Наша поездка в Турне была спонтанной, заранее я её не планировала, и только накануне вечером бегло просмотрела несколько страничек в интернете. В качестве приблизительной программы было намечено прогуляться по городу, забраться на колокольню и зайти в парочку музеев: один какой-нибудь "необременительный", вроде музея фольклора, а другой посерьезнее, например художественная галерея.
В принципе, у нас получилось на удивление чётко выполнить всю эту программу, за тем небольшим уточнением, что на художественную галерею сил и времени у нас не хватило, а в качестве "необременительного" музея выступил Музей марионеток ( В балаган вас приглашаю ), о котором ранее никакой информации мне не попадалось, и набрели мы на него случайно. Что же до Музея фольклора, то он оказался очень даже внушительным и серьёзным музеем, чем преподнес нам большой сюрприз.
Вход в Музей Фольклора хитро запрятан в переулках. С главной улицы — за угол, под арку, ещё раз за угол...благо на стенах домов есть достаточно указателей.
Экспозиция расположена в здании 17 века и занимает 23 комнаты. Часть из них просторные, есть и небольшие. Одним словом, масштабы экспозиции заранее предугадать невозможно.
В этой поездке мы были втроем: я, моя дочка и моя приятельница Инна. У самой кассы музея Инна решила, что смотреть на деревянные ложки и старинные костюмы ей не очень интересно, и мы договорились, что встретимся минут через 20... Вернее, мы принялись было договариваться.
Работники музея говорили по-французски и ещё немного, очень неохотно, по-английски. Мы между собой, естественно, общались на русском. Однако, один из служащих явно понял, о чем речь. Не знаю, как меня видят со стороны другие люди, возможно, изъясняюсь я слишком выразительно, но каким-то образом люди (и в Бельгии это случилось неоднократно) вычисляют именно мои волнения либо намерения. Ну что, предположить, будто всё они как один понимают русский язык, но тщательно сей факт скрывают?
На моё: "Инна, ты прогуляйся пока по магазинам, а мы тут с Маюшей быстренько-быстренько все посмотрим...", работник музея вдруг вклинился и начал лопотать по-французски, что музей гораздо больше, чем я предполагаю. "Инна, похоже, мы не уложимся в 20 минут, возможно, нам потребуется в два раза больше" — и снова парень принялся размахивать руками, настаивая, что экспозиция огромна, и вообще в музее 3 этажа.
Так сколько времени нам нужно? Инна приняла решение: "Всё, покупаю билет и иду вместе с вами!" Прекрасная мысль, как выяснилось впоследствии. Моя приятельница потом говорила, что именно посещение Музея фольклора стало для неё одним из самых незабываемых впечатлений, привезённых из Бельгии.
Наша общая ошибка заключалась в том, что все мы под словом "фольклор" понимали народные песни-танцы-костюмы и убранство какой-нибудь крестьянской избы. Действительно, фольклор означает "народный быт", но почему мы решили, что народный — это исключительно крестьянский?
Итак, Музей фольклора в Турне преподал нам урок. Экспонат за экспонатом, из зала в зал, нашим глазам переставали предметы повседневной жизни. Вы удивитесь, насколько много есть вещей, без которых раньше не обходился ни один дом, а сегодня мы не можем даже догадаться об их предназначении!
Например, утюжок для изготовления плиссе-гофре, столь популярного в своё время для отделки манжет, воротничков и чепчиков. Смотрите, каким способом оборка получалась из обычной полоски ткани:
Экспозиция музея охватывает бесконечное число предметов, которые использовались в течение жизни каждого человека, от колыбели до могилы — при крещении, в школе, в работе, в общении...
сургучные печати
денежные знаки
изящные и замысловатые мундштуки
Всевозможные старинные музыкальные инструменты, аксессуары и обувь, мебель и предметы домашнего обихода. В общем, всего и не перечесть.
Конечно, здесь много разных костюмов, причём не только и не столько народных. Это различные профессиональные облачения, примеры униформы, свадебные наряды и много модных аксессуаров прошлых лет.
Очень интересные черно-белые фотографии девочек, сделанные во время обряда конфирмации.
На восковых фигурах и манекенах вещи всегда выглядят более "живыми", но этим сегодня никого не удивишь, манекены используют многие музеи.
Музей Турне отличается тем, что здесь в некоторых случаях полностью воссозданы интерьеры тех или иных заведений.
