Пастдаргом - является одним из древних территорий Самаркандской области, где с севера протекает река «Зарафшан», а с юга простираются цепи Зарафшанских гор и холмов.
На территории района расположены более 150 исторических крепостей, городищ, холмов и мусульманских мечетей, которые и по ныне представляют определенную историческую ценность для народа.
Этот край знал таких известных и видных религиозных деятелей и мыслителей как, Имам Алкам, Яссави шейх Ифтихар, Нажмиддин Ота, Мавлоно Ошик, Кукташ Ота и других.
Если взглянуть на историю района, то можно увидеть, что построенные силами жителей арыки, каналы, исторические памятники были засыпаны и разрушены во время иностранных захватчиков. По историческим сведениям, на месте нынешней 100-й автобазы, когда-то стояла крепость, которая была возведена в 1V-V1 веках, а в конце V1 века она была разрушена арабскими завоевателями. С годами крепость опят была восстановлена. Толщина стен объекта доходила до 4,3 метра, и она служила одним из форпостов древнего Самарканда.
Известный Великий Шелковый путь проходил именно через Пастдаргомский район, где были созданы благоприятные условия для развития торговли. Между сегодняшними махаллями Дурмантепа и Торарыкской находится городище «Дурмантепа», которая в своё время выполняло роль центра торговых связей и было одним из крупных городов с площадью 25 гектаров. Руины Шахристана свидетельствуют о том, что пастдаргомцы уже в те давние времена были опытными животноводами и ремесленниками.
Основным источником воды здесь является канал «Даргом», который расположен в низовьях реки Зарафшан. Слова «даргом» - синоним к слову «река», с последующими изменениями в грамматике языка у слова появилось второе значение: «б» превратилось в «м», тем самым произошло морфологическое изменение. В переводе с фарси и с таджикского языков слово «Даргом» стало обозначать «управляющий, путеводитель», «руководитель группы». Во-вторых, это слово означает «главная вода, путь главной воды».
Судя по фактам, река «Даргом» была известна издревле. Вот что говорится в книге «Бабурнаме» - великого мыслителя Востока Захириддина Мухаммада Бобура: «…В этом русле течет древняя вода из Руд. Эта вода разделяет Великий Руд. Может быть, эта вода называется «Даргом». В книге слово «Даргом» пишется как «Даргам». Впоследствии, слово «Даргом» переросло в имя существительное и стало обозначать название нынешнего канала.
Часть канала, которая проходит через Пастдаргомский район называется «Даргом». Так как исток реки Даргом в нижней части реки, то к слову «Даргом» добавляется приставка «Паст», что обозначает «Нижний» и явялется графой к слову «Пастдаргом».
Издревле район славился своими пастбищами, плодородными землями, тем самым привлекая к себе земледельцев и животноводов, создавая для них возможность для дохода, прибыли.
В итоге, в V веке ярким примером ирригации района был канал Пастдаргом, оснащенный поливными приспособлениями, созданными нашими дедами и прадедами.
Одним из наиболее интереснейших археологических памятников района является городище Кафиркала, расположенное на левом берегу канала Даргом, в 18 километрах к югу от Самарканда. Кафиркала была хорошо укрепленным центром, контролировавшим торговую трассу из долины Кашкадарьи в Самарканд. Об исключительности памятника говорят найденные здесь буллы, в количестве более 50 экземпляров. Буллы (оттиск печати на сырой глине) – это ценный исторический источник по изучению административного управления, юридической практики и внешних связях раннесредневекового Согда. Как показывают раскопки последних лет, на этом месте располагалась загородная резиденция самаркандских правителей.
Осуществленные археологические раскопки памятников старины Бакрок-тепа, Бел-тепа, Кала-тепа свидетельствуют о том, что они также были центрами ремесла и торговли. Начиная с 1888 по 1896 годы, через Пастдаргомский район проходила железная дорога Самарканд – Когон.
В ХХ веке в Пастдаргомском районе в каждом селе были построены большие и маленькие мечети. При этих мечетях были открыты школы для детей.
Во время тоталитарного режима все мечети были опустошены. Начатые по строительству канала Анхор не были доведены до логического конца, в результате чего он был засыпан.
До 1917 года большая часть Пастдаргома состояла из пустынь, болот и зарослей диких кустарников. Пригодными для посева считались земли сегодняшней махаллей Янгиабад, Хиндибай, Тукбай, Катта Найман, нижней части махалли, расположенной в Гузалкентской территории села Култан, которые считались имуществом местных богачей и русских чиновников.
29 сентября 1926 года вошел в историю как день образования Пастдаргомского района. Тогда и были образованы Сарибош, Гулакандоз, Пулатчи, Довул, Болатош, Димишкибола и другие сельские советы – махаллинские сходы граждан.
В 1929 году название района изменилось, а в 1938 году оно вновь было восстановлено. В 1959 году Пастдаргомский и Чархинский районы были объединены. (В мае 1950 года Чархин был отделен от Пастдаргомского района).
В 70-е годы прошлого столетия были омрачены для Пастдаргомского района репрессиями, проходящими известному «хлопковому делу» Гдляна и Иванова. Не бросались в глаза возведенные объекты. На развитие культуры и искусства вообще не уделялось никакого внимания.
После достижения независимости Республики Узбекистан, начались крупные изменения в экономической и социальной жизни района. Были восстановлены национальные ценности, в частности, были отреставрированы более 20-ти мечетей, построены новые объекты. Были благоустроены такие места паломничества как, Имом ота, Ошик ота, которые почитаемы местным населением.
В течение последних 25 лет здесь проводятся масштабные работы по строительству и благоустройству. Быстрыми темпами развивается социально-экономическое положение района. Раньше количество промышленных предприятий здесь было всего два. А сейчас этот показатель возрос до 250. Предприятия района производят различную продукцию. Кроме того, в настоящее время здесь действуют 7 совместных предприятий.
В районе за короткие сроки были построены по современным требованиям 124 здания общеобразовательных школ, оснащены спортивные залы. Кроме того, здесь были вновь возведены 3 рынка, 2 парка культуры и отдыха, и многие объекты социально-культурного значения.