Тем не менее, в нашей культурной программе четко было обозначено обязательное посещение двух музеев — Ван Буррена (На деревню к богатому дедушке) и Рене Магритта. Причём, если с Ван Бурреном всё было понятно (по этому поводу у меня было распечатано аж два листа заранее подготовленной информации), то насчёт Магритта я пребывала в недоумении. Что за музей, чего от него ждать, а главное, когда и по какой причине я втиснула его в короткий список "обязательного"?
Поняла я это уже дома, примерно месяц спустя после возвращения из Бельгии, когда эмоции улеглись, новые знания начали раскладываться по полочкам, и все "обрывочки" связались воедино.
Выяснилось, что причин оказаться в этом музее, по крайней мере у меня, было две. Одной из них был фасад здания, спроектированный по эскизу картины Рене Магритта "Империя света". Впервые увидев в интернете его фотографии , я поняла, что такое нельзя пропускать!
Музей Р.Магритта (из интернета) в декорациях и без...сравните.
Стены, раздвинутые словно шторы на огромном окне, глядящем в небо.
Это ясное, дневное небо над вечерним, даже ночным, пейзажем — очень "магриттовское". Загадочное сочетание, из тех, которые так любил использовать художник.
Конечно, ответ должен был прийти сразу, едва мы оказались на Королевской площади...Но он не пришёл:-)
Здание было на ремонте, роскошную инсталляцию-обманку с фасада убрали, потому его внешний облик ни о чем мне так и не напомнил. Кроме того, все три этажа экспозиции оказались перенесены в Королевские музеи изящных искусств , и мы некоторое время были больше озабочены поисками нужного входа, нежели ответа на вопрос — почему мы сюда пришли?
Чтобы попасть в ту часть здания, которая временно отведена под музей Рене Магритта, нам пришлось пройти несколько залов Королевского музея.
Так что успели получить "бонусом" понемножку от классического, и современного искусства.
Ну, а в первые же минуты, едва мы вошли в музей Магритта, все дружно согласились, что "попали по адресу". Всё нравилось и всё было необычно, я радовалась, что пришла именно в этот музей и притащила всех, только в самой глубине сознания крутился ржавым винтиком расковыривая мозг, вопрос: "ведь выбрала правильно, и явно не случайно, так что же, что в своё время определило этот мой выбор?"
Русалка. Одобряю! Кто сказал, что "полурыбой" должна быть исключительно нижняя часть туловища?
Магритт Рене (Magritte Rene) (1898-1967), бельгийский художник-сюрреалист, который, впрочем, сам себя сюрреалистом не считал. Не буду переписывать заумные концепции искусствоведов, а расскажу о собственном восприятии экспозиции.
То, что мы пришли в мир сюрреализма, стало понятно сразу, нас окружали яркие образы-загадки, сюжет каждой из картин приглашал поразмышлять.
Одна из первых же работ, которая попалась на глаза, вызвала легкое недоумение-узнавание. Гала?...
Нет, не она. Но точно так же, как Дали бессчётное число раз писал образ Галы, так и для Магритта единственной женской моделью всю жизнь была его жена — Жоржетта Бергер.
История любви Рене и Жоржетты красивая и долгая. Они познакомились, когда будущему художнику было 15 лет, ей — 13. Практически, как Ромео и Джульетта. На ярмарке в бельгийском городке Лессин, в сверкающих огнями фейерверка сумерках Рене увидел силуэт юной девушки, и влюбился первого взгляда.
Будучи детьми, они не могли остаться вместе, и жизнь развела их на долгие 9 лет, но именно под влиянием этой встречи, Рене увлёкся живописью, через которую пытался воплотить в жизнь свои фантазии, грезы и философские размышления.
Новая встреча Рене и Жоржетты случилась совсем в других обстоятельствах: не в разноцветье праздничных огней, а унылым пасмурным днём. Однако, силуэт девушки, возникший среди капель дождя, был не менее прекрасен, чем тот, что бережно хранился в памяти. Больше они не расставались. Жоржетта оставалась другом, женой и музой художника на протяжении 45 лет.
