«Тот свод – вершина всех земных чудес, подобье свода вечного небес.
Что куполу небесному дано, все в куполе земном отражено!»
Алишер Навои
Многие памятники архитектуры Самарканда связаны с правлением Темуридов, однако больше других
— фамильная усыпальница-мавзолей Гур-Эмир.
Гур-Эмир – место, где похоронены Темур, его сыновья и внуки. Первоначально мавзолей предназначался для внука Темура Мухаммеда Султана, который умер молодым в 1403 году. Темур, потрясенный смертью любимого внука, в котором он видел наследника престола, распорядился возвести мавзолей на территории ансамбля царевича Мухаммеда Султана.
Этот ансамбль, включавший медресе и ханаку, был объединен квадратным четырехайванным двором с высокими стенами, четырьмя угловыми минаретами и порталом. Портал украшен резной наборной мозаикой. Виртуозные узоры выполнены мастером Мухаммадом-ибн-Махмудом Исфахани.
Отличительная черта комплекса – монументальность, которую определяют не только крупные размеры, но и красота объемных форм. Композиция мавзолея Гур-Эмир выдержана в схеме, ставшей в Мавераннахре традиционной: призма основания, цилиндрический барабан, купол. Но мастера внесли много нового: призма основания – восьмигранная, необычная для монументальной архитектуры Средней Азии. Уникален по форме и внешний купол, увенчанный золотым навершием – кубба. Высота купола –12,5 м, диаметр в основании –15 м. Бирюзовая полива придает ему особенно нарядный вид на фоне ярко-голубого неба Самарканда.
Впечатление грандиозности и торжественности усиливает декор: призма основания отчеркнута по низу мраморной панелью, над ней глазурованными плитами на фоне обожженного кирпича выложен крупный орнамент; огромные, почти трехметровые, надписи опоясывают барабан; жгуты купола облицованы голубыми плитками.
Для интерьера мавзолея также характерны величественность, стройность пропорций. В нем нашли отражение свойственные для рубежа XIV-XV вв. композиционные приемы: сплошное декоративное покрытие, насыщенность узорами и цветом, роскошь. Четко ограниченные полосами надписи имеют свою орнаментальную композицию; панель, плоскость стен, ярус тромпов, внутренний купол, принцип размещения декора.
В 1425 году было установлено надгробие Темура из темно-зеленого нефрита, вывезенного из Моголистана во время похода Улугбека. Как предполагают исследователи, строительство, продолженное Улугбеком, осталось незавершенным. По его приказу была построена галерея для входа в мавзолей (до этого вход располагался в южном айване), сохранившаяся до наших дней. В 1447 году по распоряжению Улугбека из Герата было перевезено тело Шахруха, сына Темура. А через два года в ногах у знаменитого полководца расположилось надгробие самого Улугбека. Самое большое надгробие принадлежит духовному наставнику Темура – Мир Саиду Барака.
По мысли Темура, грандиозность архитектурных форм должна была внушить представление о величии погребенных в Гур-Эмире лиц. И на самом деле, по мнению искусствоведов, «памятник этот, как никакое погребальное сооружение Средней Азии, порождает высокие помыслы о величии человеческих дел».
Мавзолей Гур-Эмир – это памятник нового стилистического направления, которое к концу XIV в. сложилось в Самарканде на базе объединенных творческих усилий мастеров Средней Азии и других стран Востока. Начатые в 1951 году реставрационные работы были возобновлены в 90-е годы в связи с юбилеем Амира Темура. Дополнены ониксовые панели, позолота, росписи. С потолка, как и в прошлом, свисает роскошная люстра. Восстановлены на высоту человеческого роста стены дворика, подняты несколькими рядами кладки стены худжры медресе. Во время реставрационных работ в 1996 году по фотографиям и обмерным чертежам, сделанным в XIX веке, были реконструированы два минарета.
Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрытие интерьера сделали мавзолей Гур-Эмир уникальным памятником среднеазиатского зодчества.
Нефритовое надгробие Амира Темура
Китайцы считают, что нефрит обладает божественной силой, поэтому огромная нефритовая плита, некогда принадлежавшая китайскому императору, находилась в императорском дворце на самом почетном месте. Два огромных куска нефрита достались Улугбеку после победы над моголами в 1425 году у селения Кетменьтепе в долине реки Чу. Самаркандские мастера путем тщательной подгонки соединили их между собой и сделали надгробие Темуру.
В 1740 году иранский шах Нодир, завоевав Бухарское ханство, в состав которого тогда входил Самарканд, осмелился приказать, чтобы камень забрали с могилы и доставили в Мешхед.
Придворный историк Нодиршаха пишет, что из камня предполагалось сделать пол и облицовку стен одного из святых зданий столицы Ирана. Однако во сне к шаху явился духовный учитель Темура Мир Саид Барака и сказал, что камень следует вернуть. Наутро устрашенный государь распорядился отвести «камень Темура в Самарканд и поместить на свое место как было раньше».
По дороге в Самарканд при переправе через реку нефрит упал и раскололся на два неравных куска. Тем не менее камни все же были возвращены, а мастера снова искусно соединили их и поместили на прежнее место.