Большое видится на расстоянии. Эту простую истину мне пришлось вспомнить дня через два после того, как мы посетили Цитадель.
Цитадель Намюра не просто большая, она огромная и...несуразная. То есть с точки зрения фортификации и военных нужд она, наверное, очень даже "суразная", но в нынешнем веке да в глазах не врага, а туриста с фотоаппаратом, слишком уж громоздкой и нефотогеничной выглядит сия твердыня.
В самом деле, с какого ракурса от реки Самбр ни взгляни, перед глазами лишь бесформенное нагромождение каменных плит. Мы и вход-то туда не сразу нашли.
Однако, спустя пару дней, мы возвращались в Намюр из очередной вылазки по окрестностям и тогда, разглядывая в окне поезда проплывающие мимо пейзажи, я вдруг увидела нечто, действительно, впечатляющее.
Высокую гору, стоящую над слиянием двух рек, в несколько ярусов охватили пояса каменных стен, на самом верху развивался флаг форта, а где-то далеко, еле различимый, выглядывал изящный шпиль замка.
Этот город необходимо посетить! — воскликнула я, и в эту минуту объявили нашу станцию. Намюр. Ну, ничего себе, я, оказывается нашу Цитадель не признала!
После этого, зная, откуда на неё следует смотреть, мы конечно отправились на один из намюрских мостов, чтобы закрепить впечатление.
То есть внешний вид крепости удалось-таки оценить, пусть и не сразу. Прогулка же внутри, наоборот, понравилась с самых первых минут. Было понятно, что это не совсем обычный и очень интересный форт, поскольку в цитадели мы обнаружили целый город с улицами, хоть и без жилых домов, с переходами, туннелями и террасами. (Далее все фото, которые в будут заметке, сделаны внутри крепости).
Представьте, там внутри хватило места даже для огромной лесопарковой зоны! Есть, где потеряться, ведь цитадель с примыкающей к ней территорией занимает площадь в 70 гектаров.
Уровень за уровнем, извилистыми дорожками и крутыми лестницами мы поднимались на самую вершину горы, открывая все новые виды на город Намюр и на омывающие его реки — Самбр и Маас.
Первые укрепления в этом месте были построены ещё при римлянах, в 3-4 веках н.э. и служили для защиты от набегов германских племён. Постепенно эти римские бастионы превращались в руины, пока в 1235-1245 годах граф Намюра не построил здесь новую каменную крепость.
С тех пор в каждом столетии цитадель укрепляли и расширяли, непрерывно добавляя что-нибудь новое. В частности, Карл V Габсбург приказал провести строительство внутри Цитадели таким образом, чтобы в случае войны она могла функционировать как настоящий город. Что и было завершено к 1555 году, и крепость была названа "La Médiane".
Немалую лепту в строительство Цитадели внёс и сам великий маркиз де Вобан. А кто такой http://www.vipgeo.ru/countries/france_showpl/Dostoprimechatelnosti/Kreposti_Vobana.html? Если вкратце, это был полководец и военный инженер, работавший при дворе Короля-Солнца Людовика XIV и самозабвенно лепивший из любой крепости конфетку очередной шедевр фортификации.
За свою жизнь Вобан спроектировал более 30-ти крепостей, четырнадцать из которых на сегодняшний день являются объектами ЮНЕСКО. Большинство из них находятся, естественно, во Франции. Однако, в ходе Войны за Испанское наследство Намюром несколько раз поочередно завладевали то Нидерланды, то Франция, и в один из таких периодов Людовик XIV поручил Вобану укрепить и расширить средневековый форт.
В 1703 году Вобан как раз занимался перестройкой крепости Намюра, когда его застало здесь счастливое известие о производстве в маршалы Франции.
В общем, крепость мощная, и история ей подстать, но девочки...это ж такие девочки! Попробуй замани нас осматривать громоздкий форт, когда внизу, в Намюре столько отличных кафешек и магазинов! Весомое "за" в пользу Цитадели добавил тот факт, что на её территории находится Музей парфюмерии. Вот ради него мы и карабкались всё выше и выше внутри средневековых стен.
Кроме музея духов там имеется парфюмерная лаборатория Guy Delforge, открытая для посещений. Во время экскурсии нам предстояло узнать, из чего, собственно, состоят духи, и шаг за шагом понаблюдать за процессом их изготовления. И ещё побывать в подземных кладовых, где духи зреют в течение полугода.
Вот только ни на одном сайте мне не попалось информации о времени начала экскурсии, а как оказалось, она проводится один раз в день, в 15:30. Собственно, сами мы ни о какой экскурсии и не вспомнили, стоило лишь оказаться в демонстрационном зале "Ги Дельфорж" (Guy Delforge). Нам и так сразу снесло крышу нашлось занятие в этом маленьком царстве чудесных запахов, среди искусно подсвеченных стеклянных пирамид и хрустальных флаконов для духов.
Вдоволь набрызгавшись и "натестировавшись" парфюмом, мы приобрели заветные флакончики и отправились было на дальнейший штурм цитадели, но, признаться, ощущение "выполненной миссии" весьма затрудняло подъем. Интерес к твердыне у моих попутчиц явно угас.
Меня же ещё некоторое время подстегивало желание увидеть замок Chateau de Namur, расположенный на самой вершине холма. На автомобиле доехать туда занимает не более 5 минут, а вот пешком, и все время в горку... В общем, голосуя за шато, я осталась в меньшинстве, а оставаться вдобавок в гордом одиночестве как-то не захотелось. Замок, конечно, красивый, но всё равно внутри него сейчас отель.
Chateau de Namur — фото из интернетаДля спуска внутри Цитадели мы старались выбирать другие дорожки, по которым ещё не ходили. Благо, тропинок-лестниц-переходов там предостаточно.
Вообще, по крепости существует несколько маршрутов, общей протяженностью от 45 минут до почти трёх-часового.
Маршруты обозначены на карте разноцветными стрелками, но мы не придерживались указателей и ходили, как придётся. Снова с высоты холма нам открывались захватывающие виды — на город, на реки и мосты.
Кафедральный собор Св.Альбанамост Жамб
Место, где сливаются реки Маас и Самбр, называется "Бельгийским углом". Выглядит оно не столь помпезно, как "Немецкий угол" в Кобленц и всякие французские штучки, но вполне живописно. Правда, разглядывать его лучше не из Цитадели, а со стороны моста Жамб.
Бельгийский уголС одного из ярусов Цитадели на "Бельгийский угол" смотрит всадник, правящий огромной золотой черепахой. Нет, он не просто смотрит, он ищет, черепашьим шагом продвигаясь к своей цели.
Что ищет же этот золотой всадник?..
Утопию!
Скульптура так и называется — "В поисках Утопии" (Searching for Utopia). Ее создал в 2003 году Ян Фабр (Jan Fabre) — бельгийский скульптор и режисер, между прочим, внук знаменитого энтомолога Жана-Анри Фабра, автора книги "Жизнь насекомых".
Скульптура на самом деле не стоит на месте. В погоне за мечтой, она побывала и в Амстердаме, и во Флоренции, по некоторым сведениям, её видели и в Ницце. Я не знаю, как давно черепаха добралась до Цитадели Намюра и скоро ли её покинет, отправившись в дальнейшие странствия по миру, но смотрится она здесь очень органично.
Эта скульптура в солнечный день сверкает внутри крепости, как драгоценный камень в короне, и видна издалека.