Экспозиция произведений Рене Магритта, временно размещённая в Королевском музее, занимала 3 этажа, по два зала на каждом. В лестничных холлах, разделяющих залы, были установлены экраны, на которых без перерыва демонстрировались "домашние видео" — черно-белые фильмы, в которых Магритт и его жена дурачатся, разыгрывают некие сценки, либо устраивают розыгрыши для своих гостей. Не всё было понятно, но одно определённо: даже в очень солидном возрасте этой паре не было скучно в обществе друг друга.
Несмотря на то, что картины Магритта написаны в стиле сюрреализма, сам он себя к сюрреалистам не относил. В молодости художник пытался примкнуть к их кругу, чтобы найти единомышленников, но у него возникли разногласия с главным идеологом сюрреализма – Андре Бретоном, окончившиеся скандалом и разрывом.
В своих работах Рене Магритт пытался доказать, что суть обычных предметов, которые мы видим, обманчива, а скрытой их таинственности мы обычно не замечаем.
Все его картины несут отпечаток таинственного мистицизма, а любимым приемом художника было размещение реальных предметов в необычных, магических условиях. В этом состояла его борьба за магическое начало против "обманчивой самоочевидности".
Оформление экспозиции, на которой мы побывали, вполне отвечало этим художественным идеям, а демонстрация картин, как бы светящихся изнутри, в затемнённых залах особенно усиливала их эффект.
И всё же, говоря о сюрреалистическом окружении обычных предметов, нельзя не отметить, что и сами предметы не всегда обычны.
В какой-то момент мы обратили внимание, что на многих картинах Магритта присутствуют некие сферы, состоящие из двух захлопнутых половинок. Подобно пудренице. Более всего эти предметы напоминали ... ловушки для покемонов!
А вот это каково: ловушка для покемонов рядом с "на всю голову раненной" головой?
Это не только нас повеселило, но и стало, пожалуй, самой большой загадкой. Вот вам пример мистического предвидения талантливого человека! Рене Магритт умер 50 лет назад, тогда не было ноутбуков и мобильников, какие уж там покемоны...
Но в основном его картины, действительно, состоят из вполне узнаваемых, иногда самых примитивных, предметов — деревья, окна, двери, фрукты... "Чистый сюр" рождается здесь не за счёт бестолкового нагромождения непонятных элементов, а из умело созданных зрительных образов, за каждым из которых прячется самостоятельная история.
Французский прозаик и поэт Лотреамон называл это искусством устраивать "встречу зонтика и пишущей машинки на операционном столе". Сам же художник говорил о себе: "Мои картины — не сны усыпляющие, а сны пробуждающие".
В принципе, можно очень много ещё рассказать о произведениях Магритта, их символах и интерпретациях. Тем, кого эта тема интересует, предлагаю ссылку ( https://www.google.co.il/amp/s/ria.ru/amp/weekend_art/20131121/978422160.html?client=safari ) на одну из наиболее удачных, на мой взгляд, статей. Сама же напишу о том, как, наконец, получила ответ на вопрос "почему мы пришли именно в этот музей?"
Непродолжительный период в своей жизни Рене Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции. Несколько таких плакатов были развешены в коридоре здания и на лестничных пролетах, мы увидели их уже перед самым нашим уходом из музея.
На одном из плакатов красовалась репродукция картины, которую я мгновенно узнала, и сразу вспомнила, где видела подлинник.
Дело в том, что некоторое время назад, в иерусалимском Богатства Иерусалима на холме в Гиват Рам мне попался на глаза "Замок в Пиренях", который уже не суждено было забыть.
Над морем парит, словно в невесомости, огромная каменная глыба, а на ней, как маленькая корона, умостился сказочный замок.
Что-то щемящее, преходящее и зовущее поспешить в дорогу увиделось мне тогда в этой насмешке над гравитацией...
Картину я накрепко запомнила, а имя художника — нет. Но записала внутри соответствующих файлов-копилок, и ещё задолго до поездки в Брюссель вытянула оттуда, поставила в поиск и алле-оп! — узнала про здание музея с невероятным фасадом. Поэтому и снабдила в нашей программе пометкой "обязательно". Удивительно только, что не снабдила никакими комментариями, и потому нагромождение информации готовящейся поездки как-то вытеснило у меня из памяти все, что связано с Магриттом.
С другой стороны вышло неплохо, ибо добавило походу в музей чуточку интриги. А любителям сюрреализма я этот музей, однозначно, советую посетить.
Адрес:
135 rue Esseghem, Brussels
Телефон:02-428-26-26
Web-адрес: