Не зря, совсем не зря Церковь Богоматери признана "приветственной церковью" Брюгге! Именно её 122-метровый шпиль мы увидели, как только вышли с вокзала. Ориентируясь на него, уверенно двинулись к центру, не сверяясь ни с картой, ни с навигатором. Напрасно, как оказалось. Хотя, в том, что Брюгге не так уж мал и прост в плане ориентирования, пришлось убедиться лишь много часов спустя, а пока что мы чувствовали себя вполне расслабленно.
Времени в нашем распоряжении было предостаточно, планов — никаких. Единственное мероприятие, ради которого мы приехали в Брюгге, должно было начаться поздно вечером.
Дело в том, что вся нынешняя летняя поездка в Бельгию изначально затевалась ради фестивалей, а один из них проходил как раз в Брюгге. Речь идёт о фестивале старинной музыки, во время которого проводится серия очень необычных концертов, в основном, внутри церквей.
Как часто мы говорим "о времена, о нравы!", подразумевая, что в прошлые века понятия морали у людей были иными, нежели у нас. А ведь если подумать, иным тогда было абсолютно все — уклад жизни, одежда, внешний вид улиц и даже окружающие запахи и звуки. И если, оказавшись в особенно тихих и немноголюдных исторических местах, мы ещё как-то можем представить себе средневековый город, то услышать звуки прошлого нам не дано.
что за старинный инструмент в музее — кто угадает?И вот, оказывается, есть такой фестиваль, во время которого музыканты пытаются по старинным нотам и при помощи старинных инструментов воссоздать звуки прежних эпох. В этом году в церкви Св.Анны (Sint-Annakerk) проходил тематический концерт "Песенник Анны Болейн" — музыка и страсть эпохи Тюдоров. На него-то мы и нацелились попасть.
Концерт начинался поздно, в 20:00, и мне показалось, что нормально будет приехать в Брюгге часа за два до начала, а весь день лучше провести в Остенде. Всё потому, что в прошлом я успела уже Дважды восемь от Брюгге до Брюгге посетить Брюгге, и наивно полагала, что делать нам там особо нечего. Конечно, это была ошибка, и теперь я точно знаю, что в городе даже после трёх посещений осталось ещё очень много недосмотренного!
На деле всё пошло немножечко не по плану, и это, как я теперь считаю, большая удача. Конечно, мне очень хотелось отведать морепродуктов, которыми славен Остенде и кинозвёзды, но Маюша скривилась, едва услышав о перспективе подобной трапезы. Так что пришлось покинуть берег Северного моря и поспешить на поезд, чтобы отобедать уже в Брюгге. Вот так мы и оказались там задолго до концерта, проведя в этом чудесном городе всю вторую половину дня.
Ориентируясь на колокольни церквей, мы шагали от вокзала в старый город, совершенно не заботясь о том, чтобы запомнить дорогу. Завидев первый же интересный переулок, свернули в него, и оказались возле милейшего горбатого мостика.
мост св.Бонифация St Bonifacius' BridgeЗнаковое место, как я убедилась потом, поскольку обнаружила в интернете множество его фотографий, даже с того же ракурса, что и у меня. Самое смешное, что этот мостик, который все считают очень старинным, на самом деле был построен в 1910 году. Ладно, пусть он и не средневековый, но 100-летний юбилей отметить успел.
Повсюду происходил натуральный туристический аншлаг. По каналам сплошной вереницей плыли лодки, а по мостовым стучали колёса пролеток, запряженных лошадьми, само-собой, террасы кафе и ресторанов в этот солнечный день были забиты под завязку.
Не знаю почему, но в Брюгге это людское море нам не мешало. Приглядывая по пути подходящее место для обеда, мы все-таки заблудились и около часа проплутали вдоль маленьких каналов, по мостикам, среди очаровательных парков и старинных зданий.
сквер Arentshol с ротондой и скульптурами "Всадники АпокалипсисаВ общем, мы успели порядком проголодаться ко времени, когда, наконец, вышли к знакомому мне по прошлым приездам каналу, где аккурат под мостом Иоанна Непомука начинаются всё лодочные экскурсии.
Взгляд сразу выхватил ресторанчик, заманчиво "сидящий" прямо у воды. Вот только туда как попасть? В поисках входа пришлось обойти целый квартал.
Благополучно насытив желудки пищей, а глаза — чудесными видами, мы пошли в центр Брюгге к его знаменитой колокольне Белфор. Ни с чем не спутаешь эту восьмигранную дозорную башню с курантами и колоколами. Не знаю, что считается символом города на самом деле, но для меня Брюгге всегда начинался именно с Белфор.
