2. Боливия
В Ла-Пас я прилетел в 11 с несколькими минутами, в 11:30 должно было начаться время бронирования автомобиля. Визу проштамповали быстро, с таможней тоже повезло. В зоне таможенного контроля рядом с рамкой стоит табло с двумя лампами, если загорается красная, то вещи тщательно проверяют, если зелёная – идёшь свободно. Передо мной зажглась зелёная – отлично, думаю, успеваю, даже минут 15 осталось. Вышел в аэропорт, начал искать стойку фирмы Bujet. Нет такой. Более того, вообще никаких стоек аренды машин нет. Начал спрашивать работников аэропорта, мне показали на вход около зоны прилёта. Там, действительно стояла пара деревянных ящиков, видимо, выполняющих роль стоек прокатных фирм, на одном из которых, действительно, было написано Bujet. Рядом с ящиками никого не было. Пошёл пытать служащих – где, мол, ваши прокатчики, те, естественно, этого не знали. Нашёл сотрудника, отвечающего за работу с пассажирами, тот посмотрел мой ваучер бронирования авто, говорит – ждите, сейчас человек подойдёт. Пока ждал, посмотрел курс обмена баксов на местную валюту. Естественно, этот курс, как почти во всех аэропортах, был совершенно неадекватен. Ладно, думаю, в Ла-Пасе поменяем. Тем временем наступил полдень, а около стоек никто не появился. Ещё раз нашёл ответственного за работу с пассажирами, так и так, говорю, нет человека, помоги разыскать. Тому деваться некуда, взял ваучер, стал звонить по указанному там телефону – никто не отвечает. Стали искать телефон фирмы Bujet, тем временем к нам подошли два полицейских, узнать, в чём дело. С их помощью ответственный товарищ быстро нашёл телефон фирмы. Стали звонить туда – фирма уже не работает. Правильно, - говорю, - они сегодня до 12. Тут уже полицейские заинтересовались ситуацией. Один куда-то отлучился, потом вернулся, говорит – нашли того, кто должен был встречать, сейчас приедет. Действительно, минут через 15 появился всклокоченный мужичок с папкой в руках. Оказалось, что у него была информация о задержке рейсов из Куско, но не было информации о времени вылета рейсов. Ладно, выходим на площадку, там стоят две Toyota RAV 4. Обе чистенькие, красивые, но одна немного пошарпанная, другая, вроде бы, нормальная. Вот, - говорит, - это Ваша. И показывает на пошарпанную. Я ещё злой был, что так долго его ждал, говорю, - ты чего же такое удумал, тут люди из России приехали не со старьём мучиться, а страну смотреть, давай новую, а то сейчас опять полицейских позову. Он куда-то позвонил, ладно, говорит, забирай новую. В ней товарищ прокатчика сидел за рулём, пришлось его оттуда попросить, осмотрели эту машину, подписали все бумаги. Тут как раз прилетел рейс с нашими ребятами, служащий Bujet-a, спросил, куда мы едем, записал предполагаемый маршрут, пожелал хорошей дороги и уехал со своим товарищем на стареньком RAV-е. А мы погрузились в новый и поехали в направлении Ла-Паса.
Весь маршрут путешествия:
2.1. Аэропорт Ла-Паса – Потоси - Уюни или 700 километров по Боливии.
После Логана на Рафике ехать одно удовольствие – и сидеть удобно, и педаль газа не надо давить изо всех сил, чтобы ускориться. По плану мы должны были заехать в Ла-Пас, посмотреть Лунную Долину, но Андрей предложил ехать сразу в Потоси, потому что из-за задержек авиарейсов мы серьёзно отставали от графика. Ладно, поехали в Потоси, Лунную Долину на обратном пути посмотрим. Выехали на трассу, ведущую в город Оруро (Oruro).
Ландшафт этой части Боливии отличается от ландшафта перуанской провинции Куско. Там сплошные горы, а здесь высокогорное плато. Дорога прекрасная, никаких тебе серпантинов. Разогнался километров до 120 в час, вдруг смотрю – бочка на дороге стоит почти по середине полосы. Ладно, объехал, а за ней ещё одна, и ещё, и ешё. Пришлось оттормаживаться, потом вообще на встречную полосу выезжать. Это, оказывается, в Боливии ямочный ремонт дороги так обозначают, чтобы в ямку никто не влетел, типа, бочки издалека увидеть можно. Нигде раньше про такое безобразие не слышал, так что, если кто поедет по Боливии за рулём, учтите этот момент.
Проехали мимо кладбища. Вот так они выглядят в этой части Боливии.
Никогда бы не догадался, что это кладбище, если бы не увиденные здесь похороны.
