День первый. 05/04/2015 (Lima)
1.1. Знакомство с Лимой
В Лиму мы с Андреем прилетели рейсом компании Air France из Парижа даже немного раньше, чем по расписанию, ещё не было 7 часов вечера по местному времени. В зоне прилёта нас встречала дочь Андрея – Анна, которая прилетела с Ямайки на 15 минут раньше и только что получила свой багаж – маленький чемоданчик и сумочку с ноутбуком. Было понятно, что из маршрута поездки придёт исключать самые сложные пункты плана, но такая возможность и есть один из плюсов самостоятельной поездки. Познакомились, мы с Андреем забрали наши сумки из багажа, прошли таможенные и паспортные формальности.
Аэропорт Лимы не представляет собой ничего интересного, интерьер оживляют разве что подвешенные к потолку старые самолёты, хотя, возможно, это просто большие модели.
Сразу решили вопрос со связью – купили местную сим-карту, пошли искать фирму Alamo, в которой взяли на прокат автомобиль. Первым сюрпризом стало отсутствие стойки этой фирмы в аэропорту, хотя в ваучере было указано, что она должна быть именно здесь. Ладно, бывает и такое. Позвонили по телефону, указанному в ваучере, выяснили, что фирма находится через дорогу от аэропорта. Пошли по указанному адресу, благо это оказалось совсем недалеко, оформили документы на автомобиль Reno Logan. К этому времени было уже совсем темно, осмотреть автомобиль как следует не удалось, но сдавать его предстояло так же ночью, поэтому за мелкие царапинки я особо не волновался. Тем не менее несколько мелких сколов и вмятинок были зафиксированы в листе дефектов. Загрузили вещи, включили навигатор, поехали в район Miraflores, где находится заранее забронированный через booking.com отель El Reducto. Тем, кто планирует останавливаться в перуанских отелях, необходимо учитывать, что в соответствии с местным налоговым законодательством, иностранные граждане, проживающие на территории Перу более 59 дней (как и жители Перу), при оплате отелей должны вносить дополнительный сбор в размере 18% (IVA). Для освобождения от уплаты этого налога на добавленную стоимость, необходимо предоставить иммиграционную карту и паспорт. Администратор делает с них копии, которые оставляет для каких-то своих отчётов.
Время было позднее, воскресенье, машин на улицах совсем немного, поэтому доехали быстро, но пришлось немного покрутиться совсем рядом с отелем, хорошо, что Андрей смог опознать его по фотографиям внешнего фасада, которые были на букинге.
Отель оказался так себе, как верно написали в одном из отзывов, «это не отель, а хостел». Трёхзвездочным он является по явному недоразумению, хотя и имеет отзывы лучшие из всех отелей Лимы этого класса, предлагающих услуги по паркингу автомобилей. Ладно, одну ночь переночевать можно, тем более, что ужасно хотелось спать. 8 часов разницы с Россией напоминали о себе.
День второй. 06/04/2015 (Lima – Paracas – Ica – Nazca (~500 км))
Выглянув из окна утром, был слегка шокирован увиденным хаосом, который характерен для крупных городов этой части Латинской Америки.
После нехитрого завтрака поехали в центр Лимы, немного посмотреть город. Было раннее утро понедельника, и дороги ещё не успели заполниться машинами.
Проехали около главного футбольного стадиона Лимы и всего Перу.
На этом снимке в кадр попала станция метро перуанской столицы. Да, здесь есть метро со своими станциями и линиями. Правда, поезда ходят только по одной линии, остальные отличаются от автобусов, следующих по выделенным полосам, только «станциями» - остановками, оборудованными турникетами. В центре города такие «метробусы» ездят под землёй, в других районах – по обычным дорогам. На фотографии как раз можно видеть такой автобус, отходящий от станции.
Сразу после стадиона началась историческая часть города (Centro histórico de Lima), внесённый в 1988 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который является одной из главных достопримечательностей столицы.
