Этнокультурный комплекс "Кайныран", — Медвежий Угол, — знакомит приезжих с культурой и обычаями коренного народа Камчатки — коряков.
Сейчас их осталось всего около 9 тысяч человек ( в том числе, на Камчатке около 7 тысяч человек). В предыдущем своем "объекте" о камчатских медведях я приводил их численность — около 15 тысяч. То есть коряков на Камчатке меньше, чем медведей.
Кайныран находится в 16 км от Елизово, то есть около 50 км от Петропавловска.
Это место привлекает тех, кто хочет познакомиться с бытом и обычаями коренного населения Камчатки — коряков. Нам объявили программу посещения, и меня, как собачника, в первую очередь заинтересовали ездовые корякские собаки.
Не обманули — собаки встретили нас радостным лаем! В сопровождении инструктора, — миловидной женщины корякской национальности, — мы обошли стойбище и пообщались с собаками, которые предназначены для езды в собачьих упряжках. Вспомнился Джек Лондон. Я люблю всех собак, поэтому общение с ними мне всегда доставляет удовольствие. И здесь, в Кайныране, я тоже с удовольствием наблюдал за этими животными, самыми преданными человеку. Однако, мне было жаль видеть их в таких, с моей точки зрения, плохих условиях. Будки — очень маленькие и дырявые, не смогут защитить ни от дождя, ни от вьюги. Я успокаивал себя тем, что это такая порода собак, например, хаски, которая очень непритязательна. Но, когда я увидел в таких же условиях длинношерстную немецкую овчарку, я чуть не застонал... Как можно содержать "немца" в таких условиях!
Понравились собаки с разноцветными глазами. Покататься в упряжке, в общем -то не удалось. Стемнело, и собаки не хотели бежать в темноту. Тогда перед ними пустили снегоход, и собаки побежали, но не особо охотно и быстро. Даже закралось сомнение, что на собаках действительно можно перемещаться по снегу. Однако позднее, в доме мы встретили группу туристов, которые с утра совершили поездку, по их словам на 20 км. Значит — все-таки собачья упряжка работает!
Однако не собаки, а огромные камчатские бурые медведи, являются изюминкой этого места.
Надо сказать, что медведи, как и коряки, — основные коренные жители Камчатки. Их здесь очень много! Так сколько же медведей на Камчатке?
"Как сообщила специалист Кроноцкого государственного заповедника Мария ВОРОНЦОВА, медвежье население Камчатки – более 15 тысяч особей. Ареал бурых медведей распространяется практически на всю территорию края, за исключением высокогорных районов и заболоченной местности.
Крупнейшая популяция обитает в Южно-Камчатском федеральном заказнике – более 1 000 особей. Это подтвердили авиаучёты, проведённые в конце мая прошлого года. Здесь чаще, чем в других районах полуострова, встречаются многодетные выводки из 4-х медвежат.
А летом 2012 года инспекторы зарегистрировали и уникальный случай – медведица привела к берегам Курильского озера сразу 5 сеголетков."
Поэтому коряки с медведями живут дружно и находят общий язык.
Однако, мне все-же стало жаль этих громадных величественных животных. В клетках из толстых металлических прутьев они выглядели неестественно, хотя и вели себя смирно по-зоопарковски выпрашивая вкусненькое...
В Кайныране мы погостили в корякской юрте, а когда замерзли, то перешли в отапливаемый дом. В юрте нас угостили лепешками, приготовленными при нас на костре под рассказ о корякских обычаях. А в доме — угостили сытным ужином с показом танца с бубном, имитаций криков птиц и животных.
Мы были под сильным впечатлением от увиденного и услышанного до тех пор, пока при возвращении к нашему микроавтобусу нас не обогнал на японской машине тот самый коряк, с которым мы общались все это время. Мы то воспринимали его как настоящего коряка, который так и живет, как рассказывает и показывает, а он — обычный городской житель, такой же как мы. Кто-то из нас сказал: "Ну вот, сказка и закончилась..."