Первый раз я приехал в
Израиль 6 лет назад - исключительно ради
Иерусалима. Религиозной подоплеки в том не было никакой - просто существуют города-легенды, которые одним своим именем манят к себе:
Каир,
Рим,
Стамбул,
Венеция, Дамаск... И, конечно же, Иерусалим. Кроме того, у каждого (ну ладно, пусть будет всего лишь у многих) из нас есть места, ради которых мы готовы бросить всё и рвануть в страну, где они находятся:
Тадж-Махал,
Колизей, Петра, пирамиды, Голубая мечеть, Пон-дю-Гар... В Иерусалиме для меня таковым было сооружение с непривычным названием Купол-над-Скалой - шедевр из шедевров, одно из величайших творений, когда-либо создававшееся человеческими руками.
Такие города очень трудно "мешать" с чем-либо ещё, к ним надо ехать с определённым настроем, готовым полностью отдаться их магии и обаянию, раствориться в них - тогда они пройдут через душу, тогда они останутся в наших жизнях не просто "точками на карте". Поэтому то решение выделить Иерусалим в отдельную поездку я считаю правильным, "погружение" состоялось, и рассказ, написанный по её мотивам ( Иерусалим за 3 дня – с претензией на путеводитель ), удался: он был очень тепло принят, в том числе - жителями и знатоками Израиля и даже - я был несказанно, но приятно удивлён - некоторыми местными гидами.
Новый рассказ - я хочу сразу и честно предупредить - столь глубоким не получится. Он будет в основном иллюстративным, а по содержанию, возможно, даже поверхностным. Что делать - я становлюсь старым и ленивым, и визуальная составляющая путешествий (это относится не только к Израилю) всё больше берёт верх над информационно-познавательной. Конечно, тому есть исключения, и одним из них, как мне сейчас кажется, станет раздел этого рассказа, посвящённый Акко - городу, тесно связанному с одним из самых интересных для меня периодов человеческой истории - эпохой крестовых походов - и моим любимым историческим персонажем "всех времён и народов" - Саладином.
Жанр этого рассказа, наверное, правильнее всего представить как "записки дилетанта для дилетантов". Для тех, кто хорошо знает Израиль, он не откроет никаких "Америк", для прочих он никоим образом не будет служить путеводителем. Возможно, в нём встретится много фактов, которые принято называть прописными истинами, поверхностных суждений или даже ошибок - за всё это я заранее приношу свои извинения и буду рад поправкам и комментариям.
Ну что ж, давайте посмотрим, что из всего этого получится....
************************************
В Израиле я оказался (как, кстати, и когда-то в Иерусалиме) в ноябре, в конце первой декады. Время это для здешних мест можно назвать и удачным, и неудачным одновременно. Удачным - потому что по погоде оно чем-то сродни "бархатному сезону": уже не так жарко, но ещё очень тепло, причём, что не характерно для южной Европы, даже по ночам. А неудачным - прежде всего, из-за раннего заката: уже около 4-х освещение становится нефотогеничным, в половине пятого начинаются сумерки, а около пяти фактически наступает ночь. Это, конечно, очень большой минус - реально отдача от поездки, так сказать, её "рентабельность", уменьшается чуть ли ни вдвое...
Большим положительным моментом стало то, что я избежал (как и в прошлый раз) негатива, связанного со ставшими "притчей во языцех" "проверками на дорогах" - всевозможными контролями, порой откровенно унизительными, и расспросами, часто (судя по многим рассказам) граничащими с допросами. Не знаю, устраиваются ли сейчас в
Москве "собеседования" на рейсах El Al, но перелёт "
Аэрофлотом" в этом смысле мало чем отличается от прочих, разве что уже при посадке выборочно проверяют сумки (при этом, в отличие от "Эль-Аля", ничего не отбирая). Проверили и у меня - ничего страшного, попросили открыть все карманы и отделения, поверхностно посмотрели их, не выворачивая наизнанку содержимое, и "облизали" чем-то похожим на обычную фольгу. Что касается обратного пути, то я даже не заметил, как прошёл все стандартные процедуры, постоянно ожидая, когда начнётся "главная облава", и только оказавшись у выхода на посадку, понял: а ведь уже всё, больше опасаться нечего... В "награду" за это я получил 3 часа ожидания рейса, поскольку, следуя принятым в аэропортах Израиля рекомендациям, дисциплинированно приехал очень заблаговременно...
