Наша поездка в Турне была спонтанной. Так уж вышло, что в тщательно подготовленной и по дням расписанной программе пребывания в Бельгии произошли кое-какие сбои, и образовался совершенно свободный день. Накануне вечером я успела лишь чуть-чуть прочесть в интернете о достопримечательностях Турне ( Очарование бельгийской провинции. Турне ) и о парочке музеев, которые можно посетить. Как потом оказалось уже на месте, в Турне музеев не "парочка", а значительно больше, целый комплекс.
Возможно, приезжая в город всего на один день, по музеям бегать и не стоит, лучше подольше погулять. Вот только холодный и дождливый день, обещанный прогнозом, к праздному шатанию по улицам не располагал. Так что я заранее наметила посетить в Турне музей Фольклора и Музей изящных искусств.
В начале каждой улицы, отходящей от главной площади Турне, установлены туристические указатели, поэтому в поисках Musée des Beaux-arts мы просто шли "по стрелочке" и искали нужный дом. Не помню, кто из нас случайно заметил в одном из переулков арку с зазывной вывеской, но я тут же сделала стойку: марионетки!
В своё время в Лиссабоне мне очень хотелось попасть в музей марионеток, но с нашим плотным графиком это так и не удалось. Во французском Амьене ( Подводная лодка, марионетки и ортилонаж ), наоборот, удалось, но там была лишь небольшая экспозиция в холле кукольного театра. А вот о том, что подобный музей есть в Турне, мне никакой информации на глаза не попадалось. Зато попался сам музей, какая удача!
Пожалуй, я и сама не знаю откуда у меня столь сильный интерес к марионеткам. "В детстве в куклы не наигралась" — такое объяснение не подойдёт, поскольку марионетка для меня с куклой никогда не ассоциировалась, как и её игра нисколько не казалась развлечением для детей.
Тайланд
Наоборот, мне всегда виделось в этом действе, производимом ведомыми за нити куклами, нечто оккультное, древнее, немного мистическое. После посещения музея в Турне, вдоволь начитавшись о марионетках, я убедилась насколько, оказывается, была близка к истине.
Истоками кукольного театра стали, по мнению исследователей, языческие и ритуальные обряды для которых изготовлялся некий идол — овеществлённый бог. Искусство кукольников существовало в Элладе, Древнем Египте и Древнем Риме, о чем свидетельствуют упоминания античных историков Ксенофонта и Геродота, живших 400 с лишним лет до н.э.!
Однако, марионетки уже тогда использовались не только для обрядов, но и для неких кукольных представлений театрального характера. Это искусство пришло в Древние Грецию и Рим из Индии.
Индийские куклы
Но и с Индией не все так просто. В древнеиндийском эпосе, истоки которого восходят ко второму тысячелетию до н. э., в частности, в http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/107389/Махабхарата, встречается намёк на куклы из дерева, движимые нитками. Мысль же о том, что люди подобны марионеткам, ибо не имеют собственной воли, и управляются нитками, идущими от Божества, передается, как старая легенда. Выходит, существование марионеток еще древнее, чем Махабхарата!
Индонезия
Другими словами, несмотря на то, что, родиной марионеток принято считать Индию, настоящая их родина до сих пор остается совершенно неизвестной.
В музее Марионеток в Турне практически все представленные образцы изготовлены в ХХ веке. Зато можно посмотреть на кукол из разных точек мира и убедиться, что все они через века пронесли основные черты, свойственные для той или иной страны, в которой были созданы.
Бельгия
Европейские куклы на вид напыщенные, либо комичные, а то и откровенно страхолюдские. Это не удивительно, ибо кочующие по ярмаркам балаганчики были любимым развлечением народных масс.
Жестокие насмешки и широкий простор импровизации, сатира и комедия, разыгрываемая подвижными куклами, всегда были понятны и близки простому человеку, ведь в них отражалась его душа.
Однако, сей вид народного искусства не чужд был и культурному классу: Франция во времена Мольера и Бомарше, Англия при Шекспире и Шеридане, Германия в дни Шиллера и Гете увлекались театром марионеток. Временами балаган составлял грозную конкуренцию живому театру.
А как насчёт Африки? Африканское театральное искусство для европейцев предстает особенно интересным и экзотичным. В наши дни во многих странах Африки продолжают существовать театры кукол, полностью сохранившие черты древних традиций.
Часто для их кукольных представлений используются образы грозных, мистических животных.
