Начну издалека. В 1889 году к открытию Всемирной выставки в Париже, там были установлены необычные ворота — высокая каркасная башня. Она символизировала новый виток инженерной мысли в предверии грядущего ХХ века и изменения в области архитектуры — в направлении более лёгких и функциональных форм.
В элегантном, дворцовом Париже, где всегда уделяли особое внимание внешней красоте сооружений, конструкция смотрелась уродливой и чужеродной. Радовал лишь тот факт, что она была временной.
Что было дальше, всем известно. На сегодняшний день Эйфелева башня является самой посещаемой достопримечательностью в мире. Среди моих знакомых нет ни одного, кто, побывав в Париже, не исполнил бы ритуал "плевания на головы беспечных парижан", идею которого несколько десятков лет назад В.Высоцкий подсказал в своей песне некоему Ване...
А между тем в Брюсселе имеется сооружение с очень похожей судьбой, но значительно менее посещаемое.
Почти у всех, кого я спрашивала, был один ответ: "На Эйфелеву башню в Париже? Конечно поднимались! Внутри Атомиума в Брюсселе? Нет...Мы, правда, видели его проездом, из окна."
Какая же это ошибка! На деле посещение Атомиума гораздо интереснее, нежели подъем на Эйфелеву башню, оно дарит намного больше впечатлений и вообще, это целый аттракцион.
В 1958 году, к тому моменту, когда "временная" башня в Париже успела отстоять почти 70 лет, Брюссель тоже разжился собственным "временным" сооружением. Всего на несколько дней!
Причиной была очередная Всемирная выставка "Экспо", и поначалу бельгийские архитекторы планировали создать в Брюсселе макет Эйфелевой башни, только в перевернутом ее виде.
Хорошо, что в своём подражании Парижу они не зашли так далеко, и в конце концов символом Брюсселя стала Молекула железа, увеличенная в миллиарды раз и состоящая из 9 атомов, связанных кристаллической решёткой.
Модель придумал и спроектировал архитектор Андре Ватеркейн. Идея была очень актуальна, ведь символом прогресса в науке и, одновременно, "холодной войны" в политике был в тот период, конечно же, атом. Мирный атом :-)
Интересно, что активное участие в строительстве Атомиума приняли три русских инженера — выходцы из русских эмигрантских семей. В начале 20 века Бельгия приютила большое количество русской интеллигенции, бежавшей из большевистской России, и впоследствии из среды русских эмигрантов вышло немало деятелей искусства, знаменитых врачей и ученых, даже один Нобелевский лауреат.
Вот и Атомиум обязан своей устойчивостью русской эмиграции. Инженер Жуков занимался спайкой, Заханевич установил подпорки, на которые опираются шары, а Даниэль обеспечил расчёты прочности грунта и устойчивости всего сооружения.
Молекулу установили у входа в брюссельский парк Лакен, и взметнувшись на 102 метра в высоту среди классических европейских построек, она немедленно вызвала споры. Как всегда нашлось достаточно недовольных, кто утверждал, что Атомиум нарушает гармонию городского облика.
Но, если честно, Атомиум можно считать настоящим украшением этого места, и смотрится он великолепно. С любого ракурса и расстояния. Даже когда вы находитесь очень далеко, и из-за крон деревьев выглядывает только небольшой кусочек молекулы или единственный атом, невозможно не залюбоваться переливчатым шаром, в котором отражается небо.
Учитывая, что в 2006 году был проведён капитальный ремонт, во время которого бывшее алюминиевое покрытие конструкции полностью заменено на стальное, ни о каком демонтаже не может быть и речи. Ну, сами знаете, "нет ничего более постоянного..."
С посещаемостью у железной молекулы все в порядке, очереди ого-го-го какие, хотя до тех, что выстраиваются у Эйфелевой башни, им ещё далеко. И слава богу. Куда приятнее потратить время не на часовые выстаивания не понятно зачем, а на развлечения внутри Атомиума.
Вы, наверно, подумали, что я немного "наезжаю" на Эйфелеву башню? :-) Все в порядке, она мне нравится, даже очень. Фотогеничная и днём, и в ночной подсветке, она не зря считается символом Парижа и самой фотографируемой его достопримечательностью. А вот подниматься туда — увольте. Сама я, подобно абсолютному большинству, в первый свой приезд провела несколько часов в очереди, а затем в толкучке наверху. Ничего особенного, не стоит потерянного времени. Если уж очень сильно хочется забраться куда повыше и непременно увидеть весь Париж, как на ладони, — Башня Монпарнас куда как лучше в смысле комфорта и обзора.
Атомиум же, напротив, произвёл на нас незабываемое впечатление, потому что его посещение — это не просто подъем на смотровую площадку, но и хорошее развлечение. Каждая из девяти сфер-"атомов", представляет собой двух-, а то и трёхэтажное помещение, при этом шесть сфер соединены скрытыми в трубы коридорами и эскалаторами, оформленными, как аттракцион.
Ну, туда мы ещё доберёмся, а сначала все посетители заходят в первую сферу, из которой скоростной лифт поднимает их к обзорной площадке в самом высоком шаре сооружения.
Помимо городских панорам, из Атомиума хорошо видна одна из достопримечательностей Брюсселя — популярный парк Мини-Европа, который расположен прямо у подножия молекулы.