Можно представить, что вы посещаете школьный класс:
Или прибыли в город на кибитке вместе с бродячими артистами и готовитесь давать представление.
А может быть, вы зашли в аптеку, чтобы заказать микстуру и приобрести порошки?
Или заглянули за провиантом в бакалейную лавку...
Неплохо также задержаться у барной стойки и выпить кружечку пива.
В общем, незаметно, в виде игры, вас затягивает настоящее путешествие во времени. Это сказка скоро сказывается, да фотографии быстро пролистываются, а на деле, переходя из зала в зал, периодически гадая, для чего нужен тот или иной предмет, совершенно забываешь о часах.
Интересно, что некоторые предметы вызывают у людей разных поколений совершенно различную реакцию. Вот например, показываю дочке коляску - чугунную, тяжеленную, с места не стронешь. Рассказываю, что раньше позволить себе такие вещи могли только состоятельные люди, а потому и изготовлена коляска добротно, на века.
Дочка спрашивает: а что же бедные люди, в чем они возили своих детей? Не возили, — отвечаю, — приматывали платком или шарфом себе на спину или к груди, так и носили.
— А богатые, значит, такую тяжесть по улицам толкали?
Ей трудно понять. Ведь сегодня состоятельные мамаши, наоборот, надевают на себя сумку-кенгуру, чтобы в ней носить ребёнка и быть максимально мобильными, а коляски делаются лёгкими, складными. Чтобы коляска прослужила 20 лет? Помилуйте, кому это надо?!
Рассказываю дочке о том, что коляску по улицам богатые женщины сами не возили, а сидели дома с перетянутой грудью, пока с ребёнком гуляла служанка или кормилица. Зачем перетягивать грудь? Чтобы перегорело молоко. Зачем? Чтобы дольше сохранить девичью упругость форм.
— А ребёнка в это время чужая тетка кормит?...
Чувствую, ещё пара-тройка поколений подрастёт, и музей смело может менять вывеску "фольклорный" на "археологический". ;-)
Ибо нам пока большинство вещей худо-бедно понятны, да и то, кое-что уже лишь благодаря прочитанным книгам, а молодёжи уже сейчас многие экспонаты и обычаи кажутся чем-то вроде ископаемых. Ну, знаете шутку: "Мам, а правда, что вас растили без памперсов и у вас не было компьютеров и мобильников? Правдааа? Мам, а динозавров живьём ты тоже застала?"
Динозавров мы не видели ))
Зато долго разглядывали стенд, посвящённый такой забаве, как петушиные бои. Это очень древняя азартная игра, которая зародилась в Индии и Китае в 4-3 тысячелетиях до н. э., откуда значительно позже распространилась на территории древнего Вавилона и далее, по всей Азии.
В Бельгию петушиные бои пришли из Рима. Несмотря на то, что распространение петушиных боёв вызывало отчаянное сопротивление церкви, этот вид тотализатора оставался популярен по всей Европе вплоть до конца 19 века.
Зная о жестокости этих боев, я, тем не менее, понятия не имела, что петухам сбривали гребешок, а на ноги надевали длинные металлические иглы-шпоры, чтобы схватка была действительно насмерть. У каждого петуха в жизни происходил единственный бой, ибо даже победитель через несколько дней умирал от полученных ран.
Что поделаешь, в прошлом многие фольклорные забавы были довольно кровавыми, хорошо, что не все. Меня, например, совершенно заворожили календари событий и афиши.
Прямо представляла себе, как они расклеены по городу, и все пребывают в радостном предвкушении: Артиллерийская батарея скоро празднует свой юбилей!!! Или это — неделя авиации в Турне!
В зале с календарями я вообще потеряла счёт времени, просто оторваться не могла, изучая экспонаты
Один из залов сплошь увешан картинами, изображающими Турне, городские виды и сценки из повседневной жизни.
Посреди этого зала находится статуя, символизирующая изобилие. Интересно, что эта скульптура долгое время украшала собой городской рынок Турне, а когда рыночную площадь переделывали и благоустраивали, "Изобилие" не выбросили, а переместили в музей.
В общем, коллекция экспонатов в Фольклорном музее Турне богатая, разнообразная и во многом уникальная. Вы обязательно найдёте там что-то, чего не знали или не видели прежде и совершите маленькое, но увлекательное путешествие во времени.
Адрес:
Réduit des Sions 36, 7500 Tournai, Бельгия
Телефон:
32 69 22 40 69