Самарканд по праву называют музеем под открытым небом. Свыше 40 архитектурных памятников этого сказочного региона Востока были включены в список ЮНЕСКО.
Недавно учеными Археологического института АН Республики Узбекистан проводились раскопки в крепости Шероз – памятнике, связанном с историей эпохи Темуридов, расположенном в селе Болгали Булунгурского района Самаркандской области.
Сведения об этой крепости, возведенной Амиром Темуром в конце Х1У века, встречается в «Бабурнаме», а также в произведениях ибн Арабшаха, русских историков В. Вяткина и Ю. Бурякова.
- Крепость, окруженная с трех сторон каналом Булунгур, имело важное оборонительное значение благодаря своему географическому расположению, - говорит директор института Амриддин Бердимурадов. – В свое время стены крепости Шероз выстояли немало атак со стороны врагов. Кроме того, около крепости сохранились остатки моста, возведенного над каналом Булунгур во времена Темуридов.
Внутри крепости существовал тайный ход со стенами из жженного кирпича, который служил для поставки воды из канала во время осады. В ходе раскопок здесь были обнаружены оружие, гончарные изделия, монеты эпохи Темуридов.
Ученые института вскрыли в центре конструкции большой зал шириной почти 6 метров, длиной 22 метра и остатки стен смежных комнат. По мнению специалистов, данное сооружение являлось административным зданием великого полководца во время походов.
Археологи, участвовавшие в раскопках, признали необходимость снова закопать обнаруженные исторические ценности, чтобы сохранить их для будущего поколения. Сохранение этих находок в открытом виде и изучение десятка административных зданий внутри крепости на площади около двух гектаров требует значительных материальных ресурсов.
На удалении 250-300 метров от этого места расположен еще один исторический объект культуры Хужа Хофиз Меросий.
Об этой личности очень мало сведений в истории Узбекистана. По некоторым данным, Хужа Хофиз Меросий жил во второй половине ХУ века и оставил большой след в религиозной и культурной жизни региона как талантливый поэт, государственный и религиозный деятель. Кроме того он был одним из семи мировых личностей, читающих Коран в семи тональностях. Хужа Хофиз Меросий служил во дворце султана Убайдуллохана и дошел до главного муфтия государства.
Он умер 26 октября 1528 года в иранском городе Мешхед. Согласно волю покойного, через 6 месяцев после смерти, султан Убайдуллахон перезахоронил его тело на кладбище в селе «Болгали» махалли «Эрганакли» Булунгурского района.
Следует отметить, что во время правления тоталитарного режима, подобные места паломничества считались «второстепенными объектами». В 1987 году по поручению Центрального Комитета коммунистической партии мавзолей Хужа Хофиз Меросий с вблизи расположенной мечетью были разрушены.
После достижения Независимости Республики Узбекистан, жители села «Болгали» собственными силами, методом хашара восстановили разрушенную мечеть. В результате, в 2002 году был возрожден мавзолей Хужа Хофиз Меросий. В настоящее время на указанном месте имеются «целебные пески», которые в жаркие дни посещают жители различных областей нашей республики. По мнению специалистов, проводивших лабораторные анализы, в составе целебных песков имеются множество химических элементов, полезных для жизненно важным точек человеческого организма.
На основании приказа Главного научно-производственного Управления по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан от 14 сентября 2014 года и соответствующего заключения экспертной группы ученых, место паломничества Хужа Хофиз Меросий было включено в кадастровый список как объект культурного наследия местного значения.
Решениями хокима Булунгурского района от 15 мая 2013 года и 15 октября 2015 года, здесь был создан соответствующий Центр, наделенный собственными юридическими и банковскими реквизитами, а для целебных песков было выделено 1,2 гектара земельной площади, проекты которых были согласованы на совещании совета Архитектуры и градостроительства при хокимияте Самаркандской области. Кроме того, были разработаны дополнительные проекты по электрификации, строительства километрового дорожного полотна к указанному месту паломничества, а также возведению артезианского колодца.