Жаль, что я так ни разу не сподобилась преодолеть 366 ступеней внутри башни, чтобы подняться на высоту 83 метра и увидеть площадь Гроте Маркт и весь город со смотровой площадки.
И, как ни странно, только теперь я узнала, что почти все эти чудесные здания, окружающие Гроте Маркт, были раньше ни чем иным, как складами.
То же и в Гент I Великолепный — самые красивые дома, стоящие вдоль берегов Шельды и Лиса, дома, которыми так восхищаются туристы, — строились вовсе не как дворцы, а как зерновые склады.
Что ж, вкус у средневековых бельгов был отменный, коли даже рыночные хранилища они оформляли так очаровательно-уютно. Хотя, с другой стороны, Брюгге ведь был когда-то центром мировой торговли, и в город съежались купцы со всей Европы. Так что ему по статусу полагалось быть образцово-показательным красавцем.
У меня эти разноцветные, плотно прилегающие друг к дружке домики всегда вызывали ассоциацию с "бабушкиным чулком". Как будто собрала старушка разных остатков шерсти и связала ажурной вязкой длинный полосатый носок.
А в противовес этой цветастой ажурности на северной стороне Рыночной стоит Дворец провинций — впечатляющее здание, построенное в конце 19 века на месте сгоревших торговых складов. Неоготический облик дворца замечательно сочетается с башней Белфор, с её готическим каменным парапетом.
Дворец провинцийВ общем, в этот раз я наконец-то оценила великолепие главной торговой площади Брюгге, хотя пришли мы сюда вовсе не ради архитектуры. Всё было гораздо прозаичнее — от одного из углов Гроте Маркт отходит улица Philipstockstraat, где в доме №19 находится пивная "Гамбринус".
Прочитав однажды о существовании дегустационной дощечки, которая вмещает сразу несколько бокалов пива и "настраивает на лирический лад", я решила, что если когда-нибудь окажусь в Брюгге, то этот аттракцион не пропущу! Конечно, в глубине души я считала, что если и поеду в Бельгию, то ещё очень и очень не скоро, но адресок заведения благоразумно записала.
Адресок пришёлся очень кстати и когда мы выбирали место встречи с нашими попутчицами. Они с утра отправлялись в Брюгге, мы же с дочкой — в Остенде, а встретиться решили в "Гамбринусе", за пару часов до начала концерта старинной музыки.
Исключительно чтобы за четырьмя бокалами разного пива "настроиться на лирический лад" :))
Ну, мы и настроились собственно...Одна из наших попутчиц от концерта отказалась, сообщив, что Брюгге много не бывает, и она пойдёт гулять, куда глаза глядят. Остальные отчего-то решили, что времени в запасе у нас вагон, и хотя двинулись в направлении к церкви Св.Анны, но как-то слишком замысловато, с бесконечными остановками и отклонениями от маршрута.
Напротив "Гамбринуса" в портале здания Ратуши мы заметили подготовку какого-то концерта, люди заранее занимали места прямо на площади.
Концерт этот мы потом ещё застали и даже немножко послушали. Ребята исполняли фольклорную музыку, но в обработке для инструментов, которыми обычно играют рок. В общем, оригинально.
Естественно, мы задержались полюбоваться старинной площадью Бург, в зданиях которой можно проследить почти 700-летнюю историю архитектуры. Ведь Ратуша Брюгге, возведённая в 1376-1421 не только одно из самых красивых зданий города, но и самое старое во Фландрии.
Да и от кремово-белого с позолотой здания Старой Канцелярии глаз не отвести. Прекрасный образец фламандского ренессанса, построенный в 1534-1537 г.г.
Очарованные Брюгге, мы ещё долго и неспешно бродили вдоль улочек и каналов, отвлекаясь на самые разные, значительные и незначительные проявления жизни города. Впрочем, об этой прогулке я уже рассказывала : Дважды восемь от Брюгге до Брюгге
Мы как-то не заметили, что стрелки часов стремительно ускорили свой бег, а до нужного места идти ещё очень далеко.
Дело в том, что церковь Св.Анны находится в стороне от торговых, а ныне туристических кварталов Брюгге, по адресу Sint-Annaplein, 32. Её построили в 1611-1621 г.г. в самой бедной тогда части города.
Скромное с виду, однонефное здание сделано из кирпичей, оставшихся от предшествовавшей ему, трехнефной готической церкви, которую в 1581 году разрушили кальвинисты. Однако, глядя на простоватый кирпичный экстерьер храма, не стоит обманываться — церковь Св.Анны по праву гордится богатством внутреннего убранства.
Что поделаешь, мы добрались сюда лишь к 20:40, когда концерт давно начался и двери храма были, естественно, заперты. У входа стояли двое то ли охранников, то ли билетеров, и наблюдали за тем, как ещё одна парочка рабочих быстро превращает небольшой фургончик в передвижной буфет.
