В Витебске были именно «походилки-побродилки». В отличие от могилевских нескольких поездок на различном общественном транспорте, здесь, в силу компактности центра, передвигался ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО пешим порядком. Витебск отнюдь ни как вчерашний застенчивый Могилёв, пиарит себя по-взрослому. С лихвой пристёгивает к себе имя Марка Шагала, уроженца города, признание получившего правда вдали от Витебска. Вторая ассоциация у широких кругов любителей эстрады, песенный конкурс «Славянский Базар» - целиком заслуга властей современной Беларуси. Смогли же в областном провинциальном городе выстроить Конструкцию Песенного Праздника не только на реконструированном стадионе, но и инфраструктуру под него. Начинается всё с БЧ-вокзала.
(*) Кстати о прекрасной белорусской железнодорожной традиции: на основных вокзалах страны за последнее десятилетие появились остроумные скульптурные композиции в «шаговой доступности». Без постаментов чаще всего. Витебск встречает символической парочкой на перроне у вокзала – «Встречающие».
Могилёвский «Станционный смотритель» пунктуально отслеживает расписание движения составов.
В моей прошлогодней поездке увидал в Бресте – вот такую «Барышню».
В Гомеле увековечен пассажир – «Чемоданное настроение».
В Полоцке сюжет привокзальной скульптуры изменен. Прекрасная пара журавлей среди лязга и ажиотажа ж.д. толчеи станции.
Почти повторилась «история» с поисками туркарты Витебска, но на этот раз тутошные жители навели на книжный магазин невдалеке у моста и уже в 10.05 я был вооружён необходимым пешеходным аксессуаром. Подкова Западной Двины делит туристический центр города на две неравноценные части. На левом - побогаче. На правом, исходном берегу, поскупее, кроме вокзалов: железнодорожного и автобусного, наблюдается дом –музей Шагала (о нём попозже), костёл Барбары и культурный центр «Задвинье» (ныне переименованный в «Золотое кольцо Витебска «Двина»). Реально я попал туда в конце дня, но описание начну именно с него.
Задвинье
С главного витебского Кировского моста, богато декорированного советской символикой еще сталинского времени направо, мимо гостиницы «Двина», вдоль реки минут семь и вот оно – Задвинье. Сначала там встречаешься с несколькими десятками резных деревянных, кованных и лепных композиций.
В городские праздники здесь, и напротив, через приречную улицу Чайковского в деревянном городище шумит «Город Мастеров». Гостеприимная хранительница выставки ремёсел была очень рада мне, в тот момент единственному посетителю. С гордостью рассказала о совершенно бесплатных детских художественных кружках народных ремёсел. Их работы: соломенные хитрые фигурки, витиеватая вышивка, текстильные куклы, глиняные поделки, ткацкие работы украшают помещение арт-центра. Экспонируется много работ гостей- детей Архангельской области. Изумительные деревянные фигуры напомнили мне давнее, еще в конце прошлого века, посещение истока подобных ремёсел - архангельских Малых Карел.
Экспресс - геолокация подсказала правильную стратегию наступления на туристические ценности города на левом берегу Двины. Мост имени Кирова - точка старта. Забавно, он оказывается моим ровесником:).
Точка знатная: слева - колонный фасад Драмтеатра Якуба Колоса, справа - изрядно загруженная «точками интереса» площадь 1000 – летия Витебска. Как в сказке перед путеводным камнем: «Направо пойдешь -…(лихо №1), прямо пойдешь …(лихо №2), налево пойдешь …(лихо №3)» (тут двусмысленность некая наблюдается:). И всякие сложные проблемки и разное лихо перед путником прописаны. Но у меня то проблема выбора несложная: последовательность осмотра.
Решилось просто: сначала направо через площадь и далее к площади Победы и возврат по ул. Ленина. Второй этап: от исходной точки прямо по проспекту Фрунзе и реверс. А на третье налево – «на сладкое» - самая насыщенная соборами и памятниками часть Витебска.
