В 1880 году в Бельгии отмечали пятидесятую годовщину независимости государства. К этому важному юбилею король Леопольд II пожелал приурочить открытие одного из крупнейших парков Брюсселя.
В историческом районе Лакен на севере Брюсселя, к королевской резиденции прилегала обширная парковая территория. Её-то и решено было благоустроить и превратить в общественный сад.
Идея была воплощена с размахом. Поистине огромные пространства, общей площадью 70 гектаров, вместили и широкие зеленые лужайки, и цветущие газоны, аккуратно постриженные аллеи и участки густого леса. Кроме тисов, каштанов и ясеня в парке было высажено множество хвойных деревьев, в том числе и редких их видов из Китая и Японии.
В нескольких основных направлениях были проложены широкие аллеи, ведущие к достопримечательностям, коих в парке немало. Здесь находятся Атомиум, Мини-Европа, стадион им. короля Бодуэна, Королевский дворец Лакен, павильоны королевских оранжерей, вилла "Бельведер", мемориал короля Леопольда I и многое другое.
В 2008 году, в составе организованного тура мы проехали на автобусе мимо части угодий Лакен, и за окном поочерёдно промелькнули сверкающие сферы Атомиума, стройные неоготические линии беседки-мемориала Леопольда I и частично скрытые за лесными деревьями Японская башня и Китайский павильон. Хотелось буквально выпрыгнуть из автобуса, чтобы хотя бы рассмотреть поближе всю эту красоту. С тех пор на протяжении многих лет, парк Лакен оставался для меня тем местом Брюсселя, куда хотелось попасть прежде всего.
Теперь, вместе с повзрослевшей дочкой, удалось наконец осуществить задуманное, и прогулка заняла большую половину дня, хотя увидели мы далеко не всё. Незабываемым развлечением оказался Атомиум, который мы посетили ближе к обеду.
Оттуда же, сверху, посмотрели на строения парка Мини-Европа.
Прежде же всего, с самого утра, мы пошли гулять по парку Лакен, но не бесцельно, а довольно направленно, к Японской башне и Китайскому павильону. Дочку очень интересует всё восточное, она увлечённо смотрит программы "Орёл или Решка", связанные с ЮВА, и похоже, выберется путешествовать в этом направлении гораздо раньше меня. Если не по времени, то уж точно, по возрасту.
Но пока это только в планах, и очень соблазнительно взглянуть на настоящие пагоды хотя бы в Европе. Дело в том, что планируя парк Лакен, король Леопольд II был под впечатлением от Всемирной выставки в Париже (1900 год), где впервые увидел, в частности, Японскую башню, которую вскоре благополучно выкупил. У себя в парке Лакен он захотел создать подобие путешествия по разным странам мира. Изначальный проект предполагал присутствие этнических мотивов в виде самых разнообразных экзотических сооружений, но проект остался неоконченным — возвести успели только Японскую башню, которую выкупили и перевезли из Парижа, и Китайский павильон.
Оба дворца расположены недалёко друг от друга в северной части Королевского парка. Работы по их созданию вёл парижский архитектор Александр Марсель, в 1901-1909 г.г.
Для Китайского павильона все отделочные работы по дереву выполняли мастера из Шанхая. Поэтому и двухуровневый китайский дворец, и стоящая напротив него круглая беседка украшены традиционными для Востока оригинальными орнаментами.
По проекту, внутри китайского дворца планировалось открыть фешенебельный ресторан, с богато декорированными залами, так что внутренняя отделка здания даже превосходит внешнюю.
Однако в 1909 году король отказался от своих планов, и сооружения парка перешли на государственный баланс. Некоторое время в Китайском павильоне размещался Торговый музей, а с 1947 по 1989 годы уникальное здание простояло попросту закрытым. Сегодня здесь выставлена большая коллекция китайского фарфора, включающая уникальные образцы 17-19 веков.
Неподалёку от Китайского дворца находится 50-метровая Японская башня. Как я уже написала, она являлась одним из экспонатов Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Эту настоящую японскую пагоду в своё время доставили на Всемирную выставку из Японии. Пагода полностью сделана из дерева, но имеет шесть уровней, вместо традиционных пяти, что не совсем отвечает буддистским канонам.
Зато собрана башня в полном соответствии традиционной японской технике строительства — без единого гвоздя! К тому же большинство элементов интерьера изготовлялись для пагоды на заказ непосредственно в Японии, мастерами из Йокогамы и Токио. Так что вполне можно утверждать, что эта башня в Брюсселе — самая настоящая, японская.
В настоящий момент Японская башня служит местом проведения временных выставок. Ещё одна экспозиция Музеев Дальнего Востока занимает помещения бывших конюшен.
К сожалению, посмотреть эти музеи мы не смогли, вовнутрь не попали, и даже непонятно почему. Мы заранее сверились с расписанием работы музеев в интернете, пришли вовремя, и расписание, висевшее на воротах, это подтверждало...но всё было закрыто. Увы. Пришлось обойтись внешним осмотром.
Что же, больше времени осталось на прогулку по парку. Летом он очень хорош, весь утопает в зелени, на газонах разбиты цветущие клумбы.
По пути миновали скульптурную группу Нептун. Прям таки Италией повеяло.
Или все-таки вспомнить Вену?
Несмотря на то, что в парке было довольно много людей, казалось, что мы гуляли там в одиночестве. Настолько велики его размеры и широкие зеленые лужайки.
На одной из таких лужаек я ещё издалека заметила женщину, которая выгуливала своего питбуля. Зная, как моя дочка неравнодушна ко всем, абсолютно всем, встречаемым на пути животным, я попыталась её предупредить, что возле этой собаки лучше пройти, на неё не глядя. Известно ведь, что некоторые породы собак могут быть агрессивны, и обычно они не слишком привыкли общаться с чужими людьми.
Мая согласилась, и когда мы поравнялись с питбулем, честно отвернулась и прошла мимо. А потом все же оглянулась, и с писком: "Мама, но он же смотрит, он хочет познакомиться!" — одним прыжком оказалась возле пса и накинулась на него с ласками. Обалдевший питбуль на мгновение замер, а потом приподнялся на задние лапы, тоже запищал, закрутил башкой, на полметра разбрызгивая слюну от восторга, и предпринял целую серию попыток лизнуть Маю в лицо.
Хозяйка пса пришла в себя чуть позже. Она, видимо, тоже привыкла, что люди проходят мимо её питомца с опаской либо с показным равнодушием. Выдохнула по-французски:
— Вы любите собак?
Мая вопроса не поняла, но очень в тему заявила по-английски:
— Я очень люблю собак!
В общем, несколько минут мы все очень мило пообщались. Победила дружба! Хотя я по прежнему считаю, что все-таки не стоит бросаться гладить каждого встречного ротвейлера или питбуля.
Ну, это так, шутливый заключительный аккорд к прогулке. Из Лакена в центр Брюсселя мы добирались на метро, со станции Хейзель. Решила об этом написать, поскольку оформление некоторых станций брюссельского метро очень понравилось. Это, конечно, не московский метрополитен-музей, но и не парижская чисто функциональная подземка.
Есть станции, полностью "одетые" в мозаику, или украшенные скульптурными группами, вполне симпатично.