Солидное здание, недалеко от которого удалось припарковаться, оказалось Дворцом юстиции, который является основной резиденцией Верховного суда Перу и символом судебной власти. Строительство дворца было начато в дни правления Аугусто Легуя в 1929 году, а закончено оно было через 10 лет при правлении нового президента Оскара Бенавидеса.
При входе в здание Дворца правосудия с двух сторон от главной лестницы расположены два мраморных льва. Согласно народной традиции, жители Перу, почитая силу и мудрость тигров и львов, старались украшать их изваяниями дворцы и парки. После войны на Тихом океане (1879-1883 гг) лишь небольшая их часть осталась на своих местах, основная часть мраморных статуй львов были перевезены к проспекту Пасео-Колон в центре Лимы.
В настоящее время во Дворце Юстиции размещается Верховный суд, Коллегия по уголовным делам судебного округа Лимы, Архив (в подвале здания), и Ассоциация юристов Лимы и несколько уголовных судов первой инстанции Перу. Так же в подвале здания находится тюрьма досудебного содержания под стражей лиц, над которыми висит приказ об аресте или временном задержании, для быстрого доступа судей и их помощников при исполнении служебных обязанностей к этим лицам.
(Источник: http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=7155#ixzz4BxV4PuM4)
Дворец юстиции находится на центральной площади города, рядом с Кафедральным собором, который принадлежит к римско-католической церкви.
Строительство первого здания собора началось в 1535 году, в течение своей истории неоднократно перестраивался. Здание современного собора является третьим по счёту построенным в Лиме. Храм освящён в честь святого апостола Иоанна. Здесь хранится саркофаг с прахом отца-основателя Лимы — испанского конкистадора Франсиско Писарро. По сравнению с другими соборами Лимы самый главный собор выглядит строго и скромно. В облике главного храма Лимы угадываются несколько различных стилей — от готики до барокко эпохи Возрождения, с некоторыми элементами эпохи ренессанса. Такое разнообразие стилей объясняется длительным строительством собора, а также многочисленными перестройками и реконструкциями, производившимися различными архитекторами после землетрясений.
Сама центральная площадь города (Plaza Mayor) называется Plaza de Armas, что можно перевести, как «Оружейная площадь» или «Площадь оружия», самое сердце столицы и одна из красивейших колониальных площадей в Южной Америке.
Именно отсюда начиналась история города, именно здесь 18 января 1535 года, Франсиско Писарро основал столицу перуанского вице-королевства. Огромная 140-метровая площадь — главная достопримечательность города. Ни один турист, приехавший в Лиму, не пройдет мимо нее. На площади находятся три самых важных здания Лимы - кафедральный собор, президентский дворец и муниципалитет. Именно здесь была провозглашена независимость Перу в 1821 году. В центре площади - красивый бронзовый фонтан XVII века. Много зелени, чисто и красиво.
Обнаружили здесь несколько обменных пунктов, выбрали тот, где курс был наиболее выгодный, поменяли доллары на перуанские соли.
Пофотографировались и на этой площади, пошли гулять по улочкам, попутно приглядывая, место, где можно было перекусить.
Пройдя пару кварталов по улице Анкаш (Ancash) вышли к желто-белому неоклассическому порталу Монастыря Святого Франциска (Iglesia y Convento de San Francisco de Lima), Он был ещё закрыт, да и времени на его посещение не было. Само здание в стиле испанского барокко смотрится солидно, вполне в европейском стиле.
Славится этот монастырь не только красивыми старинными интерьерами, но и своими легендарными катакомбами. Катакомбы, безусловно, представляют особый интерес — эта церковь построена на основаниях подземных галерей или катакомб, которые служили кладбищем монахов в колониальный период. Всего за те годы в подвалах монастыря похоронили более 70 000 горожан. Так как Собор нас очень заинтересовал, мы с Андреем решили посетили его перед вылетом из Лимы в Париж, об этом пойдёт речь в конце рассказа.