«Направо пойдёшь…»
Сразу привлекает свежий групповой памятник княжеской семье Александра Невского.
Дополняет открытое пространство это кузнечное чудо – узорчатая беседка-часовня и закладной памятный камень.
Пара связанных духовно храмов украшает набережную. Белеет Благовещенская церковь – совершеннейший «новодел», исправление «благоглупости» 1961 года, когда древнее культовое сооружение XII века был полностью снесено, повторив судьбу гродненского фарного костёла Витовта. Но новое здание точно воссоздает первоначальный вид церкви.
В сотне метров от неё - тёмный изящный Храм святого благоверного князя Александра Невского. Ему чуть более 20 лет, построен в 1993 году в качестве временного храма, пока строилась-восстанавливалась Благовещенская церковь. Из этой парочки мне как раз более понравился этот шатровый срубный домик современных зодчих, напомнивший архангельские северные храмы Руси.
Далее очень к месту оказался укрывающий от яркого солнца путь через парк вдоль реки. Название Парк Победителей тематически поддерживается традиционной открытой выставкой боевой техники времён Великой Отечественной войны, послевоенного периода и почти современной. Отрадно, что выглядят все образцы ухоженными и радуют многочисленную детвору.
Издалека, над деревьями возвышаются три остроконечных шпиля-штыка.
Вблизи это грандиозное сооружение более чем в полста метров высоты тоже впечатляет. Как раз тогда же к Вечному огню в Мемориале «причалил» патриотический автопробег. Кроме почтения героев последней Отечественной войны памятуют здесь и о давней Отечественной, 1812 года. И вид на Западную Двину отсюда замечательный.
Наилучший вид на Мемориал с центра площади Победы, где стелу «Три штыка» предваряют две скульптурные группы воинов. С удивлением узнал, что её метраж превосходит даже центральную столичную, минскую. Есть здесь всё: размах для парадов и праздников, фонтаны, клумбы скамейки.
Обратно к исходной точке прошёл по центральной улице Ленина.
На её правой стороне примечателен Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский кафедральный собор ведёт свою историю с начала XIX века. За эти долгие годы несколько раз перестраивался, чуть было не исчез в советское время. Но – устоял, и радует верующих духовностью, а атеистов - просто красотой росписей и архитектурной отточенностью.
Существенно меньшие собратья Пирамид парижского Лувра появились несколько лет назад в виде нового ТРЦ. Как и во французской столице, сначала комплекс вызывал отторжение горожан, но сейчас, также как две стеклянные пирамиды около старинных стен Лувра, вполне вписался в витебский пейзаж. Тем более, что внутри удобно разместилось огромное количество магазинов, бутиков, кафе, салонов красоты, супермаркет.
«Прямо пойдешь …»
Перекрёсток двух центральных проспектов имени тов. Фрунзе и тов. Ленина примечателен уже тем, что именно здесь, в низинке, построен амфитеатр «Славянского Базара». Овальная конструкция, сооруженная на излёте жизни Союза, многократно модернизировалась. И сейчас на этой концертной площадке внимать нынешним примам и новикам эстрады могут 6 тысяч зрителей. В мой приезд летний амфитеатр отдыхал и ждал очередных празднеств.
Вблизи от места эстрадных игрищ и забав поселился забавный Бродячий музыкант с танцующим пуделем. Вид этой парочки подымает настроение даже в пасмурный день. Как это принято с подобными объектами, вокруг них родилось несколько счастливых примет. О чём свидетельствуют затертые места на бронзе. Слышал о таковых: если дотронуться до гармошки, то хорошее настроение обеспечено на весь день, прикоснуться к деньгам в кошельке - финансовая удача, подержать пуделя за лапу - удача целый день!
Ассоциация детского вопроса: «Почему круглое не квадратное?» возникает, когда видишь квадратную башенку под названием «Духовный КРУГЛИК(!)». Это реконструкция башни XIV века в виде современного здания. Понятно, оно далеко от первоначального брутального фортификационного сооружения, служащего для защиты города от неприятеля, а скорее этакое видение архитекторами современной музейной стилизованной башни. Этот небольшой музей посвящен истории Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске". Место популярное и удобное для встреч.
Отсюда вверх по Фрунзенскому проспекту через метров 700 ждет заманчивая к осмотру композиция «Витебский трамвай». По дороге миную корпус медицинского университета с неплохим фонтаном «Гигея». Богиня греческой мифологии Гигея, являющаяся покровительницей здоровья, кормящая змею из чаши трансформировалась змею и чашу на погонах военных медиков.
Витебчане гордятся историей своих трамваев. Ещё бы, уже в 1898 году городской рельсовый электрический транспорт пугал здесь лошадей и прохожих. Раньше, чем в обеих столицах Российской империи (Впереди только Киев и Нижний Новгород). Памятник первому витебскому трамваю – реплика, представляет собой точную копию старинного вагона. Недавно композицию дополнил суровый кондуктор в униформе. И хотя всего три года назад появился эта техно - композиция, она уже достаточно популярна.
По другой стороне улицы, транзитом пройдя парк имени того же Фрунзе, попадаю на исходный перекрёсток. Крохотная Площадь Свободы. В двух шагах – фонтан «Слияние трех рек». Каскадный фонтан олицетворяет слияние трёх витебских рек: Западной Двины, Витьбы и Лучосы. Народный фольклор не мог пройти мимо такой композиции трех женских скульптур. Самое благозвучное из встречавшихся – «Три русалки»…
«Налево пройдёшь…»
В трехстах метрах от перекрёстка путь пересекает приток Западной Двины – городская речка Витьба. Набережная и Октябрьский мост обильно одеты в гранит. Гранитных элементов, облицовок, лестниц и прочего в историческом центре очень много. Удовольствие это явно недешёвое, так что городские власти солидно вложились в украшение пространства. Над самым берегом возвышается конная статуя великого князя литовского Ольгерда. Личность князя весьма неоднозначна, впрочем, как и сама эпоха непрерывных войн и смены союзников и врагов. Памятник в 2014 году ему поставили как бывшему правителю - князю Витебскому.Место установки удачно обыграно и расположение рядом двухбашенной Воскресенской церковью и разновысотным перепадом ландшафта.
Свято-Вознесенская церковь (очень давно именовавшаяся Рынковая) открывает культовую группу главных витебских соборов. Она из той же череды храмов, полностью уничтоженных при советской власти. Нынешние власти давнюю ошибку исправили в 2009 году - восстановили с нуля прекрасный культовый объект в стиле позднего барокко. Высота церкви составляет 37 метров за счет двух башен-колоколен, в которых установлено 11 колоколов самых разных размеров и весовых категорий.
Недлинной брусчатой улочкой направляюсь к Свято-Успенскому кафедральному собору.
Рядом с плетёным забором ресторанчика на тротуаре скромная скульптура сапожника. Но не местного, а итальянского мученика Сан Криспино, покровителя сапожных ремесленников. Прикоснулся и я к бронзовому обувщику, чтобы улыбнулась Удача.
Успенский кафедральным собор возвышается на одноименной горе. За несколько веков пережил храм несколько инкарнаций духовных и светских. Пока перед войной не был полностью разрушен и только недавно, в 2011 году полностью выстроен и расписан. После осмотра в июле с.г. тоже построенных с «нуля» после полного разрушения в последнюю войну германских церквей Дрездена и Нюрнберга, которые признаны опять памятниками зодчества, я терпимее отношусь к подобным культовым «новоделам».
В судьбе восстановления этого сооружения велика роль покойного Патриарха Алексия II. И памятник ему установлен вполне заслуженно.
