Продолжение отзыва Поездка в Германию на автомобиле с немецкой овчаркой. Часть 6. Второй день Зигера в Карлсруэ
День восьмой - воскресенье 8 сентября. Страсбург - стадион. Окончание Зигера.
Утром мы совершили еще одну замечательную экскурсию. На этот раз, даже не в Германии, а в сопредельной Франции. В самом деле, в крошечной Европе всё так рядом, что находясь в нескольких десятках километров от границы с Францией, упустить возможность побывать там мы не могли.
Надо сказать, что идея побывать во Франции была высказана мной, но не реализована по объективным причинам еще три года назад во время нашего первого посещения Карлсруэ. Еще тогда я планировал после завершения Зигера три дня посвятить экскурсионной программе по Франции. Но тогда из-за поломки машины мы с сожалением от Баден-Бадена развернулись к дому. Спустя год мы снова намеревались заехать во Францию после Зигера уже из Бремена. И даже проехали более половины пути. Но тогда в Брюсселе, не доезжая триста километров до Парижа, вышел из строя стартер, и мы вновь развернулись к дому. Поэтому реализовать нашу задумку, и побывать во Франции стало для меня уже делом принципа.
Слава богу, меня в этом вопросе поддержала Ирина, так как я до последнего момента боялся, что она не захочет пожертвовать ни одним часом выставки даже ради заманчивой культурной программы. Но, пожертвовала! Итак, в воскресное утро, выехав из нашего горного ущелья к автобану, мы повернули не направо, как обычно, на Карлсруэ, а налево - на Цюрих. Да, да немецкий автобан "пятерка" ведет именно в Швейцарию. Это километров двести. Но нам так "далеко" было не надо. Через шестьдесят километров пути мы свернули с автобана направо во французский Страсбург.
Так как дорога шла вдоль Рейна, то местами мы попадали в сплошной утренний туман. Видимо, горные отроги не позволяли туману рассасываться вглубь Германии по правому берегу реки, а ветер был со стороны Франции. От густой пелены становилось даже не по себе, мы включали фары, но скоро пелена рассеивалась, и мы вновь оказывались на участке автобана с нормальной видимостью. Ирина в который раз посетовала на отсутствие на нашей машине противотуманных огней.
От автобана мы проехали километров десять, когда показался мост через Рейн - граница Франции, и маленький указатель на мосту с синей эмблемой Евросоюза и крошечной надписью "Франция". Так Ирина впервые в жизни оказалась во Франции. А я уже «француз» со стажем, ведь это было моё третье посещение!
Главной достопримечательностью Страсбурга является его огромный собор. Мы увидели его высоченный шпиль еще на подъезде к городу, так что ориентироваться по пути было очень легко. Въехав в центр, мы принялись искать место для парковки. Сначала мы оказались на какой-то автобусной стоянке, пришлось развернуться, проехать по узким улочкам, пока не увидели свободное местечко. Пристроив машину, мы пошли дальше вместе с Арчером пешком.
Здесь произошел забавный эпизод. Еще утром мы обнаружили, что у нас закончился хлеб, и заехали в свой минимаркет для пополнения съестных запасов. Но по воскресеньям большинство магазинов в Германии не работает, поэтому нам пришлось развернуться ни с чем. Здесь же в Страсбурге на пешеходной улице работали разнообразные булочные, так что Ирина тут же предложила купить батон хлеба. Но сразу оговорилась, как же мы купим хлеб, у нас ведь нет французских денег? Я ответил, что, конечно же, у нас есть только немецкие евро, а французских евро нет! Мы оба рассмеялись.
Теперь в Европе единая валюта, а евро я поменял еще в Москве. За год евро очень сильно вырос по отношению к доллару, и в сентябре был лишь чуть-чуть его легче. Внешний вид купюр был для нас еще очень непривычен. Когда я покупал в Москве евро, я даже усомнился в отсутствии защитного знака на одной из купюр. Пришлось еще раз съездить в обменный пункт, и удостовериться, что с новыми деньгами всё в порядке. Не хватало ещё, обнаружить подделанную купюру уже в Европе!
Проходя мимо сувенирного магазинчика, я приметил знакомые стопки красных туристических проспектов итальянского издательского дома "Бонеччи". Немцы не особенно пропускают к себе такой импортный товар, оберегая свои туристические достопримечательности от проникновения зарубежных конкурентов. У меня дома много аналогичных проспектов по Франции и Италии, но почти нет ничего по Германии. Поэтому я сразу отметил про себя, что книжку "Страсбург" на русском языке я обязательно куплю, хоть она и стоит десять евро.
Считается, что территория, на которой вырос современный Страсбург (по французски без "г" на конце и с ударением на последнем слоге: Страсбур) была обитаема благодаря своему выгодному географическому положению, уже в Бронзовом веке. Якобы еще в 12г. до рождества Христова римляне завоевали местное поселение Аргенторатум, превратив его в укреплённый аванпост империи, предназначенный для защиты от племен германцев.
С падением Римской империи наступил и упадок города, называвшегося тогда Стратисбургум, пока при франкских королях Каролингах он не был отстроен вновь. Постепенно город приобретал всё большее значение, и к XII веку здесь сформировалось предприимчивое население торговцев и ремесленников.
Численность стражбуржцев и территория города постоянно росли, отражая его экономический подъём. Во второй половине XIV века через Рейн был наведён большой мост, что позволило Страсбургу занять важное место на торговых путях Северной Европы. В XVI веке город продолжал процветать, а с наступлением Реформации вступил в протестантское движение, став одним из его центров. В Страсбурге, охотно дававшем политическое убежище, поселились многие протестантские мыслители и деятели, а также итальянские, швейцарские и французские беженцы, что способствовало расцвету культурной жизни города.
К концу XVI века политическая борьба между различными местными фракциями и войны в Северной Европе привели к упадку Страсбурга. В 1697 году ослабевший город был аннексирован Французским королевством: он утратил свою самостоятельность, однако, включение во французскую политическую и экономическую жизнь возродило былое благосостояние горожан.
Бурные события ХVIII и ХIХ веков - Французская революция, взлёт и падение Наполеона, Реставрация, Вторая империя Наполеона III - не могли не отразиться на судьбе города. В 1870 г., после шестинедельных артиллерийских обстрелов, серьёзно повредивших город и его исторические памятники, Страсбург был присоединён к вновь образованной Германской империи со статусом столицы Эльзаса-Лотарингии. Только в 1918 г., после капитуляции Германии, город был возвращён Франции. Вторая мировая война принесла новые страдания: город оккупировали нацисты, проводившие здесь жёсткую политику онемечивания, а в конце войны он подвергся бомбардировке авиацией союзников. Эта трагическая ошибка привела к гибели многих мирных жителей и сильному разрушению старого города.
В послевоенный период Страсбург опять приобрёл общеевропейское значение, но совсем иным образом. Город был избран штаб-квартирой Европейского Совета, здесь заседает Европейский Парламент - консультативный орган стран Общего Рынка.
Еще по школьной программе истории мы знаем, что Франция и Германия постоянно в войнах делили между собой Эльзас. Поэтому архитектура и дух Страсбурга двойственны. Ощущается как французское, так и немецкое влияние. Примерно так же я себя чувствовал во французском Метце семь лет назад, когда мы заехали в Лотарингию. Фахверковая архитектура характерна вообще для западной Европы, поэтому, попадая в старый центр любого города, сразу ощущаешь себя в средневековье. Такое же ощущение охватило меня в Страсбурге.
Центр города окружен каналом и находится на острове. Мы остановились у моста Святого Николая, чтобы полюбоваться видом на старый квартал, открывшимся с набережной. Тесно прижатые друг к другу средневековые дома радовали наш непривычный к такому пейзажу глаз своим неповторимым колоритом. Рядом с нами остановилась группа туристов. Пока экскурсовод им что-то рассказывала по-английски, одна из женщин внимательно разглядывала нашего Асслана, а потом подошла, сказала, что она является судьёй по экстерьерным качествам, и она считает, что у нас выдающаяся собака. Я ответил ей, что мы знаем, что у нас прекрасный кобель, так как мы только что получили "отлично" на чемпионате мира. Женщина сердечно нас поздравила, а ее группа с уважением посторонилась, когда мы важно продефилировали мимо них по мосту.
Мы вышли на площадь Марше-О-Кошон-де-Ле (площадь Рынка молочных поросят). Здесь расположен интересный дом типичной фахверковой эльзасской архитектуры, на крыше которого имеется флагшток в форме башмака. С ним связана следующая легенда. Якобы в 1415 году страсбургские дамы пригласили императора Сигизмунда на бал. Пробираясь сквозь сугробы венценосец появился на балу почти в лохмотьях, и добрые дамы срочно купили ему новую обувь у обувщика, жившего в этом доме! Далее мы вышли на Соборную площадь.
