Осенью нам пришла идея – объехать Каспийское море, проехать по России, Казахстану, Узбекистану, Туркменистану, Ирану, Армении, Грузии. Когда начали составлять план поездки, изучать достопримечательности и интересные места, стало понятно, что трех недель нам явно не хватит. Решили разделить маршрут на два этапа, но так как мы уже сильно загорелись Ираном выбрали первостепенной поездкой более дальнюю часть маршрута – Грузия, Армения, Иран.
В Иран требуется виза, получить которую не составило труда. Отправили курьером документы в туристическую фирму Казани, через несколько дней вопрос виз был решен.
Выехали из Магнитогорска 14 апреля, через 2 дня были в Краснодарском крае. По дорогам России пролетели по хорошо знакомому маршруту до Краснодарского края, где высадили самого нечеловечного представителя нашего экипажа, кота Турбосика)))
После того как мы успешно оставили кота отдыхать на Черном море, сами двинулись в сторону Владикавказа на границу с Грузией. КПП «Верхний Ларс» нас порадовал, машин практически нет, могли бы проскочить за 5 минут российскую сторону, НО….сотрудниками была замечена иранская виза, звонок куда-то, паспорта отложены в сторону, минут 20 стоим на улице, наконец-то за нами пришли, сотрудник ФСБ ведет нас в свой кабинет. Далее разговоры, проверка наших знаний о достопримечательностях (убедиться что мы туристы) , расспросы о планируемых городах Ирана, страшные истории о сбежавших в Сирию, предупреждения о Турции, ну и прочие задушевные разговоры. Минут через 40 вернулись к машине, получили заветные штампы и направились на грузинскую сторону. Здесь все было без вопросов и очень быстро. Утро встретили уже в Грузии в Степанцминде.
Военно-Грузинская дорога очаровала, снежные горы, облака совсем близко, многочисленные тоннели.
Грузию проехали в быстром темпе, дабы оставить ее на десерт на обратную дорогу. К обеду мы были на границе с Арменией, тут уже чуть больше бумажной волокиты, оформление страховки, декларации, пошлина за временный ввоз автомобиля. Местные советуют ехать нам по западной части страны, говорят на границе с Азербайджаном могут постреливать. Ну что ж им виднее, дорога хоть и длиннее и разбитая, мы никуда не торопимся. Уже ночью проскочили Ереван и приступили к поиску места для ночлега. Ночь, темнота, незнакомая страна, не совсем логичные обстоятельства для поиска места, правда? Вспомнили, что где-то в нашем районе должен быть монастырь. Свернули в какую-то деревеньку, все магазины закрыты, спросить не у кого, на выезде из деревни встретили местного жителя, указавшего нам направление на монастырь. Добрались до места, поставили палатки, быстрый ужин и крепкий сон.
Проснувшись, мы были восхищены увиденным, с одной стороны нашей полянки древний монастырь Хор Вирап, а с другой стороны Арарат (он уже на территории Турции). Лучшего места мы бы не нашли даже днем. Посетили монастырь, часам к 10 утра начали съезжаться группы туристов, а мы отправились собираться в путь. И опять, перевалы, серпантины, снежные вершины…Армения очень красива. К вечеру добрались до Агарака, это уже граница с Ираном.
Для въезда в Иран необходимо оформлять Карнет де пассаж. Сложность заключается в том, что в России его можно оформить только в Москве, при личном присутствии, также нужно оставлять залог в размере от 300 000 рублей, расходы по оформлению около 20 000 руб., ну и перелеты. Есть второй способ попасть в Иран, обратиться к так называемым «хэлперам», которые помогут оформить документы на границе за небольшую плату. Прозондировав информацию на форумах, прикинули что за нашу машину – Нива Шевроле – нужно будет заплатить 100-200 долларов. Самый распиаренный хэлпер (его контакты есть даже в Lonely Planet), работающий в основном с европейцами – Хоссейн – зарядил нам 500$ за машину, и то после долгого торга. Но мы согласились, так как только он заверил нас в том, что мы сможем въехать и выехать через один и тот же КПП. В целях экономии вторую машину решили оставить в Армении.
В Агараке поселились в гостевой дом, встретили нас очень радушно, «шашлычок под коньячок» нужно петь не про Сочи, а про Армению) Водитель второго экипажа, понимая что за руль уже не надо, полночи просидел с хозяином дома, обсуждая охоту, трофеи итд.
