Продолжение отзыва Поездка в Германию на автомобиле с немецкой овчаркой. Часть 8. Окончание Зигера
День девятый - понедельник 9 сентября. Из Германии в Польшу через Дрезден.
Теперь нас ждал долгий путь домой - почти две с половиной тысячи километров. На этот раз мы решили не перенапрягаться и доехать до дому не за два дня, как в прошлом году, а пожертвовать на дорогу целых три дня. Это позволяло надеяться на продолжение экскурсионной программы.
Еще в Москве я проработал несколько вариантов возвращения, в том числе достаточно сложные варианты с посещением Штутгарта или Нюрнберга, или одного известного дворцово-паркового ансамбля в пригороде Штутгарта. Однако усталость к девятому дню путешествия уже давала о себе знать, и я решил не экспериментировать, а проехать по уже знакомому автобану через Дрезден. Это всего шестьсот километров до Дрездена и сто километров до границы. Так что вполне поместится в этот день пути и экскурсия по городу.
Действительно, до Дрездена мы доехали всего за шесть с половиной часов с двумя зелеными стоянками, двумя заправками и почти часовой остановкой на обед. После обеда мы даже полежали на скамеечках, а Ирина успела вздремнуть четверть часа. Но день был прохладным, я даже почувствовал, что мне надуло в бок во время лежанки. Поэтому мы собрались, и продолжили свой путь на Дрезден.
Я впервые побывал в Дрездене осенью 95-го года, будучи в командировке. Три года назад, когда я первый раз привез Ирину в этот город, она была восхищена его своеобразием, и очень жалела, что мы посвятили ему всего несколько часов. Следующие два года наш путь в Германию и обратно проходил чуть севернее через Франкфурт-на-Одере, и Дрезден оставался немного в стороне. На этот раз я решил выехать из Германии нашим первым путём через Гёрлиц, а значит, путь лежал как раз мимо Дрездена. Что же сообщают нам о Дрездене путеводители?
Дрезден, первоначально славянская рыболовецкая деревня Драждяна, впервые упоминается в 1206 году. Настоящая история города и его развитие начались с конца пятнадцатого века, когда он стал резиденцией саксонских герцогов альбертинской линии дома Веттинов. В начале шестнадцатого века Генрихом Благочестивым здесь была проведена Реформация, а капелла замка Торгау освящена как первая протестантская церковь самим Лютером.
Август I Сильный, ставший в конце семнадцатого века курфюрстом Саксонским, приступил к превращению Дрездена в город барокко. Он заново выстроил уничтоженный пожаром Старый Дрезден. Август II сменил своего отца, при нем в 1710-1722 годах был построен Цвингер - всемирно известный дворцовый ансамбль, а позднее - придворная католическая церковь Хофкирхе и выдающийся памятник барокко - церковь Фрауенкирхе.
На рубеже XVIII и XIX веков Дрезден стал культурной столицей немецкого Просвещения и крупным центром немецкого романтизма. Промышленное развитие началось в первой половине XIX века, но мануфактуры размещали за пределами центра, чтобы не портить облик города, поскольку Август Смелый, коллекционер произведений искусства и художественных ценностей, хотел, чтобы сам город стал произведением искусства. В конце девятнадцатого века были построены новая опера, музей - Альбертинум и Академия художеств.
На Театральной площади можно видеть знаменитый Оперный театр, построенный в то же время известным архитектором Готфридом Земпером в стиле итальянского Ренессанса. Напротив оперы находится самая большая в Саксонии придворная католическая церковь. Собор построен в стиле итальянского барокко с чрезвычайно богатым декором. Достопримечательностью собора является заспиртованное сердце Августа Сильного, хранящееся в урне. Тело его покоится в соборе в Кракове, а другие органы в церкви капуцинов в Варшаве. На восточной стороне площади можно видеть замок. С моста Августа видны ворота Георгентор.
Замок был построен при Августе взамен сгоревшего. В конце XIX века его перестроили в стиле неоренессанса. На площади Ноймаркт, в прошлом самой красивой площади Дрездена, остались только развалины Фрауенкирхе. Самая большая в Германии протестантская церковь в стиле барокко, построенная в 1726-1743 годах Георгом Бэром, является символом города. Терраса Брюль ведет вдоль "главного проспекта" города, то есть вдоль Эльбы. Раньше она господствовала над городом, который был гордостью Августа Сильного.
Еще одной веской причиной, побудившей нас заехать в Дрезден на этот раз, было желание посмотреть последствия наводнения, от которого сильно пострадал город в этом году. Весь август Европу заливали дожди, и погодные сводки напоминали сводки с военных действий. Вся дождевая вода, которая выпала с неба на южную Германию, собралась в Эльбу и Дунай, и стала смывать всё на своём пути. В районе Дрездена Эльба поднялась на девять метров, значит, практически весь старый город оказался под водой.
Около половины четвертого мы подъехали к знакомому по прошлому разу съезду с автобана в Дрезден. Мы свернули на дорогу, которая спускалась с невысоких предгорий к реке и центру города. Еще на окраине нам начали попадаться следы разрушений. Да и сам город показался нам пустынным, не то, что три года назад.
Мы проехали по набережной мимо театра, дворцовой площади и Цвингера. Остановиться мы решили в том же месте, что и прошлый раз. Свободное место для машины нашлось на набережной Эльбы напротив причалившего к берегу судна. Мы вышли из машины, и, как обычно, отвалилась панель стенки задней двери. Эта панель просто замучила нас в этой поездке. Еще в Москве запертая как-то в машине Инесса отгрызла крепления панели, за ней иногда случаются такие "чудачества". Ирина прикрепила панель кое-как, а здесь в Германии конструкция развалилась, крепёж растерялся, и панель донимала нас каждый раз своими падениями то в багажник, а то и просто на дорогу. Прикрепив её в очередной раз наспех, мы пошли вдоль реки к дворцу. Арчер подбежал к каменной лестнице и спустился вниз попить водички из Эльбы.