Кафедральный собор - "большой розовый Ангел Страсбурга", как поэтично называют его французы, - один из величайших образцов готической архитектуры Северной Европы. Высокая ажурная композиция, прихотливо обрамлённая башенками, пинаклями, шпилями, властно доминирует над старым городом.
Первый страсбургский собор погиб во время пожара, учинённого войсками герцога Шведского. В 1015 году епископ Вернер Габсбургский начал строительство новою внушительного храма, в романском стиле. Размеры храма, завершенного к середине XI века, были для той эпохи воистину грандиозны: конфигурация его фундамента соответствует современной. Страсбург первым в рейнских землях воспринял передовую по тем временам готику.
Строительство нефа, начавшееся в 1235 году, продолжалось сорок лет. Неф в готическом стиле, перекрыт высоким стрельчатым сводом, стоящим на изящных столбах, что образует нечто вроде торжественной процессии, богато освещённой разноцветными витражами. Потребовалось ещё более ста лет строительства, и к 1365 году, когда возвели фасад с двумя башнями, собор был завершён. Последним штрихом гигантской композиции страсбургского Нотр-Дам стала южная башня, построенная в 1399-1439 годах. Конечно, и в последующие века здесь велись некоторые работы, в основном, с целью сохранения и украшения самого любимою здания в Страсбурге.
Собор, конечно, подавляет своими грандиозными размерами. Он лишь немногим меньше кёльнского собора, но гораздо больше парижского Нотр-Дам. Одна башня, к сожалению так и не было достроена, поэтому несимметричный фасад несколько портит картину, но, наблюдая собор с других сторон, этого не замечаешь. В отличие от кёльнского собора черного цвета, страсбургский собор имеет красновато-бордовый оттенок. Кстати, примерно такого же цвета и церковь в нашем Вайсенбахе. Видимо где-то неподалеку имеются карьеры из такого красноватого камня.
Как обычно в готических соборах впечатляет фасадный портал из резного камня с многочисленными скульптурами. Я оставил Ирину с Арчером на соборной площади, а сам пошел внутрь. Так как было около десяти часов воскресного утра, шла служба, и собор был полон молящегося народа. Такое священнодействие я увидел впервые. Обычно соборы наполнены праздными туристами, а здесь шел свой многозначительный процесс, а туристы скромно толпились у стеночки.
Священник читал молитву, а прихожане повторяли за ним определенные места. Потом заиграл орган, священник и хор запели, их подхватили молящиеся. Какое-то время я постоял и послушал их, зачарованный этим величественным зрелищем. Потом отошел к столику со свечками, опустил в копилку один евро и поставил свечку бабушке Дине. Пусть ее душа порадуется, что мы вспомнили о ней. Жалко только, что я не смогу ей рассказать о нашем путешествии, как делал это несколько лет назад. Она была самым благодарным слушателем!
Я вышел на площадь, взял у Ирины Арчера, а она пошла в собор. Пока она совершала экскурсию, я наблюдал за толпами туристов на соборной площади. Когда Ирина вернулась, мы обошли собор снаружи, выбрали ракурсы для фотосъемки, и запечатлели Арчера и себя на фоне еще одной мировой достопримечательности - страсбургского собора.
Одно из самых живописных строений Соборной площади - дом Каммерцеля. Его фасад богато украшен деревянными рельефами со знаками зодиака, аллегориями пяти чувств и возраста человека, изображениями героев античной мифологии и средневековых легенд. Фасад дома имеет цвет горького шоколада, поэтому он напоминает большой шоколадный торт. Там же на площади находится одна из старейших в Европе аптек - "Фармаси дю Кёрф" (аптека "Олень"). Говорят, среди ее клиентов был и Гёте, живший на соседней улице.
Потом мы прошли мимо дворца Роан, где находятся несколько музеев. Рядом на площади расположены музей Собора и музей современного искусства. В общем, есть что посмотреть, но нет только на это времени. На площади Гутенберга наше внимание привлек бронзовый памятник первопечатнику. Оказывается, именно в Страсбурге изобретение Гутенберга впервые увидело свет. Потом, уже в Москве по туристическому проспекту я изучил остальные достопримечательности Страсбурга, оказалось, мы многое пропустили, следовало бы конечно уделить этому городу больше времени, но, увы!
Мы погрузились в машину и вновь поехали в родную Германию. Главная задача была решена - на Франции Ирина теперь может ставить жирную галочку - "Была"!