Тем, кто всегда открыт для чего-то нового и неординарного в искусстве, кого привлекают самые разные, не только общепринятые стили живописи, безусловно будет интересен музей Фелисьена Ропса в Намюре.
До поездки мне, признаться, это имя ничего не говорило, и я лишь записала где-то адрес музея. Только, как это часто бывает, едва мы приехали в Намюр и оставили чемоданы в отеле, как тут же принялись разрываться между многих желаний.
Что лучше для начала — отдохнуть с дороги в парке или двигать сразу в центр? А может, не откладывая на потом, карабкаться в Цитадель? Все же здравый смысл возобладал, и мы выбрали для первого знакомства с Намюром неспешную и бесцельную прогулку вдоль улочек, пролегающих между центром города и рекой.
И вот, в одном из совершенно безлюдных переулков наше внимание привлёк довольно нескромный вымпел с изображением обнаженной дамы в чулках, перчатках и шляпке.
А, и ещё повязочка на глазах. Скромница :-)
В общем, на музей Ропса мы в этот день набрели совершенно случайно. Подруга ещё пошутила: "Видимо ждал он нас сегодня, этот музей. Сейчас ещё узнают, что мы израильтянки, сразу скажут — заходите, гости дорогие, для вас всё совершенно бесплатно!"
Вход в музей оказался-таки бесплатным по поводу субботнего дня, но даже если бы вышло по-другому, это в принципе ничего бы не изменило, ведь мы уже успели заинтересоваться.
В моей "шпаргалке", посвящённой Намюру, о Фелисьене Ропсе было лишь несколько слов. О том, что художник писал мрачные эротические картины, в основном на религиозную тематику...Странное сочетание, не правда ли? "Мрачность, эротичность, религиозность" — какое-то из трёх слов явно лишнее?
И надо ж такому случиться, что первой на глаза мне попалась картина, где на кресте вместо Иисуса распята разбитная голая девица. Я определила для себя, что ни о какой религиозной тематике речи быть не может, потому что здесь на лицо явное богохульство.
Признаю сейчас, что была не права. Фелисьен Ропс обыграл в этой работе известную религиозную тему, к которой обращались многие художники. "Искушение святого Антония".
Рядом другой сюжет: "Сатана, сеющий плевелы"
В деревянных башмаках, чтоб избежать уколы презренных колоколен, в шляпе квакера, чтоб защитить свой взор от милосердия неба, длинноногий Дьявол, гордо шествуя по кровлям города, сеет ночью плевелы.
Уж сколько раз он в этот мрачный час, когда луна испуганно скрывается за облаком и люди спят, стеная в зловонных чарах Города, уж сколько раз разбрасывал он пригоршнями своих спелых для посева женщин!
И вот растут они на плодородной почве унавоженного Города, растут красивые и страшные, подобные цветам с ужасно ярким цветом, с ужасно крепким запахом. Они влекут к греху и одуряют чертовым дурманом. Кружат головы слабым и сильным. Властвуют во славу Дьявола.
(Евреинов, критический очерк о Ропсе)
Впрочем, я начала рассказ о музее с картин, которые художник написал уже в зрелом возрасте. К сорока годам он начал осознавать, что не мужчина играет женщинами, а сам, порабощенный их чарами, является игрушкой в руках сатаны. В этот период Женщина и Сатана стали главной темой творчества Фелисьена Ропса. Даже не просто женщина, а самка, само воплощение бесстыдства.
Порнократия
Наверно, не случайно вывеской музею служит фрагмент картины Фелисьена Ропса "Порнократия". Художник был одержим идеей раздевать женщин, ища "печать дьявола" на их телах. Ропс, подобно средневековым инквизиторам считал, что "Мужчина находится во власти женщины; женщина находится во власти Дьявола".
Свинья–вожатый… Ликуй же, Черт, ликуй и хвастайся! — она доверилась свинье в своих любовных домоганьях!
А ведь Ропс писал "Порнократию", будучи безумно влюбленным в свою модель.
Невольно на ум приходит мысль о том, что в глубине души художник боялся женщин или страдал от неуверенности и какой-то внутренней убогости. Так ли это?
Посмотрим, как описывает Ропса русский драматург, режиссёр и критик Николай Евреинов в своём очерке: Ропс в эти годы — ловкий фехтовальщик, бравый наездник, страстный охотник, не знающий промаха! Прибавьте внешность, затемнявшую рассудок добродетельнейших женщин.
Громадного роста, атлетического сложения, с чертами Мефистофеля и Аполлона! … при этом острый ум, притягательная элегантность, деньги, молодость и, наконец, талант художника! Добавим к этому, что Ропс был счастливо женат и не переставал увлекаться женщинами. В чем же дело?
Черная месса 1882
Прятался ли за всем этим столь свойственный всем людям страх старения и смерти, или Ропсу просто близок был язык метафор, мрачность, многослойность и мистицизм? Ведь именно эти качества он так ценил в литературе, которой увлекался всю жизнь. Хорошим другом художника был Шарль Бодлер.
Молодой Ропс не был столь мрачен. Он иллюстрировал легенды, писал карикатуры. Правда, из коллежа Collège Notre-Dame de la Рaix, где учился, Ропс был-таки изгнан за антиконформистские и антиклерикальные настроения.
В юности Ропс посещал Академию изящных искусств Намюра, затем стал студентом юридического факультета в Брюссельском университете, но образование не закончил. Зато в Париже, изучив технику офорта, художник очень быстро завоевал репутацию мастера гравюры.
У Ропса есть акварели, пастели, множество литографий и карандашных рисунков, но всё-таки наибольшее впечатление на сегодняшнюю публику производят работы из серии "Сатанисты" и "Лики Дьявола".
Как бы то ни было, сегодня в Намюре очень гордятся талантливым уроженцем, а все путеводители в один голос советуют обязательно посетить его музей.
Музей Фелисьена Ропса размещается в доме 17 века и занимает два этажа. Часть помещений отдано под временные экспозиции. Мы застали демонстрацию работ современного художника Дани Данино.
Информации о нем я нашла не очень много. Художник работает в особой технике чернильного рисунка, много выставляется в Бельгии и во Франции. В целом, картины нам понравились, хотя заложенный в них смысл уловить не удалось :-)
У особняка, в котором находится музей, есть небольшой внутренний двор. Не знаю, как он выглядит в другое время, а мы увидели его, украшенным, помимо увитого плющом полотна Ропса, картинами Дани Данино. И они здесь смотрелись очень гармонично и к месту.
Часть внутреннего двора занимает симпатичный садик, где мы с удовольствием отдохнули.
В общем, все мы были рады, что набрели на этот музей и познакомились с творчеством такого неординарного художника, как Ропс. Рекомендую.
Адрес:
Rue Fumal, 12
B-5000 Namur, Бельгия
Дополнительная информация:
стоимость
посещения 3€