Единственным в этом смысле "тёмным пятном" оказался - впрочем, вполне предсказуемо - паспортный контроль в аэропорту
Тель-Авива. И дело даже не в самом контроле как таковом (хотя в диалоге "Где хотите побывать ?" - "Ну,
Хайфа, Акко, Тель-Авив..." - "А зачем в Хайфу ?" от идиотичности последнего вопроса можно впасть в ступор), и не в очередях формата "отсюда и до ужина", сколько в том, как организованы - а точнее, совсем не организованы - эти народные толпы. Тут местным властям явно не помешал бы прекрасный пример нашего Домодедова, когда всю прибывшую массу разделяют на две очереди, каждая из которых ведёт к "
пулу" из 10-12 кабинок. И общего порядка больше, и нет зависимости от того, что какой-то пограничник по жизни является "тормозом" и работает раза в 2 медленнее, чем его коллеги по соседству - именно к такому меня угораздило попасть в Тель-Авиве, где я простоял около 1.5 часов...
************************************
Главным средством перемещения по выбранному маршруту стали поезда. Для побережья они очень удобны: часто ходят, быстро ездят и в основном следуют расписанию. Сориентироваться в них помогает удобный и понятный сайт
http://www.rail.co.il/RU/Pages/homepage.aspx , имеющий, как видите, русскоязычную версию. Не менее дружелюбным (правда, уже без русского языка, но английского вполне хватает) является интерфейс билетных автоматов.
Единственный (но довольно серьёзный) недостаток израильского транспорта (как поездов, так и автобусов) - в нём очень холодно, и ключевым словом тут является ОЧЕНЬ. Правда, не всегда: когда я возвращался из Акко в Тель-Авив, в вагоне было довольно комфортно, но когда по прибытии ехал в Хайфу - мама дорогая !!! Я нацепил на себя и джемпер, и лёгкую ветровку, а нос уткнул в тёплый шарф. Я бы с удовольствием надел и куртку, в которой выезжал из ноябрьской - заснеженной ! - Москвы, но, честно говоря, банально постеснялся: всё-таки я находился в стране, где дневные температуры ещё приближались к +30... Так что, уважаемые будущие путешественники по Израилю, если ваша поездка так или иначе связана с общественным транспортом, никогда не отправляйтесь в дорогу в одной футболке, какой бы ни была погода "за бортом"... А вот автостранников я попутно хочу предупредить, что пробки на израильских дорогах бывают, особенно ближе к вечеру, сопоставимы с московскими...
Некоторые транспортные моменты я ещё затрону в более узком контексте: когда буду писать о конкретных местах и связанной с ними логистикой. Ну а теперь, чтоб не слишком "растечься мыслью по древу" (по себе знаю, как трудно воспринимать много неиллюстированного текста подряд), "начнём, пожалуй" сам рассказ...
<<<<<<<<<<<<<<< ================
ХАЙФА ================ >>>>>>>>>>>>>>>
Я начинаю с Хайфы не в силу хронологии моей поездки, не потому, что она стала первым городом, куда я направился сразу после прилёта, а чтобы общий тонус рассказа шёл по нарастающей. Я думаю, друзья, вы уже поняли, что стоит за этой фразой...
Что общего между Хайфой и
Неаполем (кроме моря и порта, разумеется) ? То, что побывав в обоих, я, к сожалению, делаю один и тот же нерадостный вывод: делать там нечего... Нет, конечно, достопримечательности, точнее сказать, приметные места, в наличии имеются, но в случае возможной альтернативы в виде других городов и регионов тратить на них время просто жалко...
При этом действительно топовая достопримечательность, настоящее "маст си", причём мирового уровня, в Хайфе имеется, и о ней знают даже те, кто никогда не смотрел в сторону Израиля - Бахайские сады на горе Кармель. Но то, как организовано их посещение - это смесь нелепицы и, простите, идиотизма, и сводит почти почти на "нет" смысл их посещения для туриста, не обременённого теологическими изысканиями.
Но об этом чуть позже.
************************************
Сегодняшняя Хайфа - большой промышленно-портовый город, третий по величине в Израиле. Уже не в первой стране я встречаю афоризм, гласящий, что такой-то город работает, такой-то молится, а такой-то отдыхает. К примеру, в
Португалии это Порту, Брага и
Лиссабон, ну а в Израиле "работящим" является именно Хайфа (понятно, что молится Иерусалим, а отдыхает Тель-Авив). Я, естественно, хорошенько покопался в том, что здесь можно увидеть, но того, что "позвало" бы меня, так и не нашёл. Пещера пророка Илии, монастырь "Стелла Марис" - места, может, и неплохие, но интереса, тем более такого, за который я был бы готов заплатить драгоценным "израильским" временем, у меня не вызвали. Так что я ограничился только Бахайскими садами.