Я зашел и в цокольную церковь, и в основную. Богатое обрамление внутреннего пространства и обилие икон, и главное – месторасположение былого собора, вернут верующим благолепие и укрепят веру.
По узенькой улице Маяковского возвращаюсь к Ратуше. Сооружение знаковое. В старину ратуши разрешали строить только тем городам, которым было привилегировано Магдебурское право. Для Витебска история Ратуши и правового статуса была весьма извилиста. Давали-отнимали-снова давали… Почти сто лет в здании ратуши располагается городской краеведческий музей.
Далее по пешеходной Суворовской улице вальяжный променад чуть более километра. По случаю буднего дня – среды, сувенирных лотков там было не более десятка. Обычный набор туристических сувенирных мелочей. Возможно, к вечеру подтягиваются и художники, ремесленники. Очень приятное место для неспешных прогулок в ауре застройки XVIII – XIX веков.
В небольшом парке на пересечении с Советской улицей еще три интересных для экскурсантов объекта. Первый - Губернаторский дворец. Назначение административного здания определяло череду населяющих его в разное время персонажей. Одна личность примечательна особо. Летом 1812 года в данном дворце две недели проживал Наполеон Бонапарт перед походом на Москву.Не ведал, бедолага, чем дело для него закончиться :)
Поэтому вполне уместен расположенный напротив памятник героям войны 1812 года. К столетию Отечественной войны, в 1912 году на народные копейки и рубли жителей Витебска и Витебской губернии была установлена колонна с четырьмя мортирами по углам. 26-метровый гранитный полированный обелиск увенчан сидящем на шаре двуглавым имперским орлом. На памятной доске надпись: «Бессмертной доблести героев Отечественной войны, участников сражений под Витебском 13, 14, 15 июля и 26 октября 1812 года». За пошедший век вокруг вырос лес высоченных деревьев почти равновеликих колонне. Поэтому эффект величавого одинокого памятника немного утрачен.
Третий объект интереса– Арт-центр Шагала будет описан ниже:
Шагаловские места…
Таковых в Витебске присутствуют два. Да простят меня создатели Музея Шагала на Покровской улице, но кроме двух современных памятников художнику и его музе на правом двинском берегу остальное не очень впечатлило. Один, как ориентир в самом начале Покровской улицы, навеян явно работами мастера 1918 года «Прогулка» и «Над городом». Местные острословы не прошли мимо такого романтического сюжета. Знакомый витебчанин сообщил: в народе памятник называется "Утро на пивзаводе" :).
Второй - «Витебская мелодия на французской скрипке» на лужайке во дворе со скрипкой посвящен периоду признания за рубежом.
Ну глянул на простенький красного кирпича дом начала прошлого века, но уж очень глянцево- игрушечный снаружи, не сохранивший отметин столетней истории, немного брусчатки перед ним и фонарь. Другого не увидал.
Сказывается моя нелояльность к краеведческим музеям. Так что не призываю следовать моему примеру. Оказался я там с самого утра, благо от вокзала туда минут 15 хода. А музей для «сов» - открыт с 11-00. Но особо не расстроился, потому что заранее знал, что подлинных вещей семьи Шагала нет ни одной, а заполнены комнаты предметами эпохи действия «черты оседлости империи» совершенно чужих людей. Фотографии интерьеров дома выполнил уже в арт-центре.
Арт-центр Марка Шагала, совершенно другое дело. Художественные галереи – это моё! Начиная с внешнего вида - этот красный двухэтажный дом художник изобразил на своей знаменитой картине «Над Городом». В тенистом парке рядом с памятником героем 1812 года ему самое место.
Символическая входная плата в два новых белорусских рубля и очень гостеприимная хранительница заведения - тоже плюс. На первом этаже фотографировать разрешено. А на втором, где экспонируются работы – ни-ни! Сами работы подарили дочь художника Ида Шагал и его внучки. Нашлись почитатели художника и в Германии. Меценат - коллекционер Генрих Мандель из города Иррель, который передал работы Марка Шагала с условием запрета их фотографирования и распространения, также существенно помог с финансированием.