Утром выдвинулись уже на одной машине. Пересекли армянскую границу, едем…думаем что подъезжаем к иранской…но на будке развевается российский флаг, выходят российские пограничники, у нас легкое недоумение…Как? Между Арменией и Ираном кусочек России?……Проверили документы, и отправились к следующей границе, не знаю как ее назвать, армяно-иранская, российско-иранская? Все как обычно, осмотр машины, проверка документов, штампы в паспорта. Мы в Иране!
Не можем найти Хоссейна, через минут 10 он сам нас находит, провожает в кафе, забирает документы уходит к таможенникам. Проходит 2 часа, мы уже и поели и деньги поменяли, вернулся Хоссейн, злой и возмущающийся по поводу законов, религии, правительства. Возникли сложности, за пару дней до нашего приезда поменялись законы. Залог за нашу машину, 2003 года выпуска, запросили 20 000$. И вроде как вводят получение иранских номеров на авто. Понятна злость Хоссейна, проехать более 500 км в одну сторону и остаться без 500 баксов.
Нужно что-то решать, собираем консилиум. Дима – водитель второго авто – будучи под впечатлением от ночных бесед, лоббирует «единственный разумный вариант» вернуться в Агарак и отправиться на охоту. Предлагаем Хоссейну довезти нас за 50$ до ближайшего крупного города – Тебриза(хоть бензин отобьет). Машину бросили прямо на границе, точно никуда не денется. С Собой взяли паспорта, зубные щетки, кошелек, фотоаппарат, решили путешествовать налегке.
К вечеру добрались до вокзала Тебриза, и сопоставив время и расстояния до планируемых городов взяли билеты до Исфахана. Ехать 12 часов, а значит к утру будем на месте. Автобусы в Иране очень даже комфортные, кондиционеры, откидывающиеся спинки, кресла повышенной комфортности со столиками, имеется холодильник с бесплатной водой в бутылках, каждому полагается сухпаек (печенье, орешки, конфеты, шоколадки), кипяченая вода, чай.
Утром, точно по графику, прибыли в Исфахан и сразу заселились в хостел. В городе большое количество туристических мест, арочные мосты, площади, мечети, дворцы. Но отойдя даже от центральной площади несколько десятков метров, можно очутиться в лабиринте узких улочек и домов построенных из глины и соломы.
На следующий день отправились на гору Соффе. Поднялись на фуникулере, дальше пешком до вершины. Сверху открывается очень красивый вид на город и окрестности.
На горе познакомились с иранской семьей, договорились сходить вместе в какой-нибудь ресторан с местной кухней. Глава семьи предложил поехать на его Пежо 206, то, что их двое и нас четверо его не смутило. Начали усаживаться вчетвером на заднее сиденье, хозяин авто посмотрел на нас косым взглядом и сказал чтоб один человек сел вперед к его супруге. Супруга же села между сиденьями, я так и не понял, кто из этой парочки нажимал педали.
Иранская кухня не впечатлила, в крупных городах преобладает фаст-фуд. Муж грыз фисташки, ну а мне понравился местный напиток – дуг.
Гуляя по вечернему Исфахану начали рассуждать о том, как же плохо остаться без машины, перечеркнуть планы, посетить только основные туристические города. И тут мы поняли, остаться без Персидского залива, мы не имеем права. Вернувшись в гостиницу, решили обсудить маршрут и узнать расписание автобусов. Заказали чай, и тут же оказалось, что автобус до Бушера отправляется через 30 минут. Благо наши действия были слаженными, один бронирует билеты на ресепшене, второй – ловит такси на улице, третий - скидывает в рюкзаки немногочисленные вещи, четвертый – пьет чай. На все ушло минут 5. Едем, пытаемся на пальцах объяснить таксисту (английский не понимает практически) что мы не знаем ни терминал, ни номер автобуса и времени на поиски у нас нет. Припарковались в кустах, таксист бежит, мы за ним. Успели. Благодаря этим 30 минутам, наш ночной сон был очень крепким.
Ранним утром мы уже были на автовокзале Бушера и сразу же отправились к Персидскому заливу. Рассвет, тишина, мерцание воды на солнце, людей практически нет…идиллия.
Мы просто шли и любовались морем, прошли почти 10 километров. Дима не выдержал и решил искупаться, женской половине такая роскошь непозволительна, ибо купаться они могут только за пределами города, на специальных пляжах, да еще и в купальниках – буркини – что-то типа водолазного костюма с юбкой.
Следующим нашим городом был Шираз. На вокзале было малолюдно, к нам подошел таксист и предложил свои услуги, когда стало понятно, что мы планируем принять его предложение, непонятно откуда начали собираться его коллеги-конкуренты. Сначала их было человек 10, потом 20…30…40…какие-то словесные перепалки на фарси…мы стояли в сторонке в полном недоумении. Потом все резко куда-то разбежались, и мы спокойно отправились искать гостиницу.