В Хайфу я приехал хоть и не слишком поздно, но уже затемно, так что "просмотровая" программа была заменена гастрономической. Ооооо, лепёшки ! Ооооооооо, кебаб ! И Ооооооооооооооо, хумус !!! Как я по ним соскучился ! Интересно, что только на Ближнем Востоке и в
Турции мои "экскурсионные" и "вкусовые" интересы максимально совпадают. К примеру, я очень люблю
Испанию, но не прихожу в восторг от испанской кухни. А вот
Германия – совсем не страна моей души, но тамошние колбаски, особенно нюрнбергские, я просто обожаю. И только в восточных странах глаз, душа и желудок находятся в блаженной гармонии.
Общеизвестно, что Израиль - довольно дорогая страна (когда я начал подыскивать
отель в Тель-Авиве, первая мысль была: какая же, оказывается, Венеция дешёвая !), и питание здесь не является исключением. Лучше даже не стараться мысленно переводить цены в рубли или евро - нервная система целее будет. Так что сам по себе мой первый ужин - естественно, те самые кебаб и хумус ! - вышел в копеечку. Однако, как только я сделал заказ, хозяин принёс лепёшки и ещё несколько тарелочек - другие хумусы, овощные салаты, что-то под маринадом - всего штук 6... На мой немой вопрос успокоил: бесплатно. И уточнил - хватит ли или чего ещё принести ?!
Признаться, я не слишком поверил в "халяву". Во-первых, этого "дополнительного пайка" получилось столько, что вполне хватило бы на самостоятельный ужин - и это бесплатно ? Ха ! Вот просто так - безвозмездно, то есть даром ? А во-вторых, каюсь, грешным делом подумал: ну мало ли, что на Востоке пообещают, поживём-увидим... А когда после еды хозяин принёс ещё и десерт в стаканчике, не очень, если честно, вкусный, но красивый, подозрения усилились ещё больше - я ж не на благотворительный вечер на огонёк зашёл...
Но, к моему удивлению, всё оказалось честно: итоговая цифра складывалась только из стоимости заказанных блюд. Ну и плюс - уже совсем копейки - традиционный домашний лимонад. Справедливости ради отмечу, что на подобный "аттракцион невиданной щедрости" я больше не попадал...
А какая тут шаурма - ммммм !... Слов нет, одни эмоции... Но опять же - дорого, друзья, очень дорого... В переводе на наши (разок позволю себе это сделать, но, клянусь, больше не буду, чтобы не пугать) - больше 500 рублей получается (это в Тель-Авиве, но не в туристических местах, а в "арабском" квартале, то есть фактически "для своих"), ничего себе уличный перекус, а ?! Хотя вкусно, очень вкусно... На одну такую шаурму я с радостью поменял бы любое блюдо испанской или итальянской кухни...
Израиль, как известно, за вычетом русских является бинациональной страной, даже государственных языков здесь два: иврит и арабский. И я частенько оказывался в затруднении, как поблагодарить торговца или официанта: "израильским" "тодА" или арабским "шукран". Ещё в Иерусалиме я подметил, что арабы не слишком любят иврит, а достоверно определять национальность "на глаз" удаётся не всегда. Поэтому я избрал нейтральную тактику и говорил по-английски: "тода или шукран - как лучше ?" В большинстве случаев я попадал на арабов, которые расплывались в улыбке и говорили "шукран, шукран !".
......................
Кстати, подмечу, что русскоязычность Израиля сильно преувеличена. К примеру, если в
Черногории в четырёх случаях из пяти можно объясниться на русском, то в Израиле пропорция оказалась диаметрально противоположной (естественно, и там, и там я сужу по своему небольшому и очень локальному опыту). Хотя русская речь, естественно, слышится повсеместно - наших туристов здесь просто немерено...