Мы оглядели берега реки по течению и увидели застрявшие на опорах моста остатки деревьев. Мостовая набережной вспучилась, кое-где её уже отремонтировали, а где-то ремонт шёл полным ходом. Все помещения, которые находились в гранитном парапете, возвышающемся над рекой, были в плачевном состоянии. Мы поднялись наверх от реки на террасу Брюль, но и там уже в городе были заметны следы недавно ушедшей речной воды. Очень жаль этот прекрасный город, который уже почти шестьдесят лет не может восстановиться после войны, а тут на него новое несчастье!
"Флоренция на Эльбе" или "жемчужина барокко" - так называли Дрезден до войны. Однако бессмысленная бомбардировка города авиацией союзников в самом конце войны трагически изменила судьбу города. В ночь с 13-го на 14 февраля 1945 года Дрезден был практически уничтожен: 18 миллионов кубометров обломков на площади 15 квадратных километров, 35 тысяч погибших из числа местных жителей, к которым, вероятно, надо добавить десятки тысяч людей, искавших здесь убежища. Дрезден не имел никакого стратегического военного значения, судьба нацистской Германии уже была решена. Следы уничтожения всё ещё видны на улицах старого города, несмотря на широкомасштабные и активные восстановительные работы, предпринимавшиеся начиная с 1951 года и продолжающиеся до сих пор. Восстановлен оперный театр, продолжается реконструкция на средства частных лиц символа города - Фрауенкирхе.
Процесс восстановления центра города я демонстрировал Ирине еще три года назад. Поэтому нам было интересно, как за это время удалось продвинуться в восстановлении Фрауенкирхе. Немцы предприняли попытку максимально использовать оставшийся после разрушения церкви строительный материал для встраивания каждого сохранившегося камня в кладку церкви. Для этого они сначала систематизировали остатки на специальном складе, где на многоэтажных ярусах хранятся элементы конструкции, дожидаясь того момента, когда их будет можно встроить в тело здания. За три года строители подняли здание церкви почти под купол. Старые тёмные камни выделялись на фоне более светлых новых камней.
Рядом с Фрауенкирхе на площади немцы разрыли остатки подвальных помещений находившихся там домов. Видимо, они будут восстанавливать весь старинный квартал. В районе Дворца появилось еще несколько заново отреставрированных зданий. Они выглядят также нарядно, как и сам Дворец. Однако, совсем рядом, всё еще имеются разрушенные и полуразрушенные здания, до которых очередь еще не дошла, или только подходит. Там кипит работа, до завершения которой ещё очень далеко.
Хотя время было еще дневное, народу на улицах почти не было. Туристы, видимо, оставили город на время восстановительных после наводнения работ. Поэтому мы гуляли по площадям и улочкам почти одни. Прекрасные виды Дворца и галереи просились на фотопленку, и мы не преминули запечатлеть себя и Арчера на фоне знаменитых дрезденских достопримечательностей.
В Саксонии много самых разных музеев, среди которых знаменитая на весь мир Дрезденская картинная галерея или как ее называют в Германии Галерея старых мастеров, расположенная во всемирно-известном дворцовом ансамбле Цвингер. Здесь представлены ценные коллекции выдающихся шедевров живописи, среди которых "Сикстинская мадонна" Рафаэля.
Дворец Цвингер был построен в 1710-1722 годах в стиле барокко архитектором Пеппельманом при участии скульптора Пермозера. Он воздвигнут в честь Августа Сильного. Внутренний двор Цвингера (длина 116 м, ширина 107 м) создает впечатление значительного пространства. Галерея располагается в южной части дворца Цвингер, построенной архитектором Земпером в 1847-1856 годах. Рядом находится знаменитый фонтан Нимф, в котором, что характерно для барокко, объединились природа и скульптура. В галерее выставлены шедевры старых немецких мастеров - Кранаха, Дюрера, великолепные полотна художников фламандской и голландской школ - Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и чудесные работы итальянских художников - Рафаэля, Джорджоне, Боттичелли.
Картинная галерея естественно была закрыта из-за восстановительных работ, но мы туда и не собирались, ведь мы побывали в галерее в прошлую поездку. Камни, из которых сложен Дворец и прилегающие к нему церкви и здания, имеют черный оттенок, так что кажется, что весь архитектурный ансамбль обуглен после пожара. Я обратил на это внимание еще в 95-ом году, когда впервые побывал в Дрездене во время командировки. Мне казалось, что в процессе реставрации камень очистят, и ансамбль примет более жизнерадостный желтоватый оттенок. Однако немцы почему-то этого не делают. Как и кёльнский Собор, здания ансамбля имеют угрожающий серовато-черный цвет, от чего кажутся ещё более древними.
На площади перед зданием Оперы ещё были видны остатки мешков с песком, которыми пытались защититься от прибывающей воды. Так что мы в этот год увидели город таким, каким его видели только местные жители, ведь туристов в нём кроме нас почти не было.
Около шести часов вечера мы вернулись к машине и выехали с набережной Эльбы через мост на другую сторону реки. Там мы скоро увидели дорожный указатель на автобан, и влились в поток мчащихся по автобану машин. До границы было около ста километров, которые мы преодолели меньше чем за час.