Наверное, самая известная достопримечательность этого города – Мавзолей Шах Черах или как называют в народе «Зеркальная мечеть». Снаружи здание выглядит вполне стандартно – купола, мозаика, арки. Внутри же, красота, непередаваемая никакими фотографиями. Стены, потолки, люстры, абсолютно все украшено мелкими кусочками зеркал, сверкающими цветными стеклами, переливающимися драгоценными камнями. Женщинам вход разрешен только в чадре.
В Ширазе много базаров, в том числе и один из известнейших в Иране – Вакиль базар, построенный еще в 18 веке. Существенных отличий базаров я не заметил, везде один и тот же ассортимент – тряпки, специи, ковры, посуда, фисташки, мозги. Сами постройки интересны – арочные своды, узкие каменные лесенки, караван-сараи.
Вечер мы провели в отеле, первый раз за все дни отведали нормальной вкусной еды и отправились спать, утром нас ждал Персеполь…
Встали мы очень рано, а все для того, чтобы успеть посмотреть еще одно интересное место – мечеть Нассир Аль-Мульк. Лучшее время для посещения мечети – утро. С восходом солнца витражные окна наполняют помещение светом и цветом. Мы не могли оторвать взгляд, солнце, поднимаясь выше, освещает все больше окон, которые в свою очередь создают на полу, стенах и колонах новые цветные узоры.
Ну что ж, пора все же в Персеполь. Необыкновенное ощущение, увидеть вживую, иллюстрации из учебников по истории Древнего мира. Город сохранился достаточно хорошо, и можно без труда представить полную картину сооружений величайшего Персеполиса – столицы Персидской империи, сожженной Александром Македонским в 330г. до нашей эры.
Далее нас ждал самый долгий переезд, около 20 часов, до Тебриза. Добравшись до места, сразу взяли такси и поехали в деревню Кандован, жители которой вырубают себе дома прямо в скалах. Место, достаточно посещаемое туристами, по этой причине на каждом углу магазины, сувенирные лавки, все усыпано вывесками, что очень портит общий вид.
Таксист нас развел по принципу «египетского верблюда», обговорили изначально одну цену за дорогу в оба конца, на месте он резко перестал понимать английский, а сумма увеличилась почти в два раза.
Вернувшись в Тебриз, мы отправились на базар за сувенирами и подарками (решили все покупать именно там, дабы не таскать с собой по всему Ирану). Но Тебризский базар оказался пригодным больше для местных жителей, про сувенирные лавки нам не смогли ничего подсказать, говорили что есть такая, но она почему-то сейчас закрыта. Пришлось выбирать из того, что есть – фисташки, чай… с сувенирами мы пролетели, хорошо хоть в Персеполе взяли небольшую статуэтку. Зато забрели в какой-то подвальчик, даже без вывески, а там столовая, буквально 3 столика стоит. Настоящие кебабы! В последний день нам таки удалось их найти.
Прибыли на границу, машина на месте, уже хорошо. Никого нет, почти все закрыто, на лесенках одиноко сидит паренек, который крутился рядом с нами, когда Хоссейн пытался оформить машину. На вопрос о местонахождении наших ключей, получили ответ что уже все закрыто. Он начал куда-то звонить, а мы отправились к закрытой машине, просидели около часа. Наконец-то принесли ключи, мы скидали вещи, прошли все формальности, женская половина снимает платки, едем на армянскую сторону, в Агарак.
После недельного проживания в темпе «автобусы-экскурсии» решили один день отдохнуть в уже знакомом нам Агараке. На следующий день отправились в Татев. По дороге нас впервые остановили сотрудники ДПС, из документов проверили только наличие страховки и отпустили, но через минуту вновь догнали и начали расспрашивать куда едем , давать советы куда заехать, как лучше проехать итд. Доехав до Татевского монастыря мы не стали заморачиваться с поиском места для ночлега, так как туристический сезон еще не начался, мы спокойно разбили лагерь прямо на смотровой площадке. В этот вечер мы окончательно убедились, что армяне очень гостеприимный народ. Рядом со смотровой проходит дорога, связывающая две деревни, каждый проезжающий автомобиль останавливался возле нас, предлагали помощь, продукты, мясо, чачу, отказываться было бесполезно….в магазин нам ехать не пришлось. Монастырь Татев – идеальное сочетание архитектуры и природы. Всю красоту окрестностей можно посмотреть с помощью канатной дороги, являющейся самой длинной в мире.