В центре Лимы расположено много учреждений государственной власти, поэтому и полицейских обоего пола здесь тоже немало. В основном они мирно патрулируют площади и улицы, не забывая при этом заботиться и о своём внешнем виде.
Полиция Лимы умеет быть незаметной. Вот скульптура Chabuca Granda Monumento, казалось бы, это обычное произведение современного искусства.
А вот как выглядит эта инсталляция с другого ракурса.
Вооружённый полицейский стоит здесь совсем не зря, ведь с этой площадки открывается прекрасный вид на Дворец правительства Перу (Palacio de Gobierno del Perú), и Дом Писарро (Casa de Pizarro) — резиденция правительства и президента Перу. Он стоит на месте дворца правительства, возведенного в 1535 году, на огромном индейском погребении уака, святыни индейского вождя Тауличуско.
Дворец представляет собой величественное здание, окружённый кованой оградой.
В тенёчке забора Президентского дворца ненавязчиво спряталась полицейская бронетехника.
А такую группу блюстителей порядка около Муницапального дворца (Municipal Palace of Lima) на площади Plaza de Armas De Lima никак не скрыть от глаз и объективов. Сам Муниципальный Дворец ярко-жёлтым пятном доминирует на Оружейной площади, удачно оттеняя другие знаковые здания площади.
Погуляв по центру и немного подкрепившись, садимся в авто и едем по узким центральным улочкам, которые к этому времени уже наполнились людьми, машинами и трёхколёсными мотоциклами, превращёнными в подобие маленьких автомобилей.
Вскоре выскакиваем на широкое шоссе, ведущее на юг.
Перед самым выездом из города не смогли не остановиться на смотровой площадке, с которой открывается панорамный вид на город.
Отсюда прекрасно видны и волноломы, защищающие Лиму от океанических волн, которые в ветреную погоду могут представлять опасность для всей береговой полосы.
После нескольких поворотов, повторяющих изгибы береговой полосы, дорога вывела к автобану, тянущемуся с севера на юг.
1.2. Панамериканское шоссе
Панамериканское шоссе (Carretera Panamericana, Autopista Panamericana или Vía Panamericana) — сеть дорог в Америке, суммарная протяжённость которых составляет 47 958 километров. Если не учитывать 87-километровый Дарьенский пробел, располагающийся в джунглях, на границе Панамы и Колумбии, то Панамериканское шоссе объединяет национальные сети дорог континентальных государств Америки в единую систему.
Согласно Книге рекордов Гиннесса, Панамериканское шоссе — самая длинная автомобильная трасса в мире, однако на стандартных транспортных средствах проехать через Дарьенский пробел между Центральной и Южной Америкой невозможно.
Концепция создания дороги от одного края Америки до другого была изначально предложена на Первой Панамериканской конференции в 1889 году (правда, в варианте железной дороги), однако никаких практических действий тогда не последовало. Идея Панамериканского шоссе вновь возникла на Пятой международной конференции Американских штатов в 1923 году. Первая конференция по Панамериканскому шоссе была проведена 5 октября 1925 года в Буэнос-Айресе, после чего началось его строительство. Среди стран Латинской Америки первой свою часть дороги завершила Мексика в 1950 году.
Панамериканское шоссе начинается в посёлке нефтяников Прадхо-Бей на Аляске и заканчивается в южных районах Южной Америки. Шоссе проходит через множество различныx климатических и экологических регионов — от густых джунглей до холодных горных перевалов. Некоторые участки шоссе проходимы только в сухой сезон.
В Южной Америке Панамериканское шоссе проходит по территории Колумбии через горные долины Анд и долину реки Каука. Из Боготы отходит ответвление на Каракас. По горному плато Эквадора шоссе проходит через города Кито и Куэнка, а затем по тихоокеанскому побережью шоссе доходит до города Лима (Перу). Далее шоссе разветвляется: одна ветвь идёт через Арекипу (Перу) и Ла-Пас (Боливия) в Буэнос-Айрес (Аргентина), вторая — через город Сантьяго (Чили) и перевал Бермехо идёт к городам Мендоса, Мерседес и далее к Буэнос-Айресу.
