<<<<<<<<<<<<<<< ================
ЦФАТ ================ >>>>>>>>>>>>>>>
Цфат - один из четырёх священных городов для евреев (вместе с
Иерусалимом, Тверией и Хевроном) сегодня известен как город каббалистов и художников. Звучит всё это, конечно, красиво и где-то даже таинственно, но меня больше интересовал "визуальный" вопрос: есть ли там что-то такое, от чего душа запоёт, а глаз возрадуется ? Всё, что я прочитал о Цфате, отличалось какой-то недосказанностью: все начинают с того, что Цфат - это такое... ну, в общем, супер-супер, а начинаешь смотреть иллюстрации - и недоумеваешь: и где этот "супер"? Теперь, побывав там, я могу честно сказать: ничего такого уж особенного (по крайней мере, визуально) в Цфате нет. И тот налёт "мистичности" и некоей "эксклюзивности" пропадает сразу, как только оказываешься на его улицах. Это обычный каменный городок, который по колориту и атмосфере даже сравнивать нельзя со средневековыми европейскими, в котором - да - попадаются красивые уголки - но не более того... Уже потом я поймал себя на мысли, что при всех кажущихся различиях Цфат очень похож на Яффо, но при этом уступает ему практически во всём: он не такой красивый, не такой интересный, не такой яркий (во всех смыслах этого слова).
Естественно, речь идёт о сугубо личном восприятии, я думаю, об этом даже излишне напоминать в авторском рассказе. Я никоим образом не стараюсь отговорить кого-то побывать там, особенно если Цфат вписывается в общий "путевой лист", например, если вы оказались в северной Галилее или направляетесь туда со стороны Акко. Но вот специально ехать в Цфат, скажем, из Иерусалима - это, на мой взгляд, уже явный перебор, овчинка, как говорится, выделки стоить не будет...
Не могу сказать, что я так рвался именно в Цфат. Я рассматривал разные варианты объединения "чего-то" с посещением Галилейского озера, для чего выделил один полный день во время пребывания в Акко. На роль этого "что-то" претендовали Цфат и Назарет (прочие альтернативы я отбросил очень быстро), но последний "сошёл с дистанции", когда я стал присматриваться к нему поподробнее, походил "жёлтым человечком"... и понял, что удовольствия там я не получу. В результате у меня получилась связка "Цфат - Табха", которая, ко всему прочему, безукоризненно выглядела с точки зрения логистики. Вот о ней я и хочу сказать несколько слов.
************************************
В Цфат из Акко или
Хайфы можно прекрасно доехать на 361-ом автобусе. Вообще существует прекрасный сайт
https://www.bus.co.il/otobusimmvc/en , с помощью которого можно легко (особенно при наличии некоторого навыка) разобраться с израильскими автобусами, их маршрутами (с картами остановок) и расписаниями. Отмечу в скобках, что информацию касательно главной местной автотранспортной компании Egged лучше смотреть на их собственном сайте, который я приводил выше.
Особой пунктуальностью автобусы не страдают. Нет, с конечной станции они отправляются вовремя, но вот дальше, как говорится, возможны варианты. Причин тому может быть несколько: например, банальные пробки. Не знаю, бывают ли таковые на широкой многополосной "средиземноморской" трассе, ведущей от
Тель-Авива к Хайфе, но вот на дороге между Цфатом из Акко - легко. Особенно ближе к вечеру. В итоге мой обратный путь получился в 1.5 (!) раза дольше: более полутора часов вместо часа с небольшим - не слабо, да ? И удивляться здесь нечему: пропускной способности дороги (причём не какой-то "поселковой", а главного в этих краях шоссе) явно не хватает, особенно учитывая, что 2-полосная в каждом направлении трасса порой становится однополосной, а вместо развязок установлены обычные светофоры, которые работают на 3 такта: 2 - на повороты и 1 на саму трассу. Вот и представьте картину, тем более что подобное наблюдается каждые несколько километров, как только слева или справа появляется очередной городок, к которому, естественно, организован съезд и соответствующие ему два левых поворота…
Когда машин сравнительно немного и всё обстоит нормально, трасса более-менее справляется. Но стоит увеличиться нагрузке или возникнуть форс-мажору (например, по пути в Цфат из-за дорожной аварии мы долго стояли, потом тащились с черепашьей скоростью и в итоге приехали на те же полчаса позже, в результате чего я опоздал на запланированный автобус в Табху и был вынужден на ходу перестраивать все планы), как возникают долгие и длинные заторы. Конечно, развязки вместо светофоров во многом "разрулили" бы эту проблему, но их почему-то не строят...