(*) Выскажу своё личное мнение о творчестве Марка Шагала, даже рискуя получить вал обвинений от истовых почитателей художника. Если его работы начала прошлого века,1912 – 1920 годов примерно, («Прогулка», «Над городом», «День Рождения» и т.п.) вполне в духе исканий авангардных художников начала века. Интересная композиция, колористика и своеобразная манера сполна письма показывают руку Мастера. Сказать тоже про работы второй половины прошлого века вроде «Великого цирка» и как раз большинства экспонирующихся в витебском Арт-центре работ, к сожалению, не могу (ИМХО). Может потому, что манера художества, а ля Пиросмани, Примаченко кажется чересчур детской и примитивной. Надеюсь, что своим личным мнением не оскорбил штатных искусствоведов. Свобода высказывания мнений и невосприимчивость к давлению авторитетов -:). Замечу, что наряду с несколькими десятками альбомов художников разных времен и стилей, в моей личной библиотеке присутствует и книга-сборник работ Марка Шагала.
Устье Витьбы
После погружения в неоднозначные шагаловские образы по малопримечательной улице Путна (Вот и одного из комкоров РККА, попавших под каток репрессий 1937 года напомнили) прошел краем Партизанского парка. Приметен памятник детям войны в нём.
Обратная дорога по улице Ленина заняла минут 12 до Ратуши. Осталось посмотреть окрестности речки Витьбы. Хорошо ухоженные берега радуют горожан и приезжих.
Внушительная многоярусная лестница вверх на Успенскую гору. У подножья - Свято-Духов женский монастырь, или Монастырь в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Внешне здание достаточно простенькое. Перебывало здесь много религиозных заведений, даже такое как Полоцкое женское епархиальное училище. И рядышком примостился небольшой кубик церкви Святого Духа.
Широкий, но недлинный пешеходный Пушкинский мост через реку Витьба по занесенной с Запада традиции отягощен десятками разномастных свадебных замков. Дополняет функцию «свадебного» моста традиция переноса на руках женихом невесты через мост. Не застал её воочию по причине буднего дня.
На левом берегу речки сквер с памятником Пушкину и оригинальной скамейкой. Памятник примечательный – «карманный» вариант поэта. При его реальном росте в 161 см статуя выглядит на метр с вершком -:). Вместе с этим памятником появился и ежегодный Пушкинский праздник.
Чуть впереди, на пересечении двух улиц: Замковая и Пушкина, находится бронзовый бюст Петру Мироновичу Машерову. Он местный витебский уроженец. В отличие от малопочитаемого геронтологического состава Политбюро советского периода пользовался в народе, особенно в Белоруссии, заслуженным авторитетом.(Хотя, глядя на свежие выборы «светоча демократии США» замечу, что в президенты там рвались 70-летние политики -:)) Начиная с боевого партизанского прошлого и заслуженного в 1944 году звания Героя Советского Союза и позже, руководя Белоруссией, сделал очень много полезного для людей. Поэтому его гибель в автокатастрофе вызывала много версий и тогда, в восьмидесятые годы и теперь.
Драматический театр им. Я. Коласа все свои 90 лет украшает набережную около Кировского моста.
Круг замкнулся: я пришел в исходную точку своего путешествия по левому берегу Витебска. Подводя итоги «пешеходки»: Витебск – достойный объект для посещения туристами и во время «Славянского Базара» и без него, покоряет своей парадной красотой центра, традиционной белорусской чистотой и ухоженностью. Он был – №1 в моих планах на поездку, и – не разочаровал.
На следующее утро я уезжал в провинциальный старинный Полоцк
P.S. Начало Белтура(ii) тут:
Бел - Ost (II). Скромный город Могилёв (Магілёў) http://www.ayda.ru/story20548-27427