Около Лимы это шоссе представляет из себя шикарный четырёхполосный автобан, обочины которого обильно украшены рекламными щитами.
Некоторые рекламные щиты сделаны с большой фантазией, учётом пейзажа и похожи на произведения искусства.
По обе стороны шоссе за каждым поворотом открываются живописные виды.
Если дорогу где-то пересекали холмы, то строители дороги просто прорубали в них широкие коридоры.
Проехать по этому шоссе было давней мечтой Андрея, который, закончив фото- и видеосъёмку дороги, сел за руль и начал воплощать эту мечту в жизнь. Однако, через несколько километров нас остановила дорожная полиция, проверила документы, сделав замечание за непристёгнутую пассажирку на заднем сидении. Узнав, что мы из России, полицейские как-то успокоились и отпустили без материальных претензий.
При подъезде к городу Писко (Pisco) по обеим сторонам дороги горные отроги и холмы уступают место пескам и песчаным дюнам.
Проехав несколько километров после поворота направо, оказываемся на территории национального парка Паракас (Reserva Nacional Paracas).
1.3. Национальный парк Паракас
Национальный парк Паракас — охраняемая природная территория, расположенная в регионе Ика, провинции Писко. Созданный 25 сентября 1975 года, призван сохранить экосистему и культурное наследие данной территории.
Парк расположен в 250 км к югу от Лимы, занимая площадь в 335 тысяч гектаров побережья, а также полуостров Паракас. На территории парка обнаружено более 100 различных археологических памятников древних цивилизаций. В прибрежных водах обитают различные виды морских животных, 200 видов птиц.
Полуостров Паракас — заповедник, где пустыня встречается с океаном, что само по себе очень красиво.
Видно, что пустыня тут не такая, как около Панамериканского шоссе, песок здесь желто-красный и сухой. На берегу океана обитают многочисленные птицы и морские звери, но главная интересность с точки зрения наблюдения за живой природой находится чуть в стороне, на островах Ислас Бальестас (Islas Ballestas). Именно эти острова облюбованы огромным количеством морских птиц и млекопитающих и туда можно добраться на экскурсионной лодке из туристического порта Эль Чако.
К сожалению, у нас совершенно не было времени на морскую прогулку, и мы не смогли увидеть знаменитый «канделябр Паракаса». Фото этого феноменального наскального рисунка, прекрасно видимого с моря и с воздуха, пришлось взять из Интернета.
Кто, когда и зачем его создал, – одна из загадок, с которой столкнулись учёные, изучающие историю Перу. Возможно, разгадку надо искать в его связи с линиями, обнаруженными в пустыне Наска, как считают некоторые исследователи.
И это не самая поразительная загадка Паракаса. Именно здесь, в пустыне в 1928 году перуанский археолог Хулио Тельо сделал удивительное открытие. Он обнаружил обширное искусно устроенное кладбище, с могилами, содержащими останки людей с самыми большими вытянутыми черепами в мире! Подобные черепа никто и никогда раньше не находил. Они стали известны как «черепа Паракаса». Тельо нашел около 300 таких черепов, которым должно быть около 3000 лет. Недавно на одном из черепов был проведен анализ ДНК, который показал, что эти черепа не могут принадлежать не только человеку, но и примату или вообще земному животному. Результат данного анализа будет учитываться при проведении последующих тестов и, возможно, в будущем о черепах Паракаса будет известно больше.
Пофотографировавшись на фоне песчаного берега океана, покидаем прибрежную область парка
и едем вглубь песков.
Справа и слева от дороги – зыбучие пески, гулять по которым категорически не рекомендуется, особенно в одиночку. Для тех, кто всё-таки хочет погулять по пескам, камешками выложены дорожки, прогулки по которым не представляют опасности.
Судя по встречающимся панцирям беспозвоночных, океан плескался здесь совсем недавно.
Сейчас же в песках можно видеть только посёлки, назначение которых осталось невыясненным.