Следующие экспонаты прибыли из Вьетнама. У них нет нитей, потому что в этой стране ещё в XI веке н.э. возникла собственная традиция — кукольный театр на воде. В этом театре марионетки, сделанные обычно из дерева и покрытые лаком, движутся под музыку в неглубоком бассейне. Кукловод, скрываясь за ширмой, управляет ими при помощи большого стержня, который расположен под водой.
Представления кукольного театра на воде издревле практиковались на севере Вьетнама. Во время наводнений так развлекались крестьяне из деревень, расположенных в дельте реки Хонгха.
Для экспозиции азиатских кукол отведены сразу несколько залов музея.
Пакистан
В Шри-Ланке марионетки называются "рукада". Театр кукол приобрел в этой стране популярность в 18 веке, и оставался на пике своей славы конце 19-го века и в начале 20-го века. В театре рукада принята южно-индийская форма представления — читальный жанр, при котором проза постоянно прерывается стихотворными вставками различного размера. Разыгрываемые сюжеты обычно фантастические, либо полу-исторические.
Рукада. Шри-Ланка
В Бирме (Мьянма) считалось, что марионетки — не просто куклы, а посланцы богов. Кукловодами могли стать только те, кто прошёл особое посвящение. Первые сведения о появлении кукольных театров в этой стране относятся к 15 веку.
Примечательно, что в Бирме вплоть до 19 века, кроме обычных маленьких кукол "йоу тэй" были распространены большие куклы "йоу чи" — размером в полный человеческий рост.
Йоу чи.- Бирма
Самобытность китайского театра марионеток связана с древним обычаем хоронить вместе с покойником фигурки людей, которые по-поверью, будут прислуживать ему в загробном мире. В кукольных представлениях у китайцев прослеживается сходство с погребальными обрядами.
марионетки — Тайвань
Известно, что в эпоху империи Хань (II в. до н.э. – III в. н.э.) представители знати развлекались некими кукольными представлениями, во время которых исполнялась похоронная музыка.
императорский балаган
В 6 веке н.э. в парке императорского дворца имелся балаган с трёхъярусной сценой. В нижнем её ярусе находился кукольный оркестр из семи музыкантов, в среднем — семеро монахов двигались по кругу, отбивая поклоны Будде, а верхнюю сцену украшали облака, в которых летали буддистские божества. Куклы в таком балагане приводились в движение водой.
В течение столетий в Китае оставалась популярной традиция разыгрывать представления кукол-марионеток на похоронах знатных особ.
марионетки — Китай
Театр теней появился в Азии свыше 1700 лет назад. Это особая форма визуализации кукольного представления, для которой используется большой полупрозрачный экран и плоские раскрашенные марионетки.
Марионетки прислоняются к экрану сзади и зритель наблюдает за игрой их теней. Управляют куклами при помощи тонких бамбуковых, деревянных или металлических палочек.
Традиционные индонезийские марионетки изготовлялись из тонкой козлиной или верблюжьей кожи, реже из бумаги или картона.
Интересно, что у марионеток, изготовленных в самых разных уголках мира, есть одна общая черта — их лица не "стёрты" и не "тусклы". Они необычайно выразительны.
Иногда они приятные или отстраненные, чаще — отталкивающие, даже пугающие. Но "стертые" — никогда!
В музее Марионеток, где нам посчастливилось побывать, помимо богатой коллекции кукол, очень продуманно создан интерьер. Первый зал при входе погружён в темноту, сверкающую "звездами", так что сразу возникает ощущение волшебства.
Поднимаясь на второй этаж, оказываешься под куполом, словно в цирке.
Настоящий гонг, кажется, сейчас зазвучит, и начнётся представление.
Даже неподвижные тени на полупрозрачном холсте как будто замерли всего секунду назад и вот-вот снова начнут свою игру.
Я надеюсь, что после моего рассказа вы не будете больше думать о марионетках свысока. Наш огромный мир можно узнавать и изучать разными способами. Так почему бы не взглянуть на него иной раз через призму древних кукольных традиций?
Адрес:
Rue Saint-Martin 47, 7500 Tournai, Бельгия
Дополнительная информация:
Часы работы:
Со вторника по пятницу с 9 утра до 12.30 и от 14:00 до 17:00.
Выходные и праздничные дни, от 14:00 до 18:00 часов.
Свободный вход в первое воскресенье месяца.
Телефон:
32 69 88 91 40
Web-адрес: