<<<<<<<<<<<<<<< ================
КЕСАРИЯ ================ >>>>>>>>>>>>>>>
31 год до нашей эры. Приведшее к войне противостояние "в верхах" между римскими властителями Марком Антонием и Октавианом Августом закончилось победой последнего, ставшего теперь единым правителем
Рима. Будущий император вызывает "на ковёр" иудейского царя Ирода, бывшего сторонником Марка Антония. Судьба Ирода висит на волоске: его могли отправить в изгнание или просто убить. Но он был тонким и проницательным политиком: он не стал каяться в предыдущих грехах, а заявил о своей полной и безусловной преданности Риму. Ход удался: Ирод не только сохранил жизнь, но вновь вернулся в Иудею царём, утверждённым уже новым правителем.
Более того: Октавиан подарил Ироду участок земли на Средиземном море. И здесь, на песчаном берегу, Ирод всего за 12 лет воздвиг грандиозный город, названный в честь императора и в знак верности ему Кесарией (впоследствии известной как Кесария Приморская и Кесария Палестинская). Это было настоящее архитектурное чудо, созданное из мрамора, бетона и камня, обращённое к морю первой в мире искусственной гаванью, поражающей моряков и торговцев, приплывающих в Иудею. Кесария строилась как настоящий римский город: храм, который Ирод посвятил своему покровителю Октавиану, форум, богатые виллы с мозаичными полами, термы, ипподром, амфитеатр, театр... Для снабжения города водой был проложен 10-километровый акведук. Даже развлечения здесь были римскими: гладиаторские бои, гонки на колесницах. Не удивительно, что вскоре в Кесарии обосновались римские наместники - прокураторы. Туда хотел отправить в заключение Иешуа булгаковский Понтий Пилат ("прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергает его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора"), туда он сам мечтал поскорее вернуться после распятия и туда он приглашал на должность личного библиотекаря Левия Матвея ("У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу"). И это не только художественный вымысел: во время раскопок древней Кесарии был обнаружен камень с выбитым на нём именем Понтия Пилата...
Не оказалась Кесария обделённой и евангельскими событиями. Сюда отправился Пётр после того, как Ангел Господень вывел его из темницы, а Павел около двух лет содержался здесь под стражей. Второе рождение город получил уже при крестоносцах, которые обосновались в Кесарии уже во времена Первого крестового похода. Правда, в качестве стройматериала для новых зданий они использовали сооружения города Ирода, буквально не оставляя камня на камне. В ход шли и гранитные плиты, и даже мраморные колонны... Позже рыцари обнесли Кесарию массивными стенами, но они не спасли: вскоре город был взят и разрушен мамлюками во главе со знаменитым султаном Бейбарсом - тем самым, который позже захватил, правда, с помощью хитрости, легендарную крепость Крак-де-Шевалье - главный оплот крестоносцев на Востоке.
************************************
Кесария находится примерно посередине между Тель-Авивом и Хайфой. Попасть в неё, если вы не располагаете машиной, просто, но не легко (или легко, но не просто?). Дело в том, что автострады, идущие с севера на юг, расположены довольно далеко от побережья, а железная дорога - ещё дальше. Несколько же местных автобусов, которые подъезжают к Кесарии, ходят так редко, что говорить о них не имеет смысла. Поэтому самый простой и надёжный способ добраться до развалин древнего города - доехать автобусом до остановки Or Akiva Interchange, а дальше просто пройти пешком около 3-х километров. Эта дорога несложная, ровная, с широким тротуаром (даже велосипедная дорожка имеется), а местами даже красивая, поскольку проходит вдоль "живой изгороди" цветущих кустарников и обширных банановых плантаций, укрытых (к зиме ?) плёнкой. Для тех же, кто захочет передохнуть, предусмотрены скамеечки.
Если вы едете из Тель-Авива, нужно сесть на автобус 826 (можно и на 910, но он ходит реже, а едет дольше) компании Egged (http://mslworld.egged.co.il/?language=en#/origindestination/1/0 ). Оба они отправляются с Центрального автовокзала (иногда называемого Новым центральным), вход в который находится здесь:
https://www.google.ru/maps/@32.0559968,34.7800236,17z . Про 910-й автобус не скажу, а 826-й отъезжает с платформы N1 на 7-м этаже (вообще расположения платформ для разных маршрутов можно увидеть на рисунке: https://en.wikipedia.org/wiki/Tel_Aviv_Central_Bus_Station#/media/File:TLVNCBS_platforms.jpg ). Автобус подаётся минут за 5-7 до отправления, билеты покупаются у водителя, они без мест, так что просто садитесь на любое свободное место, не забыв рассчитать, где будет находиться солнечная сторона во время вашей поездки.
Сразу немножко напугаю: самое сложное в израильских автобусах - это выйти на нужной остановке, если она не является конечной. Остановки либо не объявляют вовсе, либо объявляют так, что вы с большой вероятностью всё равно не вычлените нужную вам среди длинной фразы на незнакомом наречии. Вам сильно повезёт, если в автобусе (в моём случае - на маршруте из Акко в Цфат) будет информационное табло. Конечно, можно заранее попросить водителя предупредить, когда вам выходить, но не надо слишком надеяться на него: он может просто забыть о вас, как это было со мной по пути в Табху. Так что лучший способ - это, примерно зная расписание, минут за 5 до планового прибытия на нужную остановку, подойти к водителю и напомнить о себе.
Следующая карта поможет понять, куда двигаться дальше, выйдя из автобуса. Остановка по направлению от Тель-Авива обведена красным кружком, в обратную сторону - синим. Сама Кесария находится в левой части карты, дорогу к ней я обозначил красной линией.
Можно, конечно, поступить и по-другому: с меньшими проблемами доехать поездом до станции Binyamina, а там постараться взять такси. Насколько просто это сделать - сказать не возьмусь...
Всю информацию по посещению древней Кесарии можно узнать на сайтах http://www.caesarea.com/en/home/tourism-and-leisure/harbor/general-info/hours и http://www.parks.org.il/sites/English/ParksAndReserves/caesarea/Pages/default.aspx .
************************************
Если честно, Кесария слегка разочаровала. Очень уж красиво выглядела она в многочисленных документальных фильмах, которые я просмотрел перед поездкой. Оно, конечно, понятно: профессиональные съёмки, профессиональное оборудование, грамотные ракурсы, не всегда доступные обычным посетителям, мастерская подборка материала, акцентирующаяся на самом интересном... В действительности же основная привлекательность остатков древнего города - в ландшафте: в прибрежном расположении, в беспроигрышном сочетании моря, неба, песка и камней.
В остальном же это либо полные развалины, либо современные инсталляции, традиционные для подобных мест (их я даже не стал фотографировать).
Пожалуй, единственным исключением тому, главным "экспонатом" этого музея под открытым небом является ипподром. К счастью, он избежал фанатичной реставрации и предстаёт в таком виде, что просто хочется воскрикнуть: "Верю !" Тому, что именно на этих камнях 2000 лет назад располагались пОпы тогдашних обитателей города, а вот на этой трибуне восседал сам Ирод... Ох как я люблю такое!
На фоне этой аутентичности современное воссоздание рисунка, украшавшего когда-то борта стадиона, выглядит даже неестественно...
А вот "римский театр" (который считается самым старым среди обнаруженных в Израиле) испохабили, пополнив им печальный перечень древних сооружений, отданных в услужение Мамоне, возглавляемый веронской Ареной - ярчайшим примером глумления по отношению к историческому наследию... В его новеньких трибунах, выложенных свежеотшлифованным камнем, не осталось и капли того, что напоминало бы о его почтенном римском прошлом. Да, из него сделали прекрасную концертную площадку, но при этом пожертвовали собственной историей. Я, конечно, понимаю желание влёгкую "порубить" деньжат, спекульнув столь антуражными декорациями, но должны же быть какие-то рамки, законодательные или нравственные, которые запрещали бы уродовать и "осовременивать" уникальные древние строения, коих уцелело не так уж много... В результате вот что мы имеем сегодня: как сказал один известный персонаж, печальное зрелище...
Ну разве эти камни, обработанные до блеска современным оборудованием, могут сравниться по своему колориту и атмосферности с выщербленными от времени ступеньками, неровными и потрескавшимися, с пробивающейся через них растительностью, на которых так легко представить след ноги римского патриция, а то и, глядишь, самого прокуратора ? Не, за "правильными" театрами надо ехать в
Турцию, в "цивилизованной" Европе таковых почти не осталось... Ну смотрите, это ж какие-то "Лужники" в чистом виде:
Хоть кое-где с внешней стороны сохранилось подобие "родной" архитектуры:
Рядом с театром выставлена экспозиция обнаруженных здесь при раскопках артефактов. Наверное, считается, что они создают особую атмосферу этого места, но сами по себе, по большому счёту, они интересны лишь специалистам...
Главный вход на территорию Кесарии осуществляется через отреставрированные Ворота крестоносцев, сооружённые вместе со стенами уже в последние годы христианского владычества:
Римский нимфеум - небольшое святилище, посвящённое водным нимфам, составной частью которого являлся фонтан или бассейн:
Мозаика на полу одной из вилл:
Минарет-"карандашик" турецкой мечети, построенной уже в 19 веке, хоть и не имеет отношения к древней Кесарии, является настоящей "изюминкой" здешнего пейзажа. К сожалению, он был полностью укутан строительными лесами...
А лучше всего здесь сохранились монументальные стены крестоносцев. Правда, их труд оказался напрасным - как я уже писал, вскоре после их возведения Кесария была захвачена Бейбарсом.
Вот на этих камнях когда-то стояли стены, образующие гавань:
А здесь располагался Дворец наместника (я так понимаю, что как раз прокуратора):
************************************
Я покидаю древнюю Кесарию, а с ней и платную территорию комплекса и отправляюсь к ещё одной здешней достопримечательности, уже бесплатной, пропустить которую никак не могу - к древнему акведуку. Он расположен примерно в полутора километрах севернее, и путь к нему проходит вдоль совершенно необитаемого побережья:
Дороги, как таковой, здесь нет - вы просто идёте по очень пересечённой местности (иногда даже скачете с камня на камень) вдоль еле заметной тропинки. По пути буквально под ногами обнаруживаются развалины - остатки сооружений, которые наверняка помнят Кесарию ещё времён её расцвета:
Появились первые фрагменты акведука - но я иду сюда не за ними:
Примерно на полпути я делаю небольшую остановку, чтобы искупаться в изумрудном (особенно хорошо этот цвет был виден из окна поезда, когда я возвращался из Акко в Тель-Авив) Средиземном море, уже во второй раз. Первый был накануне в Тель-Авиве - там, где купаться - тсссс ! никому не говорите ! - запрещено. Оправданием мне может быть только то, что, во-первых, я был не один такой, а во-вторых, можно ли вообще окунание длиной в 2 минуты назвать купанием ? Да и было ли оно вообще?!
Здесь же никаких запретов и ограничений, естественно, не было. Равно как и людей, как минимум, на полкилометра в обе стороны. Вода оказалась просто изумительной - даже для меня, для которого меньше, чем +25 - уже собачий холод. И это в ноябре ! Правда, море здесь, как и в Тель-Авиве, очень мелкое: до "по пояс" я так и не дошёл. Но удовольствие всё равно получил неимоверное: очень уж я соскучился по купанию за 2 года, прошедшие после последнего "морского" отдыха.
А вот и он - красавец акведук, построенный ещё при царе Ироде и прекрасно сохранившийся до наших дней. Конечно, он не столь монументален, как Пон-дю-Гар или "Мост дьявола" в испанской
Таррагоне, и, находись он где-нибудь "на горах, на долах", его и заметить было бы непросто, но здесь, вытянувшись гигантской гусеницей (или поездом, если хотите) вдоль ровного песчаного берега, он выглядит потрясающе. И то, как он теряется на далёком горизонте, очень символично: кажется, что он исчезает не в пространстве, а во времени, протянувшись к нам из глубины веков.
Народу здесь, кстати, очень много. Дело в том, что почти все автобусы, привозящие в Кесарию туристов (а они идут буквально потоком), потом заезжают и сюда, высаживая новые и новые десанты. Так что снять акведук совсем без людей, чего мне очень хотелось, не было никакой возможности... И как хорошо, что я предусмотрительно искупался на полдороге !
...........................
Акведук и ипподром - лучшее, на мой взгляд, что есть в сегодняшней древней Кесарии. Ехать ли сюда ради них - решайте сами...