Мы не стали к ним даже обращаться, какой смысл? Просто обошли церковь по периметру и нашли-таки место, где через неплотно закрытое витражное лились божественно красивые звуки. Устроившись на травке у боковой церковной стены, мы слушали музыку и решали, что будем делать дальше.
То, что мы опоздали на концерт в принципе, никого не расстроило. Все равно он заканчивался слишком поздно, и соответственно, возникала проблема с тем, чтобы вернуться на вокзал и успеть на последний поезд до Гента, где был наш отель. Обидно было лишь то, что внутрь церкви попасть нам уже не светило, а я очень хотела увидеть интерьер и, главное, огромное полотно под названием “Страшный суд” (1685г.), которое висит над входом. Правильнее сказать, над выходом, ведь эту картину люди должны видеть, покидая церковь после молитвы.
Сюжет полотна призывает верующих помнить строки Евангелия от Матфея:
я был голоден.., я был болен.., я хотел пить
А размеры впечатляют! 10Х10 в высоту и ширину — фактически, это самая большая картина в Брюгге.
Хотя церковный приход Святой Анны и был когда-то самым бедным в городе, именно здесь оказывали помощь прихожанам, как после французской революции, так и во времена Первой мировой войны. Тогда, после воскресных месс, у церкви раздавали бесплатную еду, и в очередь за ней выстраивалось до 700 человек!
Фото интерьера церкви и "Страшного суда" я все-таки заполучила. Как раз в тот момент, когда мы собрались отправиться восвояси, двери церкви распахнулись и слушатели начали выходить на свежий воздух. Антракт! Сразу стало понятно назначение фургончика-буфета.
Культурные европейцы не валили в проход толпой, а чинно выходили, соблюдая дистанцию, поэтому мне ничего не стоило беспрепятственно просочиться вовнутрь.
При желании мы могли бы остаться и бесплатно послушать вторую часть концерта, но подумав, решили все же двигаться в сторону вокзала.
Решение было правильным, поскольку время поджимало и опускались сумерки, а мы к тому же умудрились снова заблудиться, несмотря на все имеющиеся на руках карты города и навигаторы в телефонах.
Как ни странно, даже тогда мы не сразу забеспокоились. Проходя по неожиданно безлюдным и незнакомым кварталам Брюгге, мы каждую минуту задерживали шаг, чтобы ещё и ещё смотреть и фотографировать этот обаятельный город.
Коль сквозь стену лезут руки Не волнуйся — это глюки :-)Здание церкви, которая попалась нам по пути, сильно удивило. В самом деле, когда из готических построек лезут на улицу горгульи, это привычно, но чтобы из фасада в стиле барокко высовывались человеческие руки?
Потом уже я выяснила, что в здании бывшей монастырской церкви 17 века был создан в 1980 году Концертный зал имени бельгийского композитора Йозефа Рейландта.
Joseph Ryelandt zaalПервые сомнения появились, когда мы добрались до ворот Эзельпорт. Такое сооружение невозможно не запомнить, а значит, по пути от вокзала утром оно нам не встречалось.
Крепостная стена с 10 городскими воротами была воздвигнута в 1297 году. Городские ворота Ezelpoort — одни из тех четырёх, что сохранились до наших днейМама, я хочу домой...
Как назло, до сих пор буквально кишащий людьми город словно бы вымер, и спросить дорогу удалось лишь у проезжавшей мимо велосипедистки. Вот после её подсказки, наконец, получилось сориентироваться на местности и правильно задать цель в навигатор. Правда, он тут же показал, что до вокзала порядка 2,5 км, а ведь время уже перевалило за 22:00. К тому же мы окончательно оттоптали свои ноги.
Самый разумный выход в таких ситуациях — поймать такси, вот только не в первый раз случается, что именно в таких ситуациях такси становятся неуловимыми. Или невидимыми? В общем, их нет. Людей вокруг тоже нет, магазины закрылись, и вечер реально перестал быть томным.
Не знаю, как бы мы добирались в эту ночь до отеля, не приди нам на помощь некий симпатичный господин. Он, вероятно, возвращался домой с вечернего моциона, когда мы подошли к нему, чтобы ещё раз уточнить дорогу. Он указал правильное направление, но глядя на нас, недоверчиво покачал головой "это очень далеко". Некоторое время постоял, оценивая ситуацию, а затем предложил дойти метров 20 до места, где припаркована его машина. Через 5 минут, одарив своего спасителя многократными улыбками и "сенкью вери мачами" которые, известно, в карман не положишь мы счастливо впорхнули в поезд на Гент. Слава богу, этот длинный день в Брюгге закончился столь же прекрасно, как и начался.