не видел. Казалось, что мы попали в неведомый мир, где оставила свой след иная цивилизация - неведомых великанов, рядом с постройками которых ты чувствуешь себя лилипутом. На самом деле, "ворота" вовсе не являются воротами - это башни Альбарранас (torres albarranas), коих по всему городскому периметру когда-то насчитывалось 17 штук. 8 из них сохранились до наших дней в отличном состоянии, причём самые большие, самые величественные из них находятся именно здесь - на calle Carnicerias.
Сами башни построили уже христиане - примерно в 13 веке. Их назначение было намного хитрее, чем можно себе представить: они соединяли арабскую стену, к которой они примыкают и сегодня, с другой, внешней стеной, протянувшейся вдоль первой по всему её периметру (за исключением той части, что выходит к реке) и являвшейся, умно говоря, барбаканом. А через высокие проёмы в них, оканчивающиеся округлыми арками, из-за которых они и кажутся воротами, пролегал заполненный водой ров. Благодаря такой хитрой конструкции - невольному "совместному мусульмано-христианскому производству" - Талавера-де-ла-Рейна считалась одним из самых укреплённых и неприступных городов центральной Испании. Общую картину городских укреплений можно увидеть на макете в церкви Спасителя (El Salvador), к которой мы ещё подойдём:
На одной из башен изображена карта главных достопримечательностей Талаверы - конечно же, из "фирменной" керамической плитки:
По сути, каждая из башен Альбарранас - это уже сама по себе маленькая, но мощная крепость:
Впечатления усиливает ещё и то, что от самой Мясной улицы этот участок древних фортификаций отделён небольшой зелёной зоной, усаженной высокими пальмами и кипарисами, превращающей это фантастическое место в "оазис", существующий вне времени и окружающего пространства (современного города), в затерянный мир между мощными каменными стенами с выступающими квадратными башнями и столь же высокой живой "стеной" из деревьев.
А какую колоритную кладку из тёсаного камня, чей возраст даже трудно представить, можно увидеть здесь!
Что это - древняя арка в стене, со временем почти полностью ушедшая под землю?
Сразу за этими стенами располагалась алькасаба - мусульманская цитадель, дворец Абд ар-Рахмана III, легендарного эмира из династии кордовских Омейядов, первого арабского халифа на территории Испании, впоследствии превращённая христианами в крепость. От неё остались только развалины, на территории которых ныне проводятся археологические раскопки. Эти руины наверняка помнят трагическое событие, произошедшее в их стенах (когда они ещё были таковыми) в далёком 14 столетии, когда здесь была казнена Леонора де Гусман - женщина, которая, пусть во многом невольно, сыграла огромную роль в истории средневековой Испании.
Леонора была любовницей (хотя мне кажется - любимой женщиной) кастильского короля Альфонсо XI. В 17 лет он женился на Марии Португальской, и среди прочих свадебных подарков преподнёс супруге город Талаверу, который после этого и стал называться Талавера-де-ла-Рейна, то есть "Талавера королевы". Однако дар оказался "данайским": сердце короля всю его жизнь принадлежала другой женщине - Леоноре. Об этом говорит и тот факт, что законных - "королевских" - детей у него было всего двое, а от Леоноры - целых 10. Пока Альфонсо был жив, королеве приходилось лишь мириться с ситуацией (а что ещё оставалось делать ?!), но после его смерти в 1350 году - король умер всего в 38 лет от чумы - месть последовала незамедлительно: Леонора де Гусман была арестована в
Севилье и препровождена в "город королевы" - Талаверу, где её и казнили по приказу Марии Португальской.
Однако смертью Леоноры история не закончилась: противостояние двух женщин продолжилось противостоянием их сыновей: законного наследника трона Педро, ставшего известным как Жестокий и Справедливый, и претендующего на трон бастарда Энрике. В этой борьбе, по своим масштабам вылившейся в многолетнюю гражданскую войну, сын Леоноры в конечном счёте одержал победу и стал королём Энрике II и родоначальником династии Трастамара на кастильском троне, а его пра-пра-внучка Изабелла спустя столетие в корне изменила ход испанской истории. Так что Леонора де Гусман, даже посмертно, всё же оказалась победительницей... И, кстати, стала героиней оперы Гаэтано Доницетти "Фаворитка".
