Наступление цивилизации неизбежно меняет облик Земли и живущиx во всех ее уголках народы. Очень редко среди всеобщего стремления к благам прогресса можно встретить сообщества, нерушимо хранящие старинный образ жизни во всех его проявлениях. Поэтому, столь ценным является каждый случай сохранения традиционных укладов в племенах африканского континента.
И вот...в засушливой Намибии живет племя Химба, над которым не властно течение времени! Они не ведут отсчет годам, не знают своего возраста, веками соблюдают одни и те же традиции, почитают предков, занимаются натуральным хозяйством.
Люди Химба не нуждаются в атрибутах цивилизации. Они бережно хранят от чужаков свой устоявшийся уклад жизни. Практически не носят современной одежды, не пользуются техникой и не проливают чужую кровь, не знают письменности. Зато, обладают массой уникальных знаний о природе и человеке, пополнявшихся из поколение в поколение. Соблюдение обычаев, поклонение душам умерших и могилам предков, мирное существование и разведение скота – так протекают дни членов племени.
На самом деле Химба ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды. Не потому, что им "не удалось пробиться к цивилизации", а потому, что и сегодня предпочитают жить именно так и не нуждаются почти ни в чем из того, чего у них нет и никогда не было.
Химба живут скотоводством.
В сущности, единственное, что у них есть - тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды. Продавая в редких и особых случаях этот скот, химба добывают немного денег. Ну, и зачастившие гости все же иногда купят какие-то немудрящие сувениры и поделки. И вот тогда они приходят в город - за кукурузной мукой, сахаром, какими-нибудь лакомствами для детей.
Дома химба имеют конусообразную форму и строятся из молодых деревьев, которые затем покрываются грязью и навозом. Химба сохранили свои традиционные верования, в том числе культ предков и ритуалы, связанные со священным огнем (окоруво), которые считаются важным связующим звеном между миром живых и загробным миром.
Для Xимба прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в их традиционной культуре. Даже новорожденных младенцев украшают жемчужным ожерельем, а дети постарше носят браслеты из меди, украшенные ракушками.
Из шкур антилоп, газелей, но чаще из шкур домашних животных — коз и коров — Xимба делают мужские и женские набедренники. Наверное, так правильно называется этот предмет национального костюма. Набедренник для мужчин — это прямоугольный кусок выделанной шкуры, закрепляется на теле ремнем. Приблизительно так же носят свои набедренники и женщины.
А самое интересное то что женщины Химба никогда не моются, но.... ежедневно наносят специальную охровую смесь на кожу, и выглядят особенно эффектно! Они напоминают изящные полуобнаженные статуи из красно-коричневой глины.
Краску для тела готовят тоже женщины. Они растирают мягкие камни, добытые на Священной горе (чаще вулканическая земля) в порошок и смешивают его с животным жиром, пеплом и природным порфюмом. Краски приходится запасать много. Утро каждая уважающая себя Xимба начинает с того, что покрывает ею все тело.
Это, во-первых, красиво, во-вторых, спасает кожу от лучей палящего солнца, в-третьих, гигиенично. Краска заменяет аборигенам мыло. Когда ее соскабливают с тела, вместе с ней слезает и грязь. По-моему, очень полезное изобретение в условиях постоянной нехватки воды.
Помимо покрывающей тело краски на женщинах химбу столько всего навешано, что отсутствие одежды быстро перестаешь замечать: роскошные ожерелья из кожи, железа и латуни, подвески, пояс, браслеты, ножные украшения! Все это они делают своими собственными руками.
И мужчины и женщины покрывают свое тело смесью из охры, жира и пепла, чтобы защитить кожу от солнца. Довольно часто в эту пасту (otjize) добавляется ароматическая смола кустарника омузумба. Эта смесь придает их коже красноватый оттенок, который символизирует кровь, которая в свою очередь символизирует жизнь. Еще больший колорит образам придают самобытные украшения и причудливо уложенные волосы. Таким зрелищем трудно не залюбоваться! Женщины заплетают друг другу косы и также покрывают их этой смесью. По прическе женщины можно определить ее семейное положение. Прически мужчин также отражают их семейное положение. Например, женатые мужчины носят тюрбаны. Современная одежда у химба практически отсутствует, но если она и появляется, то ее получают мужчины. Из-за сурового климата пустыни, в которой живут химба, и их изолированности от внешнего мира, племя сумело сохранить свой традиционный образ жизни.