Обычаи индейцев таковы, что особо уважаемых в семье покойников иногда хоронят без головы, а череп остаётся в семье и, кроме того, что напоминает оставшимся домочадцам о достойном родственнике, ещё и служит своеобразным амулетом, защищающим семью от несчастий. В Боливии широко отмечается «День черепа», в который красиво «одетые» черепа очень почтительно выносятся на центральные площади городов, с ними люди ходят в различные общественные места и даже в церкви(!). Католические священники разделяют эту традицию и тоже относятся к черепам, как к живым людям.
Чем дальше от столицы Боливии, тем беднее становятся населённые пункты, хотя и находятся они в самом золотодобывающем районе страны - провинции Оруро (Oruro), что на испанском и означает золото. Но боливийское правительство давно национализировало золотодобычу, поэтому вся прибыль идёт в бюджет, а те, кто добывают благородный металл, живут на грани нищеты. Видимо, не хватает денег и на содержание столицы провинции, которая также носит золотое имя Оруро. Пригороды выглядят просто ужасно.
В самом городе всё не так мрачно, хотя только центр более-менее облагорожен, а чуть в сторону – и везде очень пыльно и много песка прямо на улицах. Ощущается общая сухость климата в регионе.
В центре стали расспрашивать местных, где можно поменять доллары на боливары, но нас отправляли в банки, которые уже были закрыты по случаю субботы. Уже собирались снимать наличку с карточек, благо банкоматы работали, но тут один парень подсказал, что есть обменник в торговом центре. Поехали туда.
Припарковались у торгового центра. Вокруг машины ошивались очень подозрительные аборигены, поэтому Андрей с Анной остались на парковке, а я зашёл в здание. Обменный пункт нашёлся в самом центре торгового центра. Вокруг него тоже отирались личности с физиономиями, которые Ломброзо отнёс бы к крайне уголовным. Поменял там деньги и быстро удалился в магазинчик, где купил пару больших бутылей воды. Притащил всё в машину, сел за руль, быстрее поехали в направлении выезда из города. Отъехав несколько кварталов, Аня увидела кафешку, остановились на обед.
За обедом стали обсуждать план дальнейших действий. По плану мы должны были сейчас доехать до Потоси (Potosí), а завтра ехать в Уюни и оттуда через солончак Salar de Uyuni на юг в направлении лагун, по маршруту, отмеченному зелёными стрелками.
Но Анна во время ожидания самолёта в аэропорту Куско прочитала на сайте awd.ru отчёт А.Лебедева о поездке по похожему маршруту, и ей категорически не понравился «отель» в Чувике (Chuvica), да и вообще вся эта часть пути. После небольшой дискуссии большинством голосов было решено ограничиться посещением солончака, а оставшееся время потратить на Ла-Пас и озеро Титикака.
После обеда Андрей сел за руль, а меня начало конкретно клонить в сон, видимо, сказался ранний подъём и напряги в аэропорту. Забрался на заднее сиденье и заснул мертвецким сном. Дальше Андрей рулил, Анна была штурманом, а я спал, как и положено пассажиру на заднем сидении. Проснулся только поздно вечером, около Потоси. Сел за руль и с помощью навигатора, который Анне удалось реанимировать, быстро нашёл улицу, где должен был находиться Hostal Tukos La casa Real, в котором были забронированы номера на эту ночь. Проехал по узкой улочке Hoyos с односторонним движением, но отеля мы там не увидели. Сделал пару поворотов, возвращаясь к точке с координатами отеля, и увидел площадь, на которой несколько молодых, как мне показалось, парней играли в футбол, несмотря на то, что было темно, моросил мелкий дождь, да и место это находится на высоте примерно 4 км. над уровнем моря. Казалось бы, какой может быть футбол в таких условиях, а они ничего, гоняют мячик, как ни в чём не бывало. Вышел из машины, подошёл к играющим, окликнул их «Эй, чикос!», ближайший ко мне обернулся, сдвинул с лица капюшон, и на секунду я даже потерял дар речи от неожиданности. Это был индеец лет 60-ти с таким бандитским выражением лица, что те, которых я видел в торговом центре Оруро, рядом с ним показались бы невинными ангелочками. Делать нечего, взял себя в руки, спокойно спросил, где находится Tukos La casa Real. Он не знал, пришлось сказать про улицу Hoyos, но он всё равно не мог вспомнить. Подошли другие футболисты примерно такого же возраста, может, чуть помоложе, и совместными усилиями вспомнили, где этот отель, показали направление и приметы дома, которые надо было смотреть. Поблагодарил, сел за руль, медленно поехали по улочке Hoyos, нашли нужный дом, но остановиться около него не получилось, сзади сразу скопилось несколько машин. Пришлось спуститься немного вниз, припарковаться на перпендикулярной улице. Вместе с Анной пошли в Tukos La casa Real. Там нас уже ждали, сказали, что номера готовы. Парковка у них в гараже, въезд в гараж с той узкой улочки, по которой мы проехали 2 раза. Пришлось сделать ещё небольшой круг, проехав мимо «чикос», гоняющих мяч, и третий раз заехать на улочку Hoyos. Въезд в узкие ворота с узкой улице на RAV4 с удлинённой базой – занятие не для слабонервных. Как-то получилось заехать, ничего не зацепив, и не поцарапав бока нашей машинки. Тем временем администратор отеля снял копии с паспортов, выполнил ещё какие-то формальности и выдал ключи от номеров. Пошли заселяться в номера.