От посёлка дорога поворачивает в сторону океана, где и заканчивается, распадаясь на множество грунтовок. Делаем прощальный снимок и едем в направлении Панамериканского шоссе.
1.4. Регион Ика
На территории этого региона Панамериканское шоссе медленно, но верно поднимается всё выше и выше, океан остаётся где-то справа и внизу.
Столица региона – город Ика (Ica) находится на высоте 400 метров над уровнем океана. Та его часть, которую можно увидеть из автомобиля, характерна для многих городков Перу.
На первый взгляд ничего интересного тут нет и быть не может, но буквально в 4 километрах справа от этого городка спрятался за дюнами удивительный оазис Уакачина (Oasis Huacachina). К сожалению, его посещение не входит в наши планы, поэтому, проехав Ику, берём курс на городок Наска (Nazca), находящийся на высоте уже 520 метров над уровнем океана. После 6 часов вечера начло темнеть, и в Наску приехали уже в полной темноте, не без труда нашли гостевой дом Hospedaje Dunas de Nazca. Это оказался очень приличный хостел с недавно выполненным ремонтом, который понравился нам значительно больше, чем отель в Лиме.
Договорились с хозяйкой хостела насчёт утренней экскурсии на плато, где находятся знаменитые линии Наска (Lineas de Nazca). Анна тем временем нашла на сайте Tripadvisor информацию о том, что рядом находится бар, в котором можно попробовать знаменитый коктейль Pisco Sauer. Пойдя в направлении бара, не смогли пройти мимо киосков, где местные торговали кроме всего прочего ещё и пакетиками с сушёными листьями коки, растения, известного в первую очередь тем, что из него изготовляют кокаин. Помимо кокаина, лист коки содержит множество непсихоактивных алкалоидов. Некоторые из них используются как добавка к Кока-коле. Кока также богата витаминами и микроэлементами. Листья коки содержат много питательных веществ, в дополнение к изменяющим настроение алкалоидам. Богатые белком и витаминами, кустарники коки хорошо растут в местах, где другие источники пищи недостаточны. Кока также используется, чтобы подавить чувство сонливости и головные боли, связанные с низким давлением в горах. При жевании лист коки действует как стимулятор, подавляя голод, жажду, усталость.
Кустарник коки традиционно выращивается у подножия Анд или горной местности в зависимости от выращиваемой разновидности. С древних времён его листья использовались как стимулятор у коренных жителей Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии, так как практика жевания этих листьев была необходима для выживания в тяжёлых горных условиях. В горах, при низком содержании кислорода, употребление коки снимает симптомы высотной болезни, помогает сохранять активность. Кока также имеет религиозное и символическое значение. В наше время жевание листьев коки — обычное явление у населения Анд. Особенно оно распространено в горах Боливии, где культивирование и потребление коки является частью национальной культуры. Листья коки продаются мешками на местных рынках и уличных лавках. Учёные не находят доказательств возникновения хронических отравлений и зависимости из-за жевания листьев коки.
Применение коки в качестве адаптагена к условиям высоты рекомендовали в посвящённом Андам передачам канала Discouvery. Помня о предстоящем завтра 500 километровом горном маршруте до Абанкая, купили по паре пакетиков этих листьев. В одном ларьке Андрей увидел инка-колу – напиток, который так расхваливал Бедняков, ведущий передачи «Орёл и решка», на пробу купили и её
Информация из Tripadvisor-a про бар соответствовала действительности, он находился на месте, коктейли тоже. Оказалось, что при всей простоте рецептуры в зависимости от типов применяемой местной водки Piscо и сиропов они могут быть разного вкуса и разной крепости. Но завтра в горы – спиртное вообще противопоказано, поэтому взяли по одному бокалу, отложив сравнительный анализ разных рецептов на будущее.
Инка-кола оказалась сладким газированным напитком, напоминающим одновременно и тархун, и газировку «Буратино». Надо сказать, напиток чисто на любителя, хотя многим перуанцам он нравится.