Чистенькие, аккуратные, до блеска вылизанные мостовые, зеленые газоны, кашпо с цветочками и прелестные статуи в фонтанах... примерно таков на сегодняшний день антураж "средневековых" городов.
Ценность дошедших до нашего времени сооружений бесспорна, но то, что мы на самом деле так любим — всё-таки не средневековье, а его отголоски.
Раньше внутри городов была теснота, грязь и в воздухе витала невообразимая вонь, а за пределами городских стен находились кладбища, простирались пастбища-огороды и были разбросаны тут и там кое-какие поселения, соединенные с городом пыльными дорогами.
Брюссель не был исключением. В 12 веке к его воротам вела песчаная дорога, обочины которой покрывала желтоватая смесь глины и песка. Эта субстанция называлась по-французски "sablon", а по-голландски "zavel". В переводе — глина. Но израильтянам это, наверняка сейчас напомнит "зэвель", и не нужно переводить... Грязь, короче, и мусор.
Вот такое непрезентабельное название получил район, выросший за городской стеной вокруг маленькой часовни, возведённой на средства военной гильдии Брюсселя в честь победы при Ворингене в 1288 году.
В 1348 году в часовне появилась статуэтка Мадонны, которую некая благочестивая дама выкрала из храма Антверпена. Совершить сие деяние даме, понятно, велела сама явившаяся ей Богоматерь, а статуэтка с тех пор проявляла чудотворные способности. Видимо, чудеса и впрямь бывали, либо люди сильно в них верили, во всяком случае, к 14 веку часовня Победы или Богоматери Саблон стала местом активного паломничества.
Вскоре интерес к Мадонне-Саблон вырос настолько, что слишком скромный вид церквушки уже не соответствовал её значимости. Было решено строить на этом месте что-то роскошное, впечатляющее и готическое — снова на средства военной гильдии. Сегодня церковь Саблон Богоматери Побед смело можно назвать одним из красивейших храмов Брюсселя и великолепным образцом брабантской готической архитектуры.
Подобно тому, как из маленькой часовни церковь Богоматери превратилась в прекрасный собор, так и весь район Саблон со временем изменился до неузнаваемости. В 19 веке через него проложили улицу Регента (Regetschapstraat), а вокруг начали селиться благородные и богатые горожане.
Вот, например, бывший дворец наследника престола. Именно здесь родился Альберт I ( http://hrono.ru/biograf/bio_a/albert1belg.php ) — король Бельгии, которому историки приписывают немаловажную роль в Первой Мировой войне.
Сейчас во дворце расположена Счетная палата — Cour des comptes или Rekenhof.
Саблон вообще является теперь одним из самых престижных районов бельгийской столицы. Здесь сосредоточились художественные галереи, антикварные лавки, музеи, богемные и просто приятные кафе и рестораны.
Мы же приехали в Саблон, чтобы посетить музей Рене Магритта, и по воле обстоятельств, увидели гораздо больше, чем запланировали. Во-первых здание музея было закрыто на ремонт, и так мы попали в Королевский музей, куда была временно перенесена экспозиция.
Во-вторых, из-за ремонта шоссе, автобусы не останавливались возле музея, а нам так и не удалось найти место, куда перенесли остановку. В результате мы совершили очень большую пешую прогулку и познакомились с окрестностями.
Напротив церкви Notre Dame de Sablon, на противоположной стороне ул. Регента — там, где раньше было кладбище, ныне разбит милейший скверик Малый Саблон (Petit Sablon). Его спроектировал в 1890 году архитектор Анри Байрет.
По всему периметру ограды Petit Sablon установлены выразительные скульптуры, олицетворяющие различные гильдии ремесленников. Профессий представлено немало — 48!
В центре сквера на высоком пьедестале стоят, обнявшись, изваяния графов Эгмонта и Хорна. Соратники Виллема Оранского, они посвятили свою жизнь борьбе против испанской тирании в Нидерландах и, можно сказать, стояли у истоков голландской революции.
Оба графа были обезглавлены на центральной площади Брюсселя — Гроте Маркт — по приказу герцога Альбы. Графа Эгмонта, кстати, воспевали в своих произведениях Гёте и Бетховен, а прямо позади сквера Пти-Саблон находится бывший дворец этого аристократа.
Если от Пти-Саблон двигаться по ул. Регента на северо-восток, то буквально в пяти минутах ходьбы обнаружится красивейшая Королевская площадь (Place royale). На ней находятся Музей Магриттa, Церковь Сен-Жак-сюр-Куденберг (Святого Иакова), и еще семь других зданий, все вместе составляющие законченный неоклассический архитектурный ансамбль.
В центре Place Royale установлен памятник графу Готфриду Бульонскому ( http://100grm.ru/srednie-veka/zashhitnik-groba-gospodnya/ ) — герцогу Нижней Лотарингии, который славен тем, что был одним из предводителей Первого крестового похода (1096-1099).
История Королевской площади перекликается с историей квартала Саблон. Да и как могло бы быть иначе. В 12 веке на этом месте, за пределами крепостных стен находилась так называемая Холодная гора — Coudenberg, а неподалёку от неё располагался госпиталь. В 1121 году герцог Брабант открыл при в госпитале часовню Св. Иакова.
В 1183 году на Холодной горе был построен дворец Брабантов. Но лишь 250 лет спустя, когда герцогство Брабант перешло по наследству к короне герцогов Бургундии (1430 год), район, а с ним и часовня начали приобретать все большее значение. Часовню Св. Иакова достраивали, перестраивали, и в результате она получила статус приходской.