Видимо, в порядке "компенсации", в Талавере (правда, далеко не в центре) недавно был установлен памятник печальной (или обдумывающей свою месть ?) Марии Португальской:
Но вернёмся к стенам Талаверы. Собственно, самое красивое про них я уже показал, и самыми яркими эмоциями уже поделился. Их фрагменты можно увидеть и в других частях города, но столь сильных впечатлений они уже не вызывают.
Арабские стены составляли так называемое первое оборонительное кольцо вокруг города. Позже, уже при христианах, были сооружены второе и третьи кольца, но они практически не сохранились, будучи снесённым во время городского переустройства 19 столетия: видимо, тогдашним "отцам города" они показались недостаточно "историческими"... Сегодня о них напоминают Севильские ворота 16 века, одиноко стоящие рядом с башнями Альбарранас:
Если приглядеться, на них выбито упрощённое изображение герба Талаверы: одна из башен и бык у её подножия (на самом гербе их два):
Всего лишь перейдя дорогу, мы оказываемся у следующего чуда:
----------->
ЧУДО 3-е: Старый мостСтарый мост, или мост св. Екатерины (Санта-Каталина) является старейшим в Талавере. Его история началась ещё во времена Древнего
Рима, и его порой до сих пор зовут Римским, хотя от того моста сохранились лишь отдельные фрагменты фундамента некоторых опор, обычно скрытые от глаз под водой. Свой сегодняшний вид Старый мост приобрёл уже во времена Католических королей в конце 15 века по распоряжению кардинала Мендоса. Как бы то ни было, мост очень красивый и, на мой взгляд, является настоящим украшением Талаверы-де-ла-Рейна.
Своё второе название мост получил из-за близкого соседства с монастырём св. Екатерины, сегодня больше известного как Сан-Херонимо (св. Иеронима).
Конечно, в конструкции самого моста керамики нет. А вот на стене напротив него находится очень красивое керамическое панно, которое красочно и в подробных деталях рассказывает о роли моста и реки (река, кстати, здесь протекает не абы какая, а знаменитая Тахо, самая длинная на Пиренейском полуострове, которую можно увидеть и в Толедо, и в
Лиссабоне - правда, уже под именем Тежу) в жизни города:
Сюжеты панно, на мой взгляд, настолько интересные, что стоит рассмотреть их поближе и поподробнее:
Здесь же можно увидеть и то, какую именно рыбу вылавливали в Тахо местные рыбаки, вот, пожалуйста: усач, форель, карп и что-то ещё карповое, не имеющее, видимо, прямого аналога в русском языке:
Согласитесь, просто маленькая этнографическая энциклопедия из жизни отдельно взятого уголка города!
----------->
ЧУДО 4-е: Хлебная площадьХлебная площадь (Plaza del Pan) была названа так потому, что в давнишние времена на ней продавали (или раздавали) бедным и неимущим хлеб в голодные неурожайные годы. При отсутствии в Талавере Пласы Майор Хлебная площадь, по сути, являлась Главной: на неё проводились городские рынки и фиесты, здесь сегодня расположено местное аюнтамьенто.
Пласа-дель-Пан - ещё одна "экспозиция под открытым небом", посвящённая талаверской керамике:
Здесь тоже можно видеть множество любопытных, и тоже практически этнографически-энциклопедических сюжетов:
В отличие от многих других площадей, красоту которых создают окружающие их здания, Пласа-дель-Пан хороша сама по себе. Убери все дома вокруг неё - она ни на йоту не станет хуже. А дома здесь попадаются очень даже интересные:
Кабальеро, бронзовый памятник которому установлен на краю (но можно сказать - и во главе !) Хлебной площади - испанский драматург и правовед Фернандо де Рохас, проживавший в начале 16 века в Талавере и даже занимавший здесь пост алькальда. Считается, что именно в это время флаг города приобрёл бело-синие цвета, сохранившиеся до наших дней.