Hostal Tukos La casa Real очень понравился. Хотя снаружи он выглядел, как маленький домик, зажатый между двумя соседями, внутри это оказался прямо-таки шикарно оформленный в испанском стиле отель.На нулевом этаже был гараж и стойка администратора, на нескольких этажах размещались номера, соединённые вот такой лестницей.
В номерах всё было тоже чистенько, аккуратно, уютно. После Перу уже как-то даже отвыкли от нормального сервиса. Хотя прошла всего неделя поездки, но все уже немного устали, и, так как маршрут сократился примерно на 1000 км., и образовалось свободное время, решили завтра поспать немного подольше. Сам я, хоть и проспал полдня в машине, ночью спал, как убитый.
День восьмой. 12/04/2015 (Potosí – Uyuni (~200 км))
Итак, проснулись поздно. Завтрак оказался самым слабым местом Hostal Tukos La casa Real. Хотя, может быть, мы просто пришли слишком поздно, и более ранние пташки склевали всё самое вкусное. Неспешно позавтракали, собрали вещички, загрузили в авто.
До сих пор с ужасом вспоминаю, как я выезжал из гаража отеля на узкую улицу. Ворота узкие, улочка узкая, хорошо, хоть движение по ней перекрыл хозяин. Особую остроту забаве придавало то, что гараж расположен ниже уровня проезжей части, то-есть, выезжать надо вверх, а плиточный пол был слегка влажным после вчерашнего дождя и ещё не успевшей высохнуть росы. Колёса предательски скользили на влажном полу, из-за чего Рафик норовил зацепить боком то один, то другой косяк узких ворот. Наверное, с третьей попытки я понял, что выезжать из гаража надо с небольшим разгоном, держа колёса прямо. Служащий отеля перед этим должен остановить движение на улице. Выскочив передними колёсами на сухой тротуар, где они не будут скользить, надо затормозить, после чего потихоньку, очень аккуратно повернуть направо, контролируя левое крыло машины и одновременно правый бок. Только так и выехал, после чего поехали по навигатору в направлении Уюни. На выезде из Потоси остановились заправиться, но всё оказалось не так просто, в Боливии есть система учёта топлива, при продаже бензина необходимо ввести ещё и номер документа. Дал работнику заправки своё международное водительское удостоверение, он ввёл данные в терминал, и только после этого нам продали бензин.
Через несколько километров после заправки увидели интересную горную структуру слева от дороги.
Видимо, когда-то это была обычная гора, но ветер, несущий сухой песок, за миллионы лет стесал мягкие породы, оставив гранитное основание и отполировав его.
И в дальнейшем дорога радовала нас прекрасными видами. С одной стороны видны отроги Анд.
С другой стороны – степи, на которых рядом с дорогой пасутся ламы и альпаки.
Температура за бортом машины немного выше нуля, совсем недалеко от дороги лежит снег, совсем рядом заснеженные вершины.
Прямо на дороге встречаем вот такое животное. Останавливаемся, и Анна делает попытку сфотографироваться рядом с ним. Но это не ручные ламы Мачу Пикчу, стать моделью лама явно не хочет Проблеяв что-то недовольное, лама легко перепрыгивает ограждение и спокойно удаляется вместе с сородичами, которые пасутся в десятке метров около дороги. Едем дальше, пейзаж потихоньку меняется, по обеим сторонам появляются каменные столбы, образовавшиеся в результате выветривания.Вот камушек, который когда-нибудь упадёт на дорогу.
И опять степи, ламы и альпаки.Ещё немного на юг, и почва приобретает красный цвет, характерный для суглинков.
Наверное, так выглядели марсианские пейзажи до того, как Марс лишился большей части своей атмосферы. Дорога синхронно с речушкой повторяет рельеф местности. Ближе к Уюни появляются домишки, видны даже земледельческие террасы.Преодолев последний горный перевал, видим на горизонте знаменитый солончак.
(Про сам Salar de Uyuni - в след. части)