Часть 1: http://www.ayda.ru/story105668-28220
Часть 2: http://www.ayda.ru/story105668-28211
Часть 3: http://www.ayda.ru/story105668-28153
Мостар.
Вчера мы забукали жилье в Мостаре — апартаменты на одну ночь обошлись нам всего в 15 евро. Когда Игорек сказал, что мы прибыли на место, мы припарковались на кажущейся бесплатной стоянке около центральной улицы Мостара — узкого проспекта маршала Тито, и пошли искать апартаменты. Нет, вру. Не успели мы выйти из машины, как к нам подскочили местные ребята, и засыпали вопросами откуда мы и куда, и чего ищем. Обычно я стараюсь не пользоваться помощью всяких местных «хелперов», навязанные услуги которых и не нужны и дороги, но тут от них отвязаться не получилось.
— Мы приехали сюда жить, где-то тут наши апартаменты, — я попытался отбиться от «хелперов».
— О, какие апартаменты, я тут все знаю, — прыгает около меня самый бойкий пацан.
— Ну, допустим, апартаменты Мира, знаешь такие?
— Конечно, пойдем!
Гест оказался буквально за углом, но вот хозяйка жила в соседнем доме за другим углом, в домике, никак не отмеченном, куда и привел нас пацан. Где бы мы ее искали, я и не знаю. Пока я общался с хозяйкой, «хелпер», к моей радости, куда-то испарился. Видимо, альтруист…
Комнатушка оказалось так себе, ни плохо, ни хорошо.
Все прелести выяснились уже вечером, когда мы начали обживаться. А сейчас мы бросили сумки, и, пока еще было относительно светло, пошли посмотреть, где тут есть чего интересного, ну и заодно сориентироваться, чтобы завтра не терять время. Для начала мы зашли в буквально первую попавшуюся нам кафешку, где смолотили по порции чевапчичей в пите, за долгую дорогу и лазанье по крепостям мы изрядно проголодались.
Запив чевапчичи йогуртом (пива, к моему сожалению, в этом месте не продавали), мы вышли на пешеходную улицу, которая через непродолжительное время вывела нас к Старому Мосту — главной мостарской достопримечательности. В связи с наступающей темнотой мы не брали с собой фотоаппараты, а просто гуляли по мощеным улочкам Старого Города. Мы рассматривали прилавки с еще не убранными сувенирами, прошлись туда-сюда по мосту, дивилсь на людей, которых, несмотря на несезон, было довольно много (если сравнивать с практически безлюдными местами, которые мы посетили за сегодняшний длинный день).Нагулявшись, мы вернулись домой, надо было отдохнуть, на завтра у нас были большие планы. В первой половине дня мы планировали осмотреть городские достопримечательности, и потом доехать до Сараево — порядка 130 километров. Ничего особо интересного кроме прекрасной боснийской природы дорога не обещала, поэтому мы решили не останавливаться в Мостаре на вторую ночь. Итак, оказавшись дома, мы обнаружили все прелести нашего очередного пристанища. Несмотря на наличие мини-кухни, там не было чайника!!! Это была подстава! Больше скажу, там не было даже ни одной кастрюльки, чтобы вскипятить в ней воду… Нашлась одна небольшая турка, в которой мы, в два захода, и кипятили чай, что на электрической плите занимало довольно долгое время. Во-вторых, там было холодно. К ночи ближе в Мостаре сильно похолодало, было гораздо холоднее, чем на побережье, где ночью тепло тоже не было. В комнате был кондиционер, который мы и врубили на обогрев на максимальные 30 градусов. Но это был какой-то особенный кондиционер. Если стоять от него в метре, то чувствовалось поступление теплого воздуха. Но вот дальше, в том числе и до кровати, он не додувал. Да и комнату им обогреть не удавалось, такое ощущение, что весь теплый воздух просто куда-то исчезал. Мы достали все одеяла что были в комнате, залезли в ледяную кровать, и, утешаясь тем, что в холоде лучше сохраняешься, уснули.
С утра, несмотря на включенный кондей, температура в комнате стремилась к нулю. Во всяком случае, нам так казалось. На улице вставало солнце, освещая дома на противоположной стороне проспекта Тито, небо было в легкой утренней дымке, изо рта шел пар. Ксю вскипятила пару турок, мы, обжигаясь, выпили чай с булками, собрали вещи, и, занеся хозяйке ключи и закинув вещи в машину, пошли в город. Оказалось, что если знаешь дорогу и особо не задерживаешься по пути, от нас до Старого Моста было идти всего минут десять. Но как было не задерживаться, когда за домами золотится на утреннем свету минарет очередной мечети,
в просветах между деревьями виднеются горы,
да и вообще вокруг столько всего интересного!
В девять утра, в легкой дымке подсвечиваемой солнцем, мост выглядел только-только проснувшимся.
Его горбатую спину еще не начали топтать шумные туристы, делающие бесконечные сэлфи, еще не появился первый автобус со всеми любимыми китайцами, которые штурмуют все достопримечательности так, как будто от этого зависит их жизнь, да и коренные мостарцы только начали выползать из домов на улицу. Солнце прямо на глазах поднималось все выше, освещая повидавшие виды камни. Это было прекрасное зрелище! Утро красит нежным светом стены древнего моста…
Мы поднялись на мост, откуда открывался вид на Неретву и просыпающийся Мостар.
Ловя отличный режимный свет, мы спустились под мост на другом берегу Неретвы, откуда на мост открывался лучший (в это время суток) вид. Мост соединял высокие берега Неретвы в течение пяти веков, и как печально, что пережив столько событий, войн и катаклизмов, он был практически полностью разрушен уже в современные времена в Боснийской войне!
Засняв главную достопримечательность, мы, по узким старым улочкам
вышли на реку Радобля, впадающую в Неретву как раз в том месте, откуда мы снимали мост. Эта речушка славится еще одним мостом — Кривым, хотя он совсем даже и не кривой.
Неизвестно ни время его постройки, ни имя архитектора, но скорее всего он был построен в то же время, что и Старый мост — в 16 веке. Засняв не очень удачно освещенный Кривой мост, мы прошли в сторону доминанты Мостара — приходской церкви Святого Петра и Павла, чью 107-метровую колокольню видно практически отовсюду. Церковь, как и многое в этих краях, имеет невеселую историю. Разрешение на ее строительство было получено от султана Абдулы Азиза в 1859 году — это было первое разрешение на постройку церкви в Мостаре за 400 лет оккупации. Строительство началось в 1866 году и продолжалось 6 лет. Церковь просуществовала 120 с небольшим лет, и во время военных действий 1992–95 годов она была практически разрушена. После войны ее не стали восстанавливать, а построили совершенно другую в архитектурном плане и большего размера церковь, которую мы видим сегодня.
Дальше мы вернулись обратно к Неретве, к уже современному мосту Стари Пазар (Старо-базарный), откуда можно было снять Старый Мост в интерьере из реки, и окружающих его старинных домов.
Наш дальнейший путь шел по улице маршала Тито, сильно пострадавшей во время войны. От многих зданий остались только руины, стены других сохранили на себе следы от пуль. Очень это все печально.
Разбомбленные дома — не единственное напоминание о недавней войне. Левее улицы стоит мечеть с мусульманским кладбищем около нее. Одинаковые белые надгробные камни все как один имеют даты 92–94 годов… Вообще, по всей территории Балкан очень много кладбищ с этими датами… Люди, что мы делаем…Следующей нашей задачей было найти еще одну мостарскую достопримечательность — турецкий дом Кайтаза. Мы очень удачно вышли к нему, свернув с Тито в маленький переулочек, и… уперлись в закрытые ворота. Ага, близок локоток, да не укусишь. Пока мы с Ксю звонили в звонок и думали, что делать, ко входу подтянулась пара явных иностранцев. В возрасте за пятьдесят, европейцы — мужчина был в длинном пальто, шарфе и шляпе — наши так не ходят. Боснийцы тоже. Мы (на английском) поделились с ними нашей, теперь общей, бедой. Мужчина сказал, что в путеводителе (который был у него в руках) написано, что если в доме никого нет, то можно позвонить соседке, и попросить, чтобы она открыла. Он начал звонить в соседнюю дверь, а я в это время говорю Ксю что-то типа, если никого нет, то пойдем обратно к мосту.
— Вы говорите по-русски? — раздается за нами вопрос. По-русски.
Я оглядываюсь, и не вижу никого вновь прибывшего, кроме вышеописанной пары. Мужчина смотрит на меня и практически без акцента повторяет свой вопрос. Я не нашелся ответить ничего лучшего, кроме как:
— Ну да, иногда, немного…
Оказалось, что мужчина — француз, и он преподает в Сорбонне русский язык! Вот это был номер. Я ожидал чего угодно, но не такого варианта развития событий. Дальше все было гораздо легче. На наш зов вышла доброжелательная соседка, открыла запертые ворота, и устроила нам небольшой экскурс по дому.
На самом деле все было очень интересно. Этот дом снаружи и внутри выглядит практически также как и 400 лет назад, когда его построил первый Кайтаз, который занимал должность судьи. На протяжении всего этого времени дом принадлежит его семье — то есть, Кайтазы живут там до сих пор. Соседка интересно рассказала нам про тогдашний быт — комната главной жены, комнаты остальных жен, и так далее и тому подобное. И мы, и наши французские знакомства получили изрядное удовольствие, бродя по дому и слушая объяснения соседки. По окончании экскурсии мы отблагодарили соседку (мы — десятью еврами, французы дали похожую бумажку), и это был один из немногих раз, когда было не жалко платить. Словом, если вы вдруг окажетесь в Мостаре, найдите часок времени, и зайдите к Кайтазам в гости, не пожалеете!После дома-музея мы распрощались с французами, и пошли обратно к Старому Мосту,
чего-нибудь перекусить и немого потусить в Старом Городе.
Еду мы нашли в турецком ресторане под названием Sadrvan — очень уютное и приятное местечко, где мы отведали изумительной долмы.
Рекомендуем это место к посещению.
На этом наши мостарские приключения закончились, мы вернулись к машине, и отправились в столицу БиГ — Сараево.
Продолжение следует…