А теперь мы плавно переходим к пятому чуду Талаверы, благо идти далеко не надо.
----------->
ЧУДО 5-е: церковь Санта-Мария-ла-МайорЧестно говоря, идти вообще никуда не надо - достаточно просто отвлечься от созерцания прекрасной керамики Пласа-дель-Пан и поднять глаза...
Перед нами - великолепный, потрясающей красоты фасад главной церкви города - коллегиаты Санта-Мария-ла-Майор (Santa María la Mayor). Некоторые историки считают, что когда-то здесь располагался один из первых христианских соборов, где проповедовал ещё апостол Иаков, который, покинув город, оставил в нём одного из своих учеников в качестве епископа. Но это всего лишь предположения, а известная нам документальная история церкви Санта-Мария начинается в 12 столетии, когда она уже имела ранг коллегиальной. Свой сегодняшний облик церковь в основном получила в 14-15 веках, хотя колокольню достроили только спустя ещё несколько сотен лет. Но не будем о цифрах - это как раз тот случай, когда возраст имеет вторичное значение, а самое главное - внешнее восприятие. И, конечно же, бросается в глаза оригинальное окно-роза с необычным, возможно, даже "эксклюзивным", рисунком. С какой стороны ни смотри - просто глаз не оторвать ! Ну разве не чудо?!
Входной портал достаточно аскетичен, его единственным украшением являются только два фриза - узких горизонтальных барельефа по обе стороны двери:
Как вы уже, наверное, поняли, последние два чуда Талаверы фактически составляют единый ансамбль. Тем не менее, я всячески старался разделить их, но вот теперь, когда все карты открыты, можно, наконец-то, показать их вместе:
А вот попасть внутрь коллегиаты нам не удалось... По одной простой причине: на её посещение городские власти отвели всего лишь 1 час в день - где-то, по-моему, с 10 до 11. Я, конечно, видел их фотографии в интернете, и не могу сказать, что они (равно как и клуатр) очень сильно "возбудили", но всё равно жалко...
Достопримечательности Талаверы-де-ла-Рейна не ограничиваются теми, которые я назвал (думаю, что заслуженно, по крайней мере, мне они очень понравились) чудесами. Здесь есть много и других симпатичных и атмосферных уголков, по которым приятно побродить после того, как всё основное уже увидено. Я приглашаю вас совершить небольшую прогулку по ним, а сам я с удовольствием ещё раз окунусь в приятные мне воспоминания о приятном городе:
Очень красивый фонтан на заброшенном участке:
Правильный герб Талаверы с двумя быками (помните, я говорил, что на Севильских воротах он изображён слишком упрощённо ?):
А это я даже не знаю, что такое... Наверное, просто слегка "лубочная" картинка на тему провинциальной жизни:
Древний портал внутри церкви Спасителя, ныне превращённой в музей (причём бесплатный):
Очень колоритная площадь Сан-Педро (св. Петра), сохранившая, как мне кажется, атмосферу прошлого (хотя и не слишком давнего):
И ещё одна под стать ей - площадь св. Агустина с одноимённой церковью 17 века, построенной в характерном для Талаверы стиле "кирпичного барокко":
А вот что это - в стене одного из домов - мне очень интересно... Даже хотел спросить, да, как назло, никого "под рукой" не оказалось...
Фасад старого аюнтамьенто:
Модерн новых кварталов:
***************************************
Вечерняя Талавера тоже порадовала: она оказалась очень уютной и тёплой (в душевном смысле, разумеется, физически-то дневное тепло в эти октябрьские дни заканчивалось вместе с заходом солнца). И мы с удовольствием - уже без карты - ещё раз прошлись по уже знакомым местам (я даже не буду их перечислять - вы их без труда узнаете), которые в сумерках всё же выглядели немного по-другому:
А как красиво светилась изнутри "роза" коллегиаты!