В принципе, для людей не воспринимающих мистику, дальше можно не читать. Ведь заметка об посещении одной из самых крупных групп этих самых нор, вокруг которых образовался целый религиозно-эзотерический культ, связанный с мифом о боге-смерти Валюмбе.
Наш автобус делает на пути из столицы Уганды Кампалы на восток страны делает остановку возле холма Ттанта. Там религиозные фанатики устроили святилище. Нас предупреждают, что они находятся практически постоянно в наркотическом трансе, и их фотографировать нельзя — бывали случаи нападения на туристов, если обитатели святилища видели, что объективы камер направлены на них.
Святилище — не строение, а просто огороженная забором из тростника территория, но у входа нам предложили снять обувь и пройти внутрь.
Внутри снимать можно, но только не людей... А вот оставленное недавно "обиталище" — пожалуйста.
А вот и первая "свободная" нора.
Свободная, в смысле в данный момент никто не устроил себе возле нее импровизированный "алтарь" — место моления/паления костра/курения чего-то наркотического... Возле нее можно спокойно постоять и послушать об этих норах, можно заглянуть внутрь.
Сколько лет этим норам точно не известно. Местные говорят про 500-700, знаем только, что нашли их примерно сто лет назад. Происхождение тоже непонятно. Известно только, что местные не обладали такими орудиями труда, чтобы сделать подобные отверстия с такими краями...
Мифология — наука сложная, порой непонятная для человека с аналитическим складом ума. Лично мне интересно ее читать, но даже в самой популярной греческой мифологии сложно представлять, как Боги друг друга пожирают, рождают и вообще делают необъяснимые вещи (ну пока конечно не прочтешь в комментарии "глубокий символизм" мифа. Мифология народов Африки — вообще дебри непролазные. Потому, уж извините, то, что я сейчас перескажу об боге Валюмбе, это будет все, что я о этом знаю и понял, потому что-то объяснить, возникни у читателей какой вопрос, вряд-ли смогу.
Хотя, зачем мне что-то выдумывать? Позволю себе процитировать легенду и описание места с программы нашего тура, размещенной на сайте "Паганель-студио" — организаторов нашей поездки ( http://www.paganel.tv/ru/schedule/congo2016 )
Согласно легенде, бог неба Гулу осерчал на Валумбе (смерть) и сбросил её с небес на землю, послав вслед за ней своего брата Каикузи с целью навсегда уничтожить её. Но смерть оказалась более хитрой и коварной и, чтобы спастись от божьего гнева, стала нырять в землю, оставляя за собой глубокие дыры. В результате Каикузи не удалось поймать Валумбе и она осталась среди людей, чтобы забирать их грешные жизни. Учёные же предполагают, что норы смерти были сделаны для изъятия из земли чего-то очень ценного. Древние люди были слишком примитивными и не обладали необходимыми орудиями труда для подобных работ. Многие люди, кто рискнул опуститься в "норы", рассказывают о совершенно удивительных ощущениях "отделения души от тела", которые испытываешь в этом мистическом месте.
На сайте Википедия тоже есть эта легенда, в которой есть небольшие отличия. Если хотите, загляните по ссылке ru.wikipedia.org/wiki/Валумбе
Вот таких нор, оставленных после себя Валюмбе на этом холме около 50. Местные люди верят, что в норы не пустуют, а в них поселились духи других богов. Потому образовали здесь святилище, и молятся, как они себе понимают этот процесс, просят о здоровье и заступничестве. Притом сами норы, и костры окружают железными прутьями-амулетами, как на фото выше, что бы духи не вздумали выйти и в кого вселиться ненароком... Еще богам приносят вот такие кувшины и одной, двумя и даже тремя горловинами...
Это жертвенные кувшины оставляют, когда просят за детей (как я помню по рассказу гида). Число горловин равно числу детей, за которых просят. Я спрашивал гида, можно ли где-нибудь купить кувшин на две, а лучше три горловины домой на сувенир. Она ответила, что ни разу на базарах не встречала... Видать, места надо знать...
Как я упомянул, у разных нор устроены алтари разных божеств. Иногда можно встретить табличку с именем этого божества (видимо, что бы приезжие паломники не путались).
Я решил немного "отклеиться" от группы и поснимать детали местного культа...
Потом заметил, что вся группа собралась в одном месте... А наш проводник в черной рясе местного "священника" (если его так модно назвать) о чем-то беседует с еще тремя местными мужиками...
Но разговор окончился, что проводник сообщил, что мы подошли к самому ужасному месту святилища...
Вокруг него заметно больше всего различной металлической защиты...
Здесь находится нора, в которую последний раз под землю ушла Валюмбе.
Чтобы она не смогла вернуться из-под земли, эту нору накрыли толстым слоем одеял/покрывал...
Эта нора огорожена, прямо возле нее никто не медитирует... А вообще предметы, используемые как для ритуалов, так и жертвоприношений, самые разные, хотя общее в них безусловно присутствует.
Тем временем мы покинули святилище и перебрались на другую сторону холма, где тоже есть и норы, и алтари других богов, но спокойнее и нет кучи фанатиков. Вот нам показывают алтарь бога-змеи. ему в жертву приносят яйца...
Здесь норы практически совсем раскрыты, можно спокойнее рассмотреть, коли возникнет такое желание.
Видно, что не все норы имеют идеально-круглую форму...
Чуть в сторонке я заметил одиноко-курящую какую-то дурь девушку.
Я решил не приближаясь поснимать хоть ее, стараясь, чтобы она этого не увидела...
И вот мы подошли в алтарю, которому подводят всех туристов.
Это алтарь бога, отвечающего за прогресс. Зовут его Киванука, и алтарь его обустроен по высокотехнологичным стандартам.
Главное приношение Кивануке — электрические лампочки. Как правило туристов предупреждают, и желающие почтить такого бога, ведущего в современность, покупают лампочки заранее в магазинах столицы. На месте ничего купить нельзя.
Ну вот главное жертвоприношение лидер нашей группы Андрей Андреев совершил, и нам дали еще минут 15-20 побродить кто где хочет... Я вернулся на территорию святилища...
... и украдкой еще кое-что поснимал.
Вот так выглядит алтарь бога Валюмбе (когда рядом никого нет:))
Адрес:
холм Ттанда, близ дороги Форт-Портал — Кампала