************************************
После мерзкоснежной Москвы первое израильское утро казалось настоящим блаженством... И залитый солнцем (в 7 утра оно уже светило вовсю) внутренний отельный дворик, украшенный в арабском стиле, выглядел почти райским:
Я немного прошёлся по ближайшей к отелю улице - чтобы "прочувствовать" погоду, понять, что на себя одевать:
Небоскрёб "Парус" высотой 136 метров:
Перед ним - мечеть Аль-Джарина, минарет которой был разрушен в 1948 году, после чего его роль взяла на себя бывшая Часовая башня:
Мечети - моя слабость, поэтому я не мог не подойти к ней поближе:
А это - вход на станцию "Парижская площадь" местного "метро" - подземного фуникулёра с красивым названием "Кармелит". Он соединяет Нижний город с вершиной горы Кармель, имеет 6 станций, а общая длина пути составляет всего 2 километра. Регламент его работы и стоимость проезда указаны на http://www.carmelithaifa.com/carmelit-haifa/timetables-tickets/ .
Похоже, что сегодня он пользуется не слишком большим спросом у местных жителей: несмотря на довольно большой временной интервал движения (около 10 минут), к прибытию "поезда" на платформе собралось лишь несколько человек:
Поскольку естественное расположение вагонов наклонное, их пол состоит из ступенек:
А вот для туристов, направляющихся к верхней площадке Бахайских садов, "Кармелит" - штука очень даже полезная и удобная. 10-12 минут - и вы уже на конечной станции "метро":
Отсюда до садов уже рукой подать: надо пройти всего минут 10, сначала - по красиво украшенной улице мимо отеля-вышки Dan Panorama (с другой стороны, кстати, находится зоопарк):
... а потом - по живописному Променаду Луи (Louis Promenade), с которого открываются живописные виды на приморскую часть города:
Ну вот и дошли - внизу уже видны знаменитые Бахайские сады, ставшие визитной карточкой города Хайфы:
************************************
Здесь я немного отвлекусь, чтобы вкратце рассказать, что такое Бахайские сады, откуда они взялись и почему так называются.
Бахаизм - самая молодая из широко распространённых мировых организованных религий. Она зародилась в середине 19 века в Персии (то есть в нынешнем Иране), когда молодой торговец, известный под именем Баб ("Врата"), провозгласил скорое появление нового посланника бога. Таковым стал, согласно бахайской вере, другой иранец, принявший имя Бахаулла, что в переводе с арабского значит "Слава Господа". Его учение было очень простым и основывалось на единстве религий и единстве всего человечества. Бахаулла учил, что все религии - это последовательные этапы раскрытия божественного замысла в отношении человечества и сути мироздания, что все они имеют единые корни, уходящие к богу. Очень важным положением бахаизма является отсутствие священников и признание самостоятельного поиска Истины каждым верующим - очень радикальная концепция, к которой большая часть сегодняшнего человечества ещё не готова...
Бахаулла и Баб жили в одно время, переписывались, но лично не встречались. Оба они пострадали за свои убеждения: Баб был казнён, а Бахаулла сослан сначала в Константинополь, затем в Адрианополь (ныне - турецкий Эдирне), а потом приговорён к пожизненному заключению в Акко, где и скончался своей смертью.
Ныне они похоронены в Бахайских садах: Баб - в Хайфе (обычно именно их "по умолчанию" имеют в виду, когда говорят про Бахайские сады), а Бахаулла - в Акко, где тоже имеются таковые, но более скромные и намного менее известные, рискну даже предположить, что об их существовании вообще мало кто знает. Вместе же они составляют так называемый Всемирный центр бахаи.
Бахайские сады Хайфы с своём сегодняшнем виде были разбиты уже во 2-й половине 20 столетия. Они протянулись (в одном источнике очень красиво написали: стекают) узкими террасами (всего их 19) по склону горы Кармель, которую русский перевод Библии именует Кармил (в свою очередь, оба названия, происходят от ивритского Керем-Эль, что означает «Виноградник Божий») более, чем на километр. Примерно в середине этой "лестницы", окружённый небольшим парком, располагается "храм" - мавзолей-усыпальница Баба, возведённый в 1909 году (позолоченный купол и боковая колоннада появились уже в 1953 году). Интересно, что создателем Бахайских садов стал тот же архитектор (кстати, иранец по происхождению), который через несколько лет построил ещё одно знаменитое сооружение - Храм Лотоса в
Дели, тоже являющийся (я этого раньше не знал, хоть и побывал в нём) бахайским.
----
Вход на территорию садов бесплатный. У ворот, ведущих на верхнюю террасу, вы проходите небольшой досмотр, типичный для Израиля, радостно осматриваетесь по сторонам, любуясь окружающей красотой, а потом ... обнаруживаете, что дальше идти некуда: доступ на остальные террасы, лесенкой спускающиеся к мавзолею Баба, закрыт!
В этом и заключается идиотичность ситуации: вы можете побывать только на самой верхней террасе, в центре - около храма и в самом низу. Вся остальная территория, в которой и заключается главная "изюминка" садов, оказывается недоступной... Более того, пройти из одной точки в другую можно только по городским улицам, которые кружатся и петляют по склону горы, как это обычно и бывает в холмистых городах, то есть прямого и короткого пути тут просто нет. Причём, похоже, когда-то всё было по-другому: "Википедия" пишет, что "рядовым туристам разрешается спускаться, а подниматься могут только паломники-бахаи". В общем, маразм полный...
Фотографии сверху, конечно, получаются очень красивыми:
На эмоциях ты начинаешь снимать, снимать... а потом понимаешь, что ракурс, в общем-то, практически один и тот же (а откуда взяться другому, ведь площадка очень небольшая). И тогда хотя бы для разнообразия оглядываешься по сторонам.
Справедливости ради отмечу, что посмотреть верхние террасы всё же возможно - в составе бесплатной экскурсии, которые каждый день, кроме среды (но даже по субботам !), проводятся в определённое время на разных языках, в том числе, и на русском. Текущее расписание экскурсий (равно как и общий график работы садов) можно узнать на сайте
http://www.ganbahai.org.il/en/tours/ . Но, на мой взгляд, общую проблему доступности (точнее - недоступности) садов это решает только отчасти... Куда лучше было бы сделать платным посещение, но открыть сквозной проход сверху донизу.
Ну а сейчас ничего не остаётся, как накручивать круги по дорожному серпантину, утешаясь тем, что дорога идёт вниз, а не, страшно даже подумать, вверх. Как хорошо, что я иду оттуда, а не туда:
....................................
Самым интересным местом Бахайских садов является средняя, центральная терраса, где расположен мавзолей. Сегодня парк возле него - единственная часть садов, по которой можно немного погулять:
Буквально каждый элемент парка, каждая деталь обращают на себя внимание:
Небольшой сад кактусов и прочих, простите за выражение, суккулентов:
И просто много-много цветов. Это в ноябре-то!
Сам мавзолей - простой, светлый и величественный. Так и хочется назвать его храмом, но по сути это будет неверно.
В него можно зайти, предварительно сняв на входе обувь. Фотографировать внутри запрещено, поэтому я могу лишь сказать, что это, возможно, самая прекрасная усыпальница, которую я когда-либо видел. Не с точки зрения внешней красоты, хотя там, конечно, красиво. Сама аура (или атмосфера, если хотите) этого места поразительная: в ней много света, она лёгкая и воздушная. Словами этого не передать, здесь обычное зрение уступает место взгляду души, а единственное, что мы можем почувствовать на физическом уровне - нежнейший аромат роз. В общем, мавзолей получился столь же светлым, как и учение того, чьё тело (но, конечно же, не он сам !) нашло здесь последнее пристанище...
А вот туда уже низзяяяя....
Уже знакомый вид на Хайфу, но с меньшей высоты:
....................................
Дорога к нижнему входу в сады отсюда немного проще и короче, но всё равно - она совсем не прямая, и её вклад в "холостой" путь тоже ощутим. Скажу честно, если бы я знал, что всё обстоит именно так, то, скорее всего, ноги моей в Хайфе не было бы...
"Внизу" всё как и "наверху": ворота, проверка, а дальше можно только подняться по лестнице до первой террасы. Здесь уже солнце бьёт навстречу, поэтому лучше всего получились фото самого "нулевого уровня" с двумя фонтанами - большим "каменным цветком" и красивым каскадом-лесенкой.
************************************
"С глаз долой - из сердца вон" – так можно сказать и про некоторые города. И в частности, к сожалению, про Хайфу. Вряд ли я часто буду вспоминать её, а если и буду - то не за красоту Бахайских садов, которую трудно прочувствовать при столь куцем регламенте посещения, а как пример неуважительного отношения к туристам (паломникам, по большому счёту, наверняка хватает храма), приезжающим сюда ради этого чуда и натыкающимся на закрытые двери... В конце концов, они (сады, а не туристы !) занесены в список ЮНЕСКОвского Всемирного наследия человечества, а значит, должны быть для этого человечества, как минимум, доступны.