************************************
Ну да ладно, перейдём к самому Цфату. Он всегда был еврейским городом: ещё во времена римских гонений в него бежали жители Иерусалима и центральной части страны, уже тогда здесь обосновывались философы и толкователи Торы. Но наибольшую известность город приобрел в 16 веке, когда сюда переселились сефарды - испанские евреи, изгнанные с родины по воле Католических королей, боровшихся за "чистоту испанской расы". Среди них были и каббалисты, бежавшие от преследования инквизиции - испанские традиции каббалы в средневековье были очень сильны: имена кастильца Моше де Леона и арагонца Рамбана мало что говорят "всем и каждому", но в мире каббалы стали легендарными не менее, чем Пеле и Месси для фанатов футбола. В конце того же столетия сюда приехал один из самых известных и почитаемых каббалистов в мире - Ари, учение которого составляет сегодня основу многих каббалистических школ. Таким образом, слава Цфата как "учёного города" стала ещё сильнее. К слову, в 1577 году здесь была открыта первая на Ближнем Востоке типография.
Что такое каббала, я знаю не понаслышке. Одно время на протяжении года я не то, что изучал её, но довольно плотно ознакамливался с ней (конкретно - со школой Михаила Лайтмана). Углубляться здесь в тонкости я, конечно, не буду, просто вкратце обозначу её место в мировой теологии. В самом первом приближении каббалу можно назвать эзотерической ветвью в иудаизме - как суфизм в исламе и теософию в христианстве. Согласно ей, материальный мир - лишь отпечаток мира духовного, и всё, что происходит с нами "здесь", имеет свои духовные корни. Поэтому главной задачей эволюционного развития человека является постижение духовного мира и постепенное приближение к Творцу путём приобретения его качеств. Но каббала - это не только и, возможно, даже не столько религия (хотя Бог-Творец в ней не только присутствует, но и считается единым со всем Творением, а потому отрицается существование дьявола как некоей самостоятельной, отдельной от Бога, силы). Многие каббалисты называет её наукой, своего рода, методикой, изучающей мироздание и место человека в нём. В этом смысле каббала - такая же "теология разума", как христианский гнозис (гностицизм) или индуистская джняна-йога, позволяющие постичь Бога не столько верой, сколько посредством ума.
Главная книга каббалы - Зоар. Это не самостоятельное "священное писание", а комментарии к Торе, позволяющие понять её символический смысл. При этом Зоар стоит выше Талмуда: каббалисты считают, что если какое-то положение в них трактуется по-разному, то правильным является то, как написано в книге Зоар.
