Вводная.
В минувшем году наш традиционный большой зимний отпуск пал на сомнительные (в плане времени года) Балканы. Были тому свои причины, в основном, как ни прискорбно, финансовые. Ну, и посетив в течение года столько мест в несезон, надо было закончить самым конкретным несезоном, что у нас, собственно, прекрасно и получилось…
«Не сезон» тут и далее я буду писать слитно, потому что все так и было. НЕСЕЗОН. Это не слово, это понятие. Как говорится в одном анекдоте — это невозможно понять, это можно только запомнить.
Сначала мы планировали посетить только Боснию и Черногорию, но потом наш маршрут изменился и стал тем самым Кольцом, который я вынес в заглавие рассказа. В принципе, маршрут менялся до последней минуты. Где-то посередине подготовки планы были такие — прилетаем в Тиват, оттуда на машине едем в Дубровник, далее катаемся по Боснии, заскакиваем в Сербию, после чего возвращаемся в Черногорию. В какой-то момент, ползая по гугло-картам, я обнаружил удивительную вещь, о которой не знал ранее — оказалось, что Хорватия разделена на две части девятикилометровым боснийским аппендиксом, выходящим к морю. Этот момент тоже внес свои коррективы в наш маршрут, и так далее. В результате наш маршрут получился вот таким (по основным точкам): Тиват-Дубровник-Неум-Мостар-Сараево-Вишеград-Приеполье-Жабляк-Ульцинь-Шкодер-Будва-Тиват. В Албанию мы сгоняли на один день из Ульциня, все остальное ехали по кругу. Вот карта наших перемещений для тех, кто, как и я недавно, плохо знает этот район бывшей Югославии.
До поездки мы забронировали машину (спасибо Максиму maksim-nav за наводку), и жилье в Дубровнике на три ночи. Все дальнейшие брони мы осуществляли по пути. Допустим, приехав в пункт, А, и поняв, когда мы отсюда уедем, мы прикидывали, сколько мы можем провести в следующем пункте В, открывали Букинг и подбирали необходимый нам вариант, благо вариантов этих было полно. Однако, несезон.
Итак, мы крутили по Балканом 22 дня, ночевали в восьми разных городах, проехали 1617 километров, потратили на бензин 150 евро, и на жилье чуть меньше 400. Машину, по старой памяти, мы заказывали Ситроен С-3 механику, но нам дали Мазду 2 автомат. Машина, включая полную франшизу, нам обошлась в смешные 14 евро в день. 95-й бензин в тех краях стоит 1,17 евро (или аналогичную сумму в местной валюте), с минимальными отклонениями в ту или иную сторону. С парковками тоже все было замечательно — жилье мы подбирали такое, которое предоставляло парковку, а в городах и весях мы умудрялись притыкать машину бесплатно. Словом, за парковку мы заплатили всего два раза — на стоянке около Черного озера в Жабляке (но она там всегда была платная) и в Старом Баре. Так что не так страшен черт, как его малюют…
Ах да, про главное-то я и забыл… С нами был Игорь. Дело в том, что мне надоело пялиться в мелкие и невнятные карты из путеводителей и прочих печатных изданий (пялиться в окно куда как интереснее), да и дорога предстояла не самая простая, поэтому мы купили навигатор. О, этот звереныш внес в нашу поездку свежую струю! Струю смеха и мата. Чего было больше, я даже не знаю. Несмотря на то, что он разговаривал с нами голосом некоего Ильи, после пары-тройки косяков мы его окрестили Игорем. Игорем через этакое «гэ» или «хэ». Увы, нет в русском языке такой буквы, но есть такой звук. Так вот, большую часть времени он вел себя хорошо, а нас в правильном направлении, но иной раз отмачивал такие корки, что мама не горюй! Чаще всего он уговаривал нас повернуть туда, где в принципе не было ни одного поворота, один раз вывел на встречку, один раз завел в такие дребеня, что я до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю ту дорогу. Словом, товарищ он оказался норовистый, за ним был нужен глаз да глаз. Но, положив руку на сердце, скажу, что он сильно облегчал нам жизнь. В те моменты, когда не усложнял. Но, обо всем по порядку. Итак,
Тиват — Дубровник.
17 декабря мы прилетели в Тиват, который встретил нас солнечной погодой, приемлемой температурой, и представителем прокатной конторы с табличкой с нашими именами. После минимальных формальностей, красный мазденыш перешел в наши руки, мы врубили Игоря, настроили его на наш адрес в Дубровнике и двинули в путь. Не торопясь, объехали Боко-Которский залив, вспоминая места, по которым мы катались восемь (и семь) лет назад, о чем в свое время были написаны два блокбастера Франшиза или жизнь. На Ситроене по Черногории и Черногорские хроники. Возвращение. Съемку открывающихся красот мы решили оставить на потом, на данный момент у нас было две цели — поесть и доехать до Дубровника. Первую проблему мы удачно решили в небольшой кафешке, где добрая женщина пожарила нам свежую дораду, а вторая проблема была еще впереди.
Незаметно, повинуясь указаниям Игоря (который тогда еще был Ильей), мы приехали на границу. Тут я решил провести эксперимент с двумя своими паспортами. Кто помнит — мы обсуждали этот момент на форуме, кто не читал — напомню. Дело в том, что в моем старом паспорте осталось от силы пара свободных страничек, а у меня в нем мультишенген, который кончается аж в 2019 году. В связи с этим (и появившейся возможностью) я получил второй действующий загранпаспорт, по которому и въехал в Черногорию. Само собой, никаких шенгенов там не было. Так вот, у меня был вопрос, как меня будут пропускать на границах. К удивлению, нигде (кроме албанской границы) ко мне не было никаких вопросов. На черногорской стороне я дал новый паспорт, мне шлепнули штамп на выезд. То, что я еду в шенгенскую зону без визы, вопросов у погранцов не вызвало. На хорватской стороне я дал старый паспорт с шенгеном, куда и получил штампик. Откуда я взялся на хорватской границе, тоже никого не интересовало.
На всякий случай о пересечении сухопутных границ. В несезон они были практически пусты — одна-две машины максимум (опять же, кроме албанской, но об этом позже). Прохождение границы редко когда занимало больше пяти минут. Даешь в окошко паспорт и документы на машину, пара минут, и можно ехать дальше. Само собой, в комплекте документов на машину должна быть грин-карта, бумага со списком стран, куда на ней можно выезжать. На нашей можно было ездить по ВСЕЙ Европе, включая Великобританию, Исландию и Гибралтар. Было даже обидно, что мы не можем воспользоваться такой возможностью. Права у Ксю самые обычные, пластиковая карта, с пунктами, дублированными на французском. Никаких загранправ мы не получали, и вопросов на эту тему к нам не было.
Таким образом, мы, пару часов назад прилетев в Черногорию, оказались в Хорватии. До Дубровника от границы рукой подать, так что в скором времени мы уже увидели каменные стены Старого города. Наше жилье было в другой части города, куда мы и ехали, повинуясь указаниям Игоря. В один прекрасный момент, на узкой улице, с одной стороны которой была каменная стена, а с другой — деревья, Игорь торжественно объявил — вы прибыли на место! Фиг там! Никаким жильем в этом месте и не пахло. Мы с Ксю впервые пользовались навигатором, поэтому не очень понимали, что делать дальше. Само собой, что купив такой высокотехнологичный гаджет, мы даже не подумали озадачиться картой. Тем временем уже стемнело, а мы продолжали ехать непонятно в каком направлении, под истерические выкрики Игоря — вы ушли с маршрута, через сто метров резкий поворот налево, потом направо…
В результате мы приткнулись в какой-то маленькой нычке, я достал распечатку из букинга, и с радостью обнаружил там не только адрес, по которому нас и вез Игорь (привезя в совсем другое место), но и координаты. Я забил в навигатор эти самые координаты, после чего Игорь пришел в себя и проложил новый маршрут, который действительно привел нас к искомой цели. Осталось только найти апартаменты.
Вообще, такая элементарная вещь, как поиск здания по адресу, на Балканах превращается в настоящий квест. Девять раз из десяти адрес нашего очередного жилья выглядел приметно так: Андрич апартментс, Город, Улица, bb. Что за bb, какой номер дома — совершенно непонятно. Легко найти город, вполне реально найти улицу — но вот это загадочное bb… Особенно если учесть что вывеска, что это именно те апартаменты (или апартаменты вообще), попадалась хорошо, если в одном месте из трех. Дальше в силу вступал несезон — народа практически не было, спросить не у кого. Вот стоит перед вами десяток разнообразных домиков с закрытыми дверями — угадайте, в каком из них вы забронировали номер? Конечно, можно позвонить, но я как-то не привык покупать симки в каждой стране, а билайновский роуминг — за гранью разумного, и вообще я в отпуске телефон отключаю и использую его только в качестве будильника. Вот такие дела!
В результате, пока Ксю пыталась припарковать машину на бесплатной, как мы надеялись, обочине, я пошел искать нужный дом, благо в распечатке был указан номер, и, как это ни странно, номера имелись и на самих домах. Я нашел нужное здание, и, к своему удивлению, на одной из дверей обнаружил приклеенную на скотч записку, адресованную мне. Типа, Олег, добрый день, это ваша комната, меня сейчас нет, увидимся вечером, имя. Ниже из замочной скважины торчали ключи. Вот так дела! Я вышел на улицу, в баре, расположенном в соседнем здании уточнил, бесплатная ли тут парковка, и пошел обрадовать Ксю, что в ближайшие три дня нам будет, где жить. Мы перепарковали машину на освободившееся место практически под окном (за полторы минуты, пока Ксю подъезжала, я отогнал двух претендентов), и, с чувством выполненного долга, пошли обживать наш номер. Наши апартаменты были прямо напротив автовокзала, который очень смешно назывался — Автобусни колодвор. Колодвор… вот как!)) Из полезного — на вокзале был обменник (увы, уже закрытый) и здоровенный супермаркет. Никаких едален в зоне видимости обнаружено не было, да и валютой местной мы еще не разжились, поэтому мы купили какой-то еды в вышеупомянутом супермаркете (платили картой), и отправились отдыхать. В связи с купленной бутылочкой вина наш отдых затянулся, и, уже поздно вечером, мы все-таки пересеклись с нашей хозяйкой, которая с радостью приняла оплату за номер в евро (77 за три ночи.).
Следующим утром мы встали пораньше, убедились, что с машиной ничего не произошло, поменяли евры на куны (обменник работал с семи часов), и отправились в Старый Город. До него было около трех километров, то есть минут сорок неспешным шагом. Фотографируя по пути блестящее на солнце Адриатическое море и прочие достопримечательности,
5
мы, ни разу не заблудившись (Игоря-то с нами не было), дошли до Старого Города, а вернее, до крепости Ловриенац, куда мы и отправились.Форт был возведен жителями города примерно тысячу лет назад для защиты от венецианцев. Толщина наружных стен достигает 12-ти метров, если честно, то у меня просто в голове не укладывается, как можно перелопатить столько камня, да еще и сложить из него такое укрепление.
Говорят, что форт был построен всего за три месяца! Просто уму непостижимо! Несмотря на почтенный возраст, форт очень хорошо сохранился, и внутри и снаружи. Посещение форта стоит 30 кун (около четырех евро). Там хитрая система — если начинать осмотр со Старого Города, то, чтобы подняться на городские стены, надо заплатить 120 кун. В эти деньги входит посещение Ловриенаца. Но если начать с форта, то надо сохранить билеты, и предъявить их при покупке билетов на стены города, в этом случае надо будет заплатить всего 90 кун.
В связи с ранним временем и общим несезоном, кроме нас в форте было от силы пара человек, так что нам никто не мешал гулять по многочисленным проходам
и смотровым площадкам, и наслаждаться видом Дубровника. Единственный минус, что освещение для съемки города было не самым удачным, думаю, что форт лучше посещать во второй половине дня, или ближе к вечеру. Погуляв по форту минут тридцать-сорок, мы отправились в Старый Город.Вход в Старый Город через Ворота Пиле находится буквально за углом от Ловриенаца. Вход на территорию бесплатный, ведь там, как и в других «старых городах», до сих пор живут люди. Старый Город Дубровника оказался весьма приятным местом. В связи с несезоном народу там было немного (я видел летние фотки — просто не пройти), что несказанно радовало. Тем не менее, туристы там были, в том числе и отечественные. Итак, если войти в город через Ворота Пиле, то сразу попадаешь на центральную улицу Страдун, которая делит территорию города, скажем пополам.
При этом гулять лучше по его правой части, так как левая часть представляет собой крутые ступенчатые улочки, взбирающиеся вверх, в сторону крепостной стены.Правая же часть довольно ровная, да и основные достопримечательности находятся именно там.
Старый Город был построен так давно, что про него уже все рассказано-пересказано тысячи раз, поэтому мы просто пробежимся по местным достопримечательностям, не углубляясь в их историческое прошлое…
Сразу за воротами мы видим небольшую площадь, где расположены первые must-see достопримечательности — фонтан Онофрио справа и церковь Святого Спаса слева.
Если идти по улице Страдун прямо, то по левую руку будет стена и башня Францисканского монастыря.
Недлинная улица заканчивается на площади Ложа, где мы видим Колокольню, дворец Спонца,
шикарный Княжеский Дворец с колоннами с резными капителями, и церковь Святого Влаха, посвященную покровителю города Власию Севастийскому, и являющуюся гордостью жителей Дубровника. Посетив церковь, можно (и нужно) продолжить прогулку по узким улочкам. При этом можно найти красивую иезуитскую церковь Святого Игнасия, построенную в 1729 году,собор Вознесения Девы Марии с полукруглым куполом (самое начало 18 века),
сербскую православную церковь Пресвятой Богородицы (1877 год),
считающуюся одной из древнейших церквей города церковь Святого Николая построенную в 12 веке,
и прочее, прочее, прочее. Можно выйти в Старый Порт, и насладиться сочно-синим Адриатическим морем, невидимым из города.
Но конечно, самый хит в Дубровнике — это прогулка по крепостным стенам. Про стоимость билетов я уже писал, так что повторяться не буду. Вход на стены находится справа от Ворот Пиле, если смотреть на них из Старого Города. Протяженность стен около двух километров, и поверьте, это будет очень приятная прогулка!
Существует несколько причин посещения этих стен. Во-первых, зачем тогда вообще ехать в Дубровник?)) Во-вторых, мы уже нарезали три круга по Старому Городу, и узнаём каждую улочку.
В-третьих, со стен открывается вид на сам Старый Город, который снизу рассмотреть проблематично.
Четвертое — оттуда шикарно видно форт Ловриенац и красивую бухточку около него. Пятое — сами стены и башни — грандиозные постройки! Шестое — виды на Адриатическое море. Седьмое — пешие прогулки всегда полезны и приятны. Словом, одни плюсы… Итак, к форту Ловриенац мы подошли около девяти утра, а со стен слезли без десяти минут два. Замечу, что мы никуда не спешили, фотографировали, пили глинтвейн (в тени было прохладно), и вообще наслаждались жизнью. Когда в процессе прогулок по городу мы вышли в Старый Порт, нас попытались окучить девчонки, продающие экскурсии на лодке. Мы уточнили, что к чему, и «пообещали» вернуться, если что. Оказалось, что это «если что» наступило — город осмотрен, стены покорены, осталась только морская прогулка. Кораблики ходят каждый час, длительность экскурсии — тоже час, цена — смешные 10 евро (в сезон — до 50-ти). Плюс ко всему, еще светило солнце, но оставалось ему недолго, в декабре в этих краях солнце заходит в самом начале пятого — и короткий световой день был самым засадным моментом нашего путешествия. После четырех на улице становилось холодно и темно, приходилось тупо возвращаться домой. Словом, был идеальный момент прокатиться на лодочке…Так вот, мы с Ксю быстренько заскочили в один из немногих магазинов что есть в Старом Городе, прикупили по баночке пива (прогулка по стенам пробудила в нас жажду), и легким галопом понеслись через многострадальный Страдун — пристань находится в противоположном от входа-выхода на стены конце города. Девчонки были на месте, лодка тоже, а у нас было 20 евро — все совпало! Мы подошли к краю пирса, куда через минуту-другую причалила наша моторка. Мы-то думали, что у нас будет компания человек в 10–15, но, как только мы спустились в лодку, капитан отдал концы, и мы отплыли. Как вам индивидуальная экскурсия на кораблике всего за двадцатку? В этом и есть прелесть несезона…)
Море было спокойным, небо голубым, солнце теплым, пиво холодным — словом, ничего, кроме удовольствия, нам этот круиз не принес. Сначала мы проплыли вдоль стен в сторону Ловриенаца,
потом повернули назад, и проплыли вокруг острова Локрум, остановившись у какой-то пещеры,
потом прошли вдоль берега Дубровника, и вернулись на причал. Весь трип занял минут сорок, так что мы хорошо отдохнули после лазания по стенам.После водных процедур мы перекусили (должен заметить, что Дубровник вообще и Старый город в частности ни разу не дешевое место), и, благо время близилось к четырем, пошли снимать закат. С этим в Дубровнике есть некие трудности — моря или не видно совсем, или вид перекрывают скалы и стены. Сначала мы поднялись в небольшой парк правее от входа в форт Ловриенац, но место оказалось неудачным, солнце уходило за соседнюю скалу.
Пришлось спускаться вниз, а потом снова подниматься вверх, еще правее форта, туда, где находится автостоянка. Так вот, за ней нам ничего не мешало наблюдать, как солнце уходит в море — совершенно козырное место!
Оставался последний пункт сегодняшний программы — вернуться в Старый Город и поснимать его с подсветкой, зря что ли мы весь день таскали с собой штатив. Не скажу, что это лучшее в мире место для вечерней съемки, но кое-что снять все-таки удалось. Распрощавшись с городом, мы минут за сорок дошли до Колодвора, прикупили в супермаркете бутылочку винца, и отправились домой — начало нашего Балканского вояжа удалось!Продолжение следует…