День третий. 07/04/2015 (Nazca - Chalhuanca - Abancay(~500 км))
Завтракали на верхнем этаже здания, в котором находится Hospedaje Dunas de Nazca. С открытой веранды открывался прекрасный вид на самую большую в мире дюну из белого песка Sierra Blanca, которую народ наска считает священной.
После завтрака подъехал автобус и отвёз нас к аэродрому, с которого взлетали небольшие самолёты для полётов над пустыней Наска. Въезд на аэродром разрешён только таким автобусам.
На небольшой площади перед зданием аэропорта установлены киоски, в которых можно купить сувениры. Лёгкие самолёты ожидают своей очереди на специальных местах, выделенных разметкой. На нескольких форумах читал, что раньше состояние этих самолётов никто не контролировал, но после аварии в 2011 году, в которой погибло несколько человек, правительство начало контролировать подготовку самолётов к полётам, и больше таких случаев не было. Правда, из-за этого немного выросла цена экскурсии, но безопасно сть – это то, за что лучше заплатить. Время от времени очередная группка туристов отправляется на осмотр линий Наска.Заходим в здание, покупаем билеты в кассах, проходим предполётный контроль – всё как в настоящих аэропортах. Единственное отличие – вместе с билетами выдают небольшие листы, на которых изображен маршрут полёта и фигуры, которые мы должны увидеть.
Вскоре приходит наша очередь. В сопровождении служащей аэропорта идём к нашему самолётику.Пилот проводит небольшой инструктаж, объясняя, что каждую фигуру он будет облетать с двух сторон, чтобы её могли посмотреть все пассажиры. Для этого надо смотреть под крыло, которое при этом будет указывать на место расположения фигур. Садимся в самолёт, пристёгиваемся. Посмотреть линии Наска, наверное, самая давняя моя мечта, и вот сейчас я их увижу. Полетели.
1.5. Линии Наска.
Линии Наска (Lineas de Nazca) один из самых интересных и загадочных артефактов, сохранившихся на нашей планете с глубочайшей древности. Благодаря фильму «Назад в будущее» он обрёл широкую известность во всём мире и у нас в стране. Тем, кто не смотрел этот фильм и только слышал о линиях, думаю, будет интересно узнать о них чуть побольше.
Такие рисунки на поверхности земли принято называть «геоглифы». Сюжеты, выбранные неизвестными художниками при их создании, достаточно разнообразны. Однако есть нечто общее, относящее геоглифы к категории чудес света.
Первое: полностью обозреть рисунок можно лишь со значительного расстояния, часто – лишь с высоты птичьего полета. Это и составляет основную загадку их происхождения: во время их создания человечество не располагало никакими летательными средствами. А значит, обозреть такие геоглифы не было возможности. Возраст образований – тоже вопрос спорный. Долгое время считалось, что им от полутора до двух тысяч лет. Однако, возможно, геоглифы куда древнее. Последние открытия позволяет предполагать, что странные рисунки относятся к 2–3 тысячелетию до нашей эры.
Второе: все геоглифы образованы посредством снятия верхнего слоя почвы, под которым находятся более светлые геологические структуры. Однако остается совершенно неясным, почему эрозия, обычно беспощадная к геологическим образованиям, за несколько тысяч лет не стерла их с лица Земли?
И третье: основное количество геоглифов "узнаваемы", они похожи на различные известные нам объекты или животных. При этом сам смысл рисунков до сих пор остается за рамками нашего понимания. Что именно хотели выразить древние авторы своими "художественными произведениями" – тайна за семью печатями.
Кроме всего перечисленного Линии Наска выделяются своим масштабом. Таких гигантских геоглифов нет больше нигде на планете. Грубая оценка трудозатрат по снятию верхнего слоя почвы такова, что без применения современных строительных средств всё население земли смогло бы выполнить такие работы примерно за 100 тысяч лет. Прямые линии тянутся на десятки километров, не отклоняясь от первоначального направления даже при изменении рельефа. Такую точность прямых не смогла бы обеспечить даже современная строительная техника.