Когда в 1774 году принц Карл Александр Лотарингский предложил снести весь квартал и превратить его в Королевскую площадь, на месте часовни возвели Церковь Сен-Жак-сюр-Куденберг (L’église Saint-Jacques-sur-Coudenberg).
Эта церковь стала официальным религиозным центром дома Габсбургов. В 1851 году её фронтон был украшен роскошной фреской "Дева утешает скорбящих".
Первый король Бельгии Леопольд I принимал конституционную присягу именно в этой церкви.
А теперь от Королевской площади мы снова пойдём по ул. Регента в сторону квартала Саблон. Не удивляйтесь, я могла бы нарисовать стройный маршрут без выкрутасов, но тогда материал вышел бы обезличенным. Мы же, напомню, искали автобусную остановку и, на самом деле, несколько раз ходили туда-сюда. Вообще прекрасно, что остановка была перенесена непонятно куда, ведь иначе мы бы просто уехали и не увидели очень многого.
Итак, по обе стороны улицы Регента, спускающейся с холма, друг за дружкой следуют архитектурные шедевры. Королевские музеи, Счётная палата, а вот и Королевская консерватория Брюсселя:
Здание было построено в 1876 году, специально для консерватории, по проекту архитектора Жана Пьера Клёйсенара.
Из общего неоклассического стиля несколько выбивается модерновое здание бывшего универмага "Old England" — сейчас там музей музыкальных инструментов.
Более же всего притягивает взгляд гигантского размера дворец с куполом, стоящий в самом конце ул.Регента на площади Пуларта (Place Poelaert). Площадь здания 26,000 кв.м. — больше, чем базилика Святого Петра в Ватикане!
Это Дворец Правосудия, символ эпохи Леопольда II — короля, немыслимо разбогатевшего за счёт колонизации Конго. Строительство дворца было финансировано как раз из денег получаемых с африканской колонии, и эклектичное здание стало самой большой постройкой 19 века. Оно также занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дворец Правосудия вызывал и вызывает неоднозначную реакцию. Газета Belgisch Staatsblad / Moniteur Belge, которая с 1985 года один раз в 5 лет проводит общенациональный фламанско-валлонский конкурс на выявление самого уродливого общественного здания в стране, шесть раз(!) присуждала "главный приз" именно Дворцу Правосудия.
Да и во время его строительства, с 1866 по 1883 год, жители Брюсселя не испытывали особого восторга, ибо ради дворца пришлось снести целый район города, выселив множество людей в другие места.
Тем не менее, облик здания не может оставить вас совсем уж равнодушными. Массивный дворец с величественным куполом украшен множеством скульптур, статуями древнегреческих ораторов Демосфенa и Ликургa, и фигурами древнеримских юристов и философов Цицеронa и Домиция Ульпианa.
Одна беда, с 2003 года Дворец Правосудия находится на реставрации, которая никак не может завершиться. В интернете мне все же удалось найти одну фотографию здания, ещё не полностью поглощенного строительными лесами.
Самое нелепое, что за прошедшие 13 лет сами леса частично прогнили и теперь появилась необходимость ещё и в их реставрации.
К западу от Дворца Правосудия на площади Пуларта стоит памятник Славы бельгийской пехоты MONUMENT A LA GLOIRE DE L’INFANTERIE BELGE. Он был возведен по инициативе группы ветеранов Первой Мировой и создан архитекторами Антуаном Де Мол и Эдвардом Верейцкен, которые и сами были участниками той войны.
Памятник пехоте открыли на торжественной церемонии под председательством короля Леопольда III, в 1935 году. Монумент представляет собой массивный обелиск, в основании которого группа офицеров и солдат идёт вперёд под крыльями Победы. В верхней части стоят солдаты на стаже королевской короны.
Рядом с обелиском устроена обзорная площадка с панорамой на нижний город. Виды, правда, захватывающими не назовёшь, так как перепад высот здесь не слишком велик. Но судите сами:
В этот приезд прогулок по Брюсселю у нас практически не было, да и та, часть которой я только что описала, вышла спонтанно. Разве что в самый последний вечер перед отъездом у нас осталось немного времени. Конечно, мы отправились тогда на Гроте Маркт, чтобы ещё раз взглянуть на цветочный ковёр, на самую красивую площадь Европы, и на 96-метровую стройную и фантастически легкую резную башню Ратуши, видную издалека.
Потом мы ещё немного прошлись переулках, окружающих Гроте Маркт, в поисках подходящего, желательно тихого, места, где хотелось "на посошок" выпить бельгийского пива.
Брюссель на прощание махал нам рукой.
Паб нашёлся такой, как мы и хотели — совершенно пустой и в безлюдном переулке. Это в самом-то центре столицы! "Бонусом" к хорошему пиву шёл, собственно, сам хозяин заведения, вернее его исключительно колоритный вид.
Хотелось сфотографировать усача, но он казался слишком серьёзным, и я стеснялась лезть к нему с фотоаппаратом. Пока моя приятельница не сказала:
— Знаешь, если он так тщательно завил свои усы, значит, будет счастлив, если кто-то проявит к ним интерес.
Так и вышло. Хозяин паба был счастлив сфотографироваться сколько угодно раз, хоть с нами, хоть в одиночку. Я была счастлива, что заполучила-таки его фото...В общем, Брюссель, постоянно преподносивший нам что-нибудь занятное и оригинальное, напоследок тоже не разочаровал.