Далее наш путь лежал к водопаду Джермук. На картинках в интернете водопад представляет собой спокойный ручеек, спускающийся с гор, мы даже ставили под большой вопрос его посещение, на деле же перед нами был огромный, несущийся с горы поток воды, к которому даже было страшно подходить. Конечно, мы видели водопады и побольше Джермукского, но изюминкой этого водопада является мост, проходящий через всю его ширину.
Ночевку запланировали сделать на берегу озера Севан, расположенном на высоте 1900 м. Весьма интересные впечатления были по дороге к озеру, ползем постоянно вверх, температура все больше стремится к 0°, навигатор выдает информацию, что до берега остается меньше 1 км, но воды не видно. Добравшись до озера, мы долго не могли выбрать место, берег достаточно сильно замусорен, с деревенских свалок мусор разносит ветром на километры. В Армении, а тем более на такой высоте, огромная проблема с дровами, в магазинах не продают уголь, газовые баллоны тоже мы так и не нашли по пути. Ночлег был очень суровым, веточек собранных по пути едва хватило на приготовление ужина.
Утром мы отправились уже в Ереван, по пути посетили храм в Гарни. Пару дней провели в Ереване, посмотрели местные достопримечательности и, конечно же, завод Арарат, съездили в Эчмиадзинский монастырь.
Далее мы отправились через Гюмри в сторону Грузии. Дорога от Гюмри совсем пустая, даже начали закрадываться сомнения насчет функционирования КПП на этой границе. Но вот оно чудо! Посреди полей стоит заветная будка, очередей совсем нет, всего 2-3 машины….До свидания Армения! Здравствуй Грузия!
Грузия нас встретила солнечной погодой, чудесными видами и ….идеальным асфальтом. Для начала мы отправились в сторону турецкой границы, в пещерный город-монастырь Вардзиа. По пути остановились возле крепости Хертвиси, пока гуляли по горам, поняли что проголодались, благо рядом есть кафе. Так как кухня домашняя (а мы по такой еде очееень соскучились) решили попробовать все, стол ломился – хинкали, рыба, жареная картошечка, хачапури, мясо. Несмотря на то, что кафе находится в маленькой деревушке, все было превосходно приготовлено, съели все до последней крошки.
Вардзиа красивое место, очень мало туристов, так как добираться сюда проблематично, либо на машине, либо организованным туром. Единственное что не понравилось, так это «обустройство» города, на фоне древних скал и пещер все утыкано противно-блестящими железными периллами. Местность скалистая, после захода солнца достаточно прохладно, решили не ночевать здесь.
Далее мы поехали в сторону Тбилиси. Боржоми проезжали уже поздним вечером, на экскурсию не попали. И поскольку «Боржоми» нам пить еще не поздно, набрали местного вина. Повеселил тот факт, что в Грузии в любом магазине или в супермаркете у кассира всегда есть штопор в кармане.
В Тбилиси остановились на пару дней, прошлись по основным достопримечательностям, погуляли по старому Тбилиси. Город современный, вполне себе европейский. Муж вдоволь оторвался на блошином рынке, он тут шикарный, набрал всякой атрибутики коммунизма, посуды и конечно же все взяли по рогу. Ребята сходили в серные бани, а вечером мы опять взяли вина и мочили новоиспеченные рога, обмывали покупки.
Далее поехали по пригородным достопримечательностям – Мцхета, монастырь Джвари, крепость Ананури. Надо заметить, что все грузинские достопримечательности великолепно гармонируют с природой, виды завораживают. Кстати, ехали в сторону России 1 мая, как раз была пасха, так вот в Грузии никто не ходит с крашеными яйцами и куличиками, вдоль обочины трассы на много километров развешаны туши баранины и свинины, такая шашлычная пасха мне приглянулась.
Перед возвращением домой мы посетили один из самых высокогорных населенных пунктов не только Грузии, но и всей Европы, деревню Джута. Деревня находится на высоте около 2300м, после захода солнца здесь не бывает плюсовой температуры. В Джуте нет ни продуктовых магазинов, ни газа, ни отопления, есть только чуть более десятка домов и неработающая гостиница (может быть мы попали в «несезон»). Спросив у местных как же они живут в такой холодине без отопления, получили очевидный ответ «отапливаемся чачей».
На границе опять «встряли» с иранской визой, вновь отложенные в сторону паспорта, допрос ФСБ, выпотрошенные машины. Пара часов вместо стандартных 10 минут и мы в России. Ура!!!
Вернувшись домой, мы покатались по нашему побережью, съездили в Абрау-Дюрсо, Геленджик и в прочие курортные места. После, второй экипаж отправился домой в Магнитогорск, а мы остались на побережье в ожидании следующего путешествия.