Конечно, разглядывать парк сверху не то же самое, что гулять внутри, но получить общее представление об устройстве и основных объектах Мини-Европы можно вполне.
На втором этаже самой высокой сферы находится панорамный ресторан. Виды оттуда ещё лучше, но войти позволяют только тем, кто собирается делать заказ.
Цены там, на мой взгляд, несколько завышенные, но поскольку это был наш последний день в Бельгии, мы с Маюшей решили-таки устроить прощальный обед ресторане Атомиума, с видом на весь Брюссель.
О принятом решении, равно как и о потраченных евро мы не пожалели, хотя, честно говоря, я получила больше удовольствия от антуража и обслуживания, нежели от еды.
Оформление ресторана задумано в стиле техно. Наверно, когда-то интерьер смотрелся супер-пупер "продвинутым", но по сегодняшним меркам это просто со вкусом выполненный современный дизайн.
Электронное менюЭлектронные меню, конечно, есть теперь не только в ресторане Атомиума, но здесь это очень к месту, даже трудно представить какое-либо другое, столь же удачное решение.
Пока мы ожидали своего заказа, наблюдали за двумя дамами за соседним столиком. У одной из них был, очевидно, день рождения, и они пришли его отметить, заказав только сладкое. Когда к ним с песнями и мини-фейерверком подошли несколько официантов, дамы просто обалдели... Тут перед ними поставили десерты, и весьма занятные, ничего подобного я ещё не видела. У одной была вазочка, очень узкая со стороны дна и широкая в ободке. Внутри, в полупрозрачной жидкости плавали два идеально ровных шарика мороженного.
Вторая женщина получила нечто вообще непонятное. Помните, раньше были такие сувениры — шар на подставке, а внутри шара какая-нибудь ерундень? Вроде этого:
Вот именно такой сувенир и прибыл на блюде, только он выглядел полностью металлическим, при том был слегка полит шоколадным сиропом. Оказалось, что это тоже мороженное.
Тем временем прибыли и наши закуски. У дочки на тарелке лежала "ветка орхидеи" — всего-то несколько ломтиков прошутто, но оформлено с претензией.
У меня был салат. Какой — не знаю, со вкусом так и не разобралась :-) крошечное нечто плюс фантазия дизайнера. Понты, понты...
А уж с какой помпой нам подали обычное пюре и тефтели!
Вишневое бельгийское пиво, единожды попробовав, мы заказывали либо покупали каждый день. В Атомиуме не стали делать исключения.
Из всего дорогущего обеда только пиво, пожалуй, и было не только красивым, но и вкусным. Ну, и шоколадный мус на десерт оказался весьма неплох.
После обеда мы снова спустились на скоростном лифте в холл нижней сферы, и оттуда начали перемещаться вверх уже на эскалаторах, исследуя поочерёдно все доступные атомы молекулы.
Первый "атом" тематический. Внутри него на двух этажах располагается экспозиция, которая посвящена исследовательским работам в области ядерной энергии.
Внутри другой сферы оборудован отель и игровая площадка для детей. Отель этот не совсем обычный, а точнее, вообще невменяемый. :)
Номер там только один-единственный, и заказать его сможет лишь только группа от 10 до 24 детей в сопровождении взрослых.
В атоме-комнате расположены полупрозрачные мини-сферы, которые символизируют молекулы воды. Внутри каждой такой молекулы умещается только кровать, причём сами сферы-спальни подвешены к потолку на высоте 3 метров. Ночью сферы, естественно, опускают вниз, чтобы дети спали спокойно и безопасно.
Пол в отеле сделан из мягкого материала, и предназначен для детских игр в течение дня. Здесь есть столы, стулья и множество игрушек для детей любого возраста.
Взрослых же порадуют панорамные окна отеля Atomium, откуда открываются потрясающие ночные виды на Брюссель. Днём виды тоже хороши, но их может видеть каждый посетитель Атомиума, а ночью — это эксклюзив, только для постояльцев отеля.
Третья сфера, которую мы посетили, более всего напоминала роскошный танцпол. В такт музыке в темноте мигали и переливались, постоянно меняя форму различные геометрические фигуры. Это завораживало и немного дезориентировало. Может быть, это просто аттракцион, а возможно, и впрямь помещение для дискотеки со светомузыкой.
И точно такими же свето-музыкальными оказались практически все трубы, соединяющие атомы между собой.
Пока эскалатор перемещал нас из одной сферы в другую, несколько раз менялись цвет и вся геометрия туннеля. Не на самом деле, а за счёт подсветки, конечно.
https://youtu.be/nzsf6G6BsTA
Только к двум сферам, недоступным для посещения и запертым, ведут обычные лестницы.
Как всегда, то, что закрыто, кажется наиболее любопытным. Мне ужасно хотелось узнать, что же там прячется, в этих таинственных сферах. Оказалось, их функции исключительно утилитарны — они служат "противовесами", обеспечивающими наибольшую устойчивость конструкции.
Дело в том, что первоначально Атомиум был установлен без опор под нижними сферами, и инженерные расчёты показали, при очень сильном ветре данная гигантская молекула железа может просто покатиться. После этого для безопасности к нижним сферам подвели дополнительные ножки-подпорки.
У подножия Атомиума находится сооружение в виде надписи WELCOM. Люди, и особенно дети, облепляют буквально каждую букву, словно муравьи. Мне это показалось символом особой гостеприимности и приветливости места.