Кроме того, здесь встречаются не только изображения животных, в том числе и тех, которые никогда не были характерны для данной местности, но и рисунки, происхождение которых трудно объяснить, например, фигура «Астронавт», похожая на изображение человека в скафандре.
Впрочем, вернёмся к нашему рассказу. Сразу после взлёта самолёта стали заметны линии, похожие на взлётные полосы аэродрома. Их тут больше всего, и они прекрасно видны в пустыне. Чтобы разглядеть более сложные фигуры приходится, не забывая про ориентир – крыло самолёта, отслеживать жесты гида, который сидит рядом с пилотом и обращает внимание пассажиров на проплывающие внизу фигуры.Некоторые фигуры понятны и узнаваемы сразу, вот, например, попугай с изогнутым клювом.
Некоторые рисунки схематичны, например, вот такой колибри.
Весь полёт занимает минут 30, почти полный ролик полёта можете посмотреть здесь:
Часть фигур различима на ролике, их появление в кадре сопровождается подсказкой, располагающейся под фигурой. Если кому-то удастся разглядеть фигуры, которые не отмечены подсказкой, пожалуйста сообщите, я откорректирую ролик.
После полётов заехали за вещами, попутно напоили чаем с кокой Анну, которую немного укачало в самолёте. Чай быстро поставил её на ноги, загрузили вещи в машину и поехали на север, туда, где начинались Анды.
1.6. Знакомство с Андами
Несколько часов дорога непрерывно, хотя и не круто поднималась в горы. Первую остановку сделали в городке Chalhuanca.
Здесь необходимо не только пообедать и заправить автомобиль, но и сделать небольшую паузу перед подъёмом на перевалы, за которыми находится место следующей ночёвки – городок Абанкай (Abancay). Высота над уровнем моря приличная, почти 2900 метров, уже начинает чувствоваться разреженность воздуха. Чтобы лучше перенести возникший дискомфорт, заканчиваем обед большими чашками чая «матэ» (Mate de coca), который производится из листьев коки. Коммерческое изготовление этого чая приобрело широкое распространение, такие чаи свободно продаются во всех торговых центрах и в магазинах андских стран. Чай Mate de coca применяют и в лекарственных целях, а также в религиозных ритуалах народами Анд. На «тропе инков» (туристская дорога на Мачу Пикчу) гиды и туристы пьют чай из коки для облегчения высотной болезни. При визитах официальных лиц в Ла-Пас гостей принято угощать чаем из коки. Это чай легально экспортировался в США в 1983—1986 годах в рамках правительственной программы по замещению нелегальной торговли листьями коки легальной. Как свидетельствуют научные исследования, употребление этого чая не приводит к возникновению кокаиновой зависимости или интоксикации. Один разовый пакетик чая содержит от 5 до 10 миллиграмм кокаина. При его употреблении исследователи отмечали лёгкий стимулирующий эффект, приподнятое настроение и учащённый пульс.
Тем не менее, Андрей, который сел за руль, на всякий случай отказался от матэ, действие которого на организм нам было пока не совсем понятно. После обеда продолжили подъём, любуясь горными видами.
Любому, отправляющемуся в горы, необходимо знать хотя бы основные сведения о такой грозной опасности, которая его там подстерегает, как горная болезнь. Большинство здоровых неакклиматизированных жителей равнин начинают ощущать действие высоты в районе 2500—3000 м, а при напряжённой физической работе и на меньших высотах. На высоте около 4000 м даже у абсолютно здоровых людей появляется лёгкое недомогание, а острая горная болезнь регистрируется у 15—20%. На высотах 6500—7000 м полная акклиматизация, по всей видимости, невозможна вовсе, но, к счастью, так высоко забираться в обычных поездках нет необходимости.
Остаётся только завидовать аборигенам, которым такие проблемы совершенно не знакомы. Гуляют себе спокойно, ещё и тяжести переносят.
Горы здесь очень красивые, вот, наверное, один из самых интересных видов.
Иногда встречаются рабочие, ликвидирующие последствия камнепадов.
Объезжать работающую бригаду на повороте, да ещё на подъёме, конечно, очень опасно.
Понимая ситуацию, рабочие регулируют очерёдность проезда машин через образующиеся узкие места.
Андрей, ранее не сталкивавшийся с испанским языком сразу находит аналогию слова «Siga» c русским «сигай», и зелёный цвет таблички явно подтверждает его догадку.
А дорога поднимается всё выше и выше в горы. Уже начинаются чисто альпийские перевалы с плывущими внизу облаками.
Не помню, кто первый заметил, что у него болит голова, но тут же все обнаружили этот симптом у себя. Не удивительно, по описанию этого маршрута помню, что высота некоторых перевалов достигает 5000 метров. Жуём коку, на всякий случай принимаем по таблеточке диакарба. Тем временем темнеет. Едем по плоскогорью, огибая возвышающиеся по краям дороги горные пики. Часто встречаются таблички с надписью “Zona de neblina”. Проблему для её понимания составляет второе слово, значение которого никто не знал. Пользуясь методом Андрея, делаю предположение, что это слово тоже имеет сходный с русским языком корень, и, вероятно, табличка означает, что поужинать здесь не получится. Вот, возможно, если дальше будет “Zona de blina”, то там мы и остановимся. Тем временем становится совсем темно и холодно. Андрей включает печку, он немного устал на серпантине, меняю его за рулём.
Только разогнался на более-менее прямом участке, как обратил внимание на белый песок, блестящий на краях дороги, который потихоньку начал появляться уже и по краю полос, потом ближе к центру. Трам-тарарам, да это же снег! Резина на колёсах, естественно, летная, без шипов, рулём крутить нельзя, тормозить тоже. Даже резко газ сбрасывать нежелательно – привод передний, на снегу может и закрутить. Хорошо, что всё это происходит на прямом участке, поворачивать никуда не надо. Постепенно убираю газ, двигатель сбрасывает обороты, и снег, который уже лежит по всей дороге, помогает погасить скорость до безопасной. Если бы курил, наверное, остановился и закурил бы. Автомобильный компьютер показывает, что за бортом 0`C. На дороге сплошной покров снега, толщиной, наверное, сантиметров 5 - 10. Вот тебе и Перу! Настоящая Южная, блин, Америка!
Аккуратно еду по снежной целине, ориентируясь по столбикам, которыми обозначены края дороги. К счастью, метров через 500 снега становится меньше, потом он лежит только по обочинам, потом вообще исчезает. Еду побыстрее, но сильно разгоняться опасаюсь – вдруг опять будет что-нибудь подобное. Дорога тем временем идёт вниз, температура воздуха наружи повышается. Время от времени дорогу пересекают небольшие речушки, приходится сбрасывать скорость, проезжая их.
Как позже выяснилось, в горах были серьёзные осадки, которые и образовали такие временные реки. Пара серпантинов и вот впереди Абанкай (Abancay).
1.7. Чем заняться в Абанкае
В Абанкай приехали около 11 часов вечера, улицы были пусты, поэтому El Pelegrino Apart Hotel нашли быстро. Неплохой апарт-отель, с просторными апартаментами. Шустрый Интернет через WiFi, стоянка для авто, как здесь принято, во внутреннем дворике. Сам городок находится на высоте примерно 2400 над уровнем моря, идеальное место для ночлега.
День четвёртый. 08/04/2015 (Abancay – Moras – Moray – Urubamba - Ollantaytambo(~300 км))
После завтрака начали собираться в дорогу, но обнаружилась неприятность в виде спущенного правого переднего колеса. Поставили с Андреем запаску, оставили Анну в отеле, поехали искать шиномонтаж. В качестве проводника захватили с собой одного из служащих отеля. Нашли шиномонтаж, починили колесо, надо бы провести его балансировку. Но в этой мастерской её не делали. Какое-то время искали, где делают. Еле нашли, потеряли на всех эти операциях, наверное, часа полтора. Вернувшись в отель, вручили пареньку, который ездил с нами «сувенир д’русия » - маленькую бутылочку водки, забрали вещи и Анну, поехали в направлении Долины инков. Анна не только отдохнула без нас, но и нашла в интернете перевод слова «Neblina». Оказалось, что это туман, соответственно «Zona de neblina» - всего лишь «Зона тумана».
С этой информацией выезжаем из Абанкая. План дневного маршрута был такой:
Карабкаемся на перевал, оставляя Абанкай далеко внизу.После этого перевала начинается постепенный спуск с высокогорья. Часто встречаются карабкающиеся в горы автобусы, курсирующие между Куско и Лимой.
На дороге появляются рабочие и знаки, подсказывающие сколько километров осталось до Куско.
Места здесь тоже красивые, но уже даже по тянущимся вдоль дороги проводам чувствуется приближение к цивилизации.
Около городка Anta главная дорога поворачивает направо – к Куско, а мы продолжаем ехать прямо с идеей срезать несколько километров, проехав рядом с лагуной Уайпо (Huaypo). Сразу начинаются поля, по обочинам пасутся лошади и прочая крупная живность.Асфальт заканчивается, начинается грунтовая дорога. Да ещё погода начинает портиться. На очередном небольшом перевале возникает сомнение в разумности такого сокращения маршрута.
Как же мы обрадовались указателю «Maras», который появился, когда надежда на его появление почти иссякла. Значит, мы уже в Долине инков.
1.8. Долина инков
Повернули в указанном направлении и через несколько минут подъехали к шлагбауму, где пришлось заплатить немного солей бандитского вида мужчине, охранявшему дорогу к Марасу.
Марас (Maras)
Соляные бассейны Мараса находятся в ущелье, так что сначала на них можно посмотреть сверху.
Подъехав ближе, видишь эти бассейны с другого ракурса.
По краю территории бассейнов проложена тропинка, с которой уже можно сделать более интересные фотографии.
На самом деле здесь нет ничего удивительного. Богатая солью вода подземных вод накапливается в этих бассейнах и испаряется, оставляю всю соль в бассейнах, где её и собирали индейцы сотни лет назад. Впрочем, и сейчас они занимаются тем же самым, но, скорее, для того, чтобы берега бассейнов оставались видны, и туристы продолжали посещать это место. Хотя, надо признать, смотрится всё это очень неплохо.
В домиках около бассейна можно купить сувениры и прочие безделушки. Больше тут делать нечего, надо ещё успеть посетить более интересное место – Морай.
Выезжаем из ущелья, и, проехав через совершенно ужасный городок, подъезжаем к знаменитым кругам Морея.
Морей (Morеy)
Приехали к ругам около пяти вечера, около них уже никого не было, поэтому никто не мешал рассмотреть это место внимательно. Круги Морея представляют интересное и необычное зрелище.
Вот такой амфитеатр с высотой «ступеньки» примерно метра полтора. Уровни укреплены каменной кладкой, для перехода между уровнями в эту кладку вмонтированы каменные ступени. Погуляли по этим уровням, пока не обнаружили табличку, на которой написано, что по ступенькам ходить нельзя. Ну, вроде бы, мы им там ничего не повредили, камешки там вмонтированы внушительные.О назначении кругов Морея есть несколько гипотез, наиболее правдоподобной и общепринятой является та, что инки считали, что растения в своём развитии подпитываются энергией земли. Кроме того, индейцы замечали, что на рост растений влияет высота, на которой те посажены. На основании этих наблюдений инки решили, что энергия земли зависит от высоты. Для определения максимума этой энергии они и проводили эксперименты на этих кругах, высаживая растения на разной высоте и наблюдая за тем, где растения будут расти лучше.
Остаётся только гадать, сколько сил было потрачено на создание эти террас и поддержание их состояния.
В качестве исторической реконструкции можно посмотреть на орудия труда, с помощью которых индейцы обрабатывали землю.
Пока бродили по этим кругам, начало темнеть, надо было спешить в городок Ольянтайтамбо, откуда завтра ранним утром отправлялся в Агуас Кальентес поезд, на который у нас уже были куплены билеты.
Итак, завтра, если всё будет хорошо, мы увидим главную цель поездки - древний и таинственный город инков Мачу Пикчу.