************************************
Всё-всё-всё, кажется, я всё-таки увлёкся, о каббале я могу говорить много и долго (весьма интересное учение, между прочим, причём очень соответствующее европейскому складу ума). Итак, перейдём к самому Цфату (кажется, я это уже писал). Он находится на горе (потому здешние температуры на несколько градусов ниже, чем на не так уж далеко расположенном побережье), причём историческая, самая интересная часть - на склоне, поэтому ходить вверх-вниз тут приходится много. Мне было очень трудно найти хорошую карту города, но в конце концов лучшей оказалась та, к которой я относился с наибольшим предубеждением, подозревая (напрасно, как выяснилось) её в излишней художественности в ущерб топографичности. Вот она:
Конечно, по Цфату можно ходить и без карты. Но тогда есть большая вероятность, что в этом многоуровневом лабиринте вы пропустите не только какой-то симпатичный уголок, но и улицу или даже целый квартал. А это будет обидно, потому как именно за ними надо ехать в Цфат, серьёзных "отдельно стоящих" достопримечательностей там просто нет. Цфат - это не картина, это зарисовки:
Вы, наверное, заметили, сколько в Цфате синего цвета (некоторые наверняка вспомнили голубые города
Туниса и
Марокко). Многие объясняют это соображениями суеверия - банальной защитой от тёмных сил и "дурного глаза". А вот почему именно синий - тут уже начинаются такие легенды и домыслы, что многие из них и повторять не хочется... Ссылка на голубую нить - тхелет, которую, согласно Торе, полагается вплетать в кисти на одежде, мне не кажется убедительной - хотя бы потому, что подобная расцветка свойственна многим странам Востока и Средиземноморья, многие из которых являются мусульманскими и к Торе имеют очень опосредованное отношение. Но, так или иначе, не знаю, как насчёт "дурного", а обычному глазу такой колор очень нравится.
Но больше всего Цфат знаменит многочисленными синагогами. Правда, особой зрительной привлекательности городу они не добавляют, поскольку синагоги, в отличие от соборов и мечетей, как правило, представляют собой вполне обычные здания, самое большее - украшенные красивым или необычным декором на фасаде, мимо которых запросто можно пройти, не обратив внимания. Синагоги Цфата - не для визуального восприятия, это не тело, а душа города, и её, как и любую душу, "потрогать" очень сложно, её можно только ощутить. Вот, к примеру, одна из самых значимых в Цфате синагога Ари Ашкенази, сооружённая в конце 16 века (правда, она была разрушена при землетрясении 1837 года и вновь отстроена через 20 лет) и посвящённая знаменитому Ари, которого я уже упоминал выше. Согласитесь: внешне - ничего особенного, но её духовное значение трудно переоценить.
Пишут, что в 1948 году во время арабо-израильской войны в синагогу попал снаряд, причём как раз во время молитвы, когда внутри было множество народа, но при этом никто не пострадал. Это событие считается одним из чудес Цфата.
А вот другая синагога, построенная в 1847 году приехавшими сюда косовскими хасидами (хасидизм - ещё одно религиозное течение в иудаизме):
************************************
Если каббала и синагоги - внутренняя сущность Цфата, спрятанная (или укрытая) от посторонних, то Квартал художников - самое что ни на есть лицо, открытое всем и каждому и зазывающее всех (ну, конечно, прежде всего туристов) к себе. Не понятно только, почему многие владельцы магазинчиков категорически (и даже сурово) противятся тому, чтобы выставленные ими произведения фотографировали. Ведь те, кто захотят что-то купить, и так купят: фото всё равно не заменит живого рисунка. А кто не хочет - что плохого, что он увезёт несколько снимков на память и таким образом, пусть и опосредованно, прорекламирует цфатское искусство?
Цфат хоть и святой город, но вино здесь почитают: почти на каждой улочке можно увидеть характерные приметы близлежащей бодеги:
Этот памятник так и хочется "посвятить" переселенцам, но что он означает на самом деле, я не знаю:
Пожалуй, единственная в Цфате (по крайней мере, в центре) мечеть:
Как я уже говорил, Цфат - город горный, он расположен хоть и далеко не на рекордной, но всё же на приличной высоте 900 метров. Так что на все ближайшие окрестности он смотрит сверху вниз:
Интересно, что Цфат является просто рекордсменом по количеству вариаций написания его имени: Safed, Zefat, Tsfat, Zfat, Safad, Safes, Safet, Tzfat... И, возможно, это ещё не весь перечень.
...........................
Многие города, как и люди, бывают фотогеничными и, скажем так, не очень. В первом случае фото получаются намного красивее, чем изображённые на них места в "живом" виде. Цфат, кажется, относится к их числу: пока я писал о нём, мне очень понравились собственные фото, сделанные там (я говорю не про качество, которое оставляет желать лучшего). Но из песни слов не выкинуть: по "горячим" следам особо сильного впечатления Цфат не произвёл, и